6. Функции подсиситемы подразделений коммерческого банка
Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:
1. Стратегическое планирование -- определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача -- данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
2. Моделирование -- использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель -- материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
3. Оперативное планирование -- определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
4. Мониторинг -- сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
5. Диагностика -- оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
6. Цель управления -- обеспечение надежности объекта управления.
Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке -- создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".
Банковский продукт -- способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк-клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.
Банковская операция -- система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.
Банковская услуга -- форма удовлетворения потребности (в кредите, расчётно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.
Продуктовый ряд банка -- банковская продукция.
Простой продукт -- продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.
Сложный продукт -- продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.
Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:
а) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
в) разработка регламента оказания требуемой услуги;
г) разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
д) решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
е) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
ж) решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
з) разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.
По целевому назначению можно различать следующие классы операций:
-- пассивные операции -- аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
-- активные операции -- использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
-- посреднические операции -- обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.
Рассмотрим более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.
Банковская триада -- сочетание трех понятий "продукт -- операция -- услуга".
Продукт -- регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.
Операция -- упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента.
Услуга -- результат обслуживания клиента (выполнения операции).
По степени сложности можно выделить три класса триад -- элементарные, комбинированные, интегрированные.
- Санкт-Петербургский университет
- 2. Структура и задачи банковского менеджмента
- 3. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке.
- 4. Продукт деятельности коммерческого банка
- 5. Система уравления в финансовом менеджменте коммерческого банка
- 6. Функции подсиситемы подразделений коммерческого банка
- 7. Концепция реинжиниринга процессов обслуживания клиентов
- 8. Приёмы финансового менеджмента
- План чтения лекции
- I. Цели и задачи
- II Расчет учебного времени
- Учебно-методическое обеспечение