logo
Konkurentsia

1.1Сущность конкуренции

В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и являются по отношению друг к другу конкурентами (от лат. сoncurrere – сталкиваться, соперничать).

Под экономической конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли [1, стр.22].

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Адам Смит (экономист, философ-этик) трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Существуют определённые показатели, благодаря которым и складывается то или иное состояние рынка, формирующее вид конкуренции или же её отсутствие. К таким показателям, или параметрам, относятся:

- количество фирм, поставляющих товары на рынок,

- свобода или ограничения вхождения фирмы на рынок и выхода из него,

- тип продукции (стандартизированный или дифференцированный),

- участие фирм в контроле над ценами,

- доступность информации [1, стр.22].