logo
Konkurentsia

1.2 Модели рынков

В связи с вышеуказанными показателями экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

• чистую (совершенную) конкуренцию;

• чистую монополию;

• монополистическую конкуренцию,

• олигополию;

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

1.2.1 Совершенная конкуренция характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объём производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыночную цену. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. На такой рынок новые фирмы могут свободно входить, а существующие могут свободно покидать.

Модель совершенного конкурентного рынка обеспечивает производственную и распределительную эффективность.

Достижение производственной эффективности требует, чтобы товар производился с наименьшими издержками, и ресурсы распределялись между фирмами и отраслями так, чтобы получить такой ассортимент продуктов, который наиболее необходим потребителям.

Оба эти условия выполняются на рынке совершенной конкуренции, который и является наиболее эффективной рыночной структурой. На этом рынке ни один производитель не может получить доход путём увеличения цен, а только посредством сокращения своих издержек производства. Это наиболее желательная ситуация с точки зрения потребителя.

Однако, совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.

1.2.2 Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции.

1.2.3 На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной.

Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли.

1.2.4 Что же касается противоположной конкуренции монополии, то для неё характерны следующие черты:

- господство одной фирмы,

- отсутствие товаров – близких заменителей,

- диктат цен,

- блокирование вступления в отрасль других фирм.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт и т.д.

Реальными барьерами, препятствующими вступлению в отрасль, являются:

- эффект масштаба,

- исключительные права, патенты и лицензии,

- собственность на важнейшие виды сырья.

Основным инструментом для установления своего господства монополисты используют цену. Монопольная цена – это цена, устанавливаемая монополиями единолично или в сговоре с другими монополиями. Пределом этой цены является величина платёжеспособного спроса населения.

К негативным сторонам функционирования чистой монополии можно отнести то, что:

  1. монополия нарушает соответствие интересов производителей и потребителей в пользу первых. Происходит снижение общественного благосостояния, усиление неравенства в обществе;

  2. монополия может стать причиной фиаско рынка, если объём продаж окажется меньше того, при котором предельные издержки равны установленной цене;

  3. недоиспользуются ресурсы, ибо монополия для поддержания высокой цены сдерживают наращивание объёма производства;

  4. у монополиста снижаются стимулы к техническому совершенствованию производства, повышению качества продукции, ибо он ограждён от конкуренции. Это носит ощутимый ущерб обществу.

Тем не менее, несмотря на потери для общества, монополия играет и позитивную роль в развитии экономики. К позитивным сторонам чистой монополии можно отнести то, что:

  1. на полученную монополией сверхприбыль она может проводить научно-исследовательские работы, изучать общественные потребности и т.д.;

  2. монополист имеет возможность идти на больший риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь чрезмерно высоких инвестиций в отрасль.

Характерные черты моделей рынка конкуренции приведены в таблице 1:

Характерные черты

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

очень большое

много

несколько

одна

Тип продукции

стандартизированный

дифферен-

цированный

стандартизированный и дифференцированный.

уникальный

Условия вступления в отрасль

очень лёгкие, нет препятствий

сравнительно лёгкие, есть небольшие препятствия

наличие существенных препятствий

блокированый

Контроль над ценами

отсутствует

некоторый, но в довольно узких рамках

ограниченный взаимной зависимостью, значительный в тайном сговоре

значительный

Доступность информации

абсолютная

некоторые затруднения

некоторые ограничения

малодоступная

Неценовая конкуренция

отсутствует

упор на рекламу, торговые знаки и т.д.

очень типична, особенно при дифференциации продукта

реклама связи фирмы с общественными организациями

примеры

сельское хозяйство

одежда и обувь

автомобили

коммунальное хозяйство

Примечание – источник: [1, стр.24, таблица 1].