logo
Konkurentsia

1.3 Виды конкуренции

Исходя из приведённых выше моделей конкурентной борьбы, можно выделить следующие виды конкуренции: ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную, внутриотраслевую и межотраслевую, эффективную и действенную. Рассмотрим их подробнее:

1.3.1а)Ценовая конкуренция заключается в стремлении добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен. Она должна базироваться на снижении себестоимости продукции. Искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается. Таким образом, предприятие должно снизить издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка.

То есть снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли.

б)Неценовая конкуренция представляет собой конкуренцию, которая основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта; конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной.

1.3.2а) Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наибольшей прибыли.

б) Межотраслевая конкуренция – это борьба между предприятиями различных отраслей хозяйства за более выгодное приложение капитала.

1.3.3Йозеф Шумпетер (экономист, социолог и историк экономической мысли) считал, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Следует заметить, что для всех видов конкуренции самым значимым параметром является конкурентоспособность товаров. Главными составляющими конкурентоспособности являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения. Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данного товара с аналогичной продукцией других фирм, которая получила признание и обладает в данный момент наивысшей конкурентоспособностью.

Главным фактором, определяющим конкурентоспособность является спрос на товар. Отсутствие спроса на товар означает, что произведена неконкурентоспособная продукция.

В связи с этим можно дать определение конкурентоспособности фирмы.

Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.