logo
ДКБ / ДКБ / ДКБ лекции / лекция № 12

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы МЧС России

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________

Кафедра финансово-хозяйственной деятельности

Экз. №

Утверждаю

Начальник кафедры ФХД

полковник внутренней службы

Ю.Н. Соболев

«____»_________ 200_ года

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки»

Тема № 12 «Основы банковского менеджмента и маркетинга»

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол № от

" " 200_ года

Санкт-Петербург

2007

I. Цели и задачи

1.Сформировать у слушателей представление о банковском менеджменте и маркетинге в России.

II Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин.

Вводная часть

Основная часть

Учебные вопросы:

1. Банковский менеджмент

2.Банковский маркетинг

Заключительная часть

5

170

85

85

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. ст. 75.

2. Федеральный закон от 12.04.95 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

3. Федеральный закон от 26.04.95 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».

4. Федеральный закон от 03 02.96 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельно­сти в РСФСР».

5. Федеральный закон от 11.01.95 «О Счётной палате Рос­сийской Федерации».

6. Федеральный закон от 11.04.96 «О рынке ценных бумаге.

7. Закон Российской Федерации от 13.11.92 «О государст­венном внутреннем долге Российской Федерации».

8. Закон Российской Федерации от 09.10.92 «О валютном регулировании и валютном контроле».

9. Закон РСФСР от 10.01 91 «Об основах бюджетного уст­ройства и бюджетного процесса в РСФСР» с изм.

10. Указ Президента РФ от 01.07.96 № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».

Основная:

  1. Инструкция ЦБ РФ от 17.09.96 № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на тер­ритории РФ».

  2. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.; 1996.

  3. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М., 1995.

  4. Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 1997.

  5. Биржевая деятельность / Под ред. В.А Галанова и др. М., 1999.

  6. Биржевая деятельность / Под ред А Г Грязновой и др. М., 1995.

  7. Дегтярева О.И.. Кандинская О.А Биржевое дело. М., 1997.

  8. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. О.И Лаврушина. М., 1998

  9. Дробозина Л.А.. Окунева Л.П. и др Финансы. Денежное обращение. Кредит. М., 1997.

  10. Львов Ю.И. Банки и финансовый рынок СПб.. 1995.

  11. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 1995.

  12. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф.Жукова. М., 1995.

  13. Поляков В.П., Московкина Л А Основы денежного обра­щения и кредита. М., 1995.

  14. Рынок ценных бумаг / Под ред В.А. Галанова, А.И. Басо­ва. М., 1996.

  15. Семенюта ОТ. Деньги, кредит, банки в РФ. М., 1998.

  16. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управле­ние и операции. М., 1997.

  17. Фабричнов С.А., Сысоева Е.Ф., Затопских И.Т. Деньги, банки и банковские операции. Воронеж, 1995.

Дополнительная:

1. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. А.Ю. Казака. Ека­теринбург, 1994.

2. Штиллих О. Биржа и ее деятельность. СПб.. 1992.

3. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты / Под ред. B.C. Торкановского. СПб.. 1997.

4. Килячков А.А., Чалдаенл Л А Практикум по российскому рынку ценных бумаг. М., 1997

5. Богданова О.М. Коммерческие банки России: формирова­ние условий устойчивого развития. М.. 1998.

6. Ческидов Б.М. Развитие банковских операций с ценными бумагами. М., 1997.

7. Кочмола К.В. Инвестиционная деятельность коммерче­ских банков М.. 1998.

8. Кудрявцев В.А., Кудрявцева Е.В Основы организации ипотечного кредитования. М., 1998.

9. Биржи / Под ред. С.А. Цветкова М . 1992

10. Российские банки сегодня: финансовый, общественный и культурный капитал./ Под ред. ДЛ Волкова и др. СПб., 1997.

11. Миловидов В.Д. Паевые инвестиционные фонды. М 1996.

12. Чесноков А.С. Инвестиционная стратегия и финансовые игры. М . 1994

Учебно-материальное обеспечение

1.Технические средства обучения: видеомагнитофон, телевизор, видеофильмы.

2.Раздаточный материал.

Вводная часть

Банковский менеджмент и маркетинг занимают первостепенное место всистеме управления кредитной организацией. Правильное понимание и решение задач в этой области повышает эффективность использования уже имеющихся ресурсов и повышает эффективность привлечения дополнительных. Это приводит к развитию кредитной системы и повышению эффективности работы во всех областях финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. в бюджетной сфере, важное место в которой занимает Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России

Банковский менеджмент

Финансовый менеджмент -- вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функ-ционированием фирмы на основе использования современных ме-тодов. Финансовый менеджмент яв-ляется одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняш-них условий экономики России.

Финансовый менеджмент включает в себя:

разработку и реализацию финансовой политики;

принятие решений по финансовым вопросам, их конкрети-зацию и разработку методов реализации;

информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности;

оценку инвестиционных проектов и формирование портфе-ля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирова-ние и контроль;

организацию аппарата управления финансово-хозяйствен-ной деятельностью.

Методы финансового менеджмента позволяют оценить:

риск и выгодность того или иного способа вложения денег;

эффективность работы фирмы;

скорость оборачиваемости капитала и его производитель-ность.

Финансовый менеджмент в коммерческом банке -- это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом -- управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке --определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств.

В цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке не включены следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов. Это объясняется тем, что всё вышеперечисленное является директивными нормами, которые введены на уровне государства (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.