«Интернет банкинг, история развития».
По мере своего развития интернет упрощает разнообразные стороны человеческой жизни. Сегодня компьютер, подключенный к интернету, заменяет множество сфер жизнедеятельности человека. Электронная почта, электронные книги, просмотр телевидения онлайн, онлайн прослушивание радиостанций, интернет магазины, общение с близкими людьми в реальном времени. Все эти и многие другие вещи стали доступны благодаря развитию интернета. Этот процесс замещения касается и экономической стороны жизни – электронные деньги, валютный рынок форекс, интернет фонды, дают возможно получать доходы, используя интернет. Согласитесь, представить, что такое будет возможно, когда интернет только начинал развиваться, было довольно сложно.
Сегодня я хочу поговорить об интернет банкинге, его возникновении и развитии. Современный интернет банкинг это весьма развитое направление банковской деятельности в странах западной Европы и северной Америке. Россия с остальными странами восточной Европы пока что отстают от лидеров предоставления услуг онлайн банкинга. Но, обо всем по порядку.
Итак, интернет банкинг. Интернет банкинг или как его еще называют на западе E-banking – это технология дистанционного банковского обслуживания, которая позволяет вкладчикам банка получать доступ к информации о своих счетах и осуществлять операции по ним, используя интернет. Система интернет банкинга берет свое начало с 80 годов прошлого столетия, когда в США была создана систем Home Banking. Эта система давала возможность вкладчикам проверять свои счета, подключаясь к компьютеру банка через телефон. В дальнейшем, по мере развития интернета и интернет технологий банки начинают вводить системы, которые позволяли вкладчикам получать информацию о своих счетах, через интернет. Впервые услуга перевода денежных средств со счетов была введена в 1994 году в США Стэнфордским федеральным кредитным союзам, а уже в 1995 году был создан первый виртуальный банк – Security First Network Bank. Но, к разочарованию основателей проекта, он потерпел фиаско из-за сильного недоверия со стороны потенциальных клиентов, которые, в те времена, не очень-то доверяли такому новшеству. Первым банком, достигшим успеха в онлайн банкинге, стал Bank of America. К 2001 году он стал первым, среди всех банков, предоставляющих услугу Е-банкинга, чья база пользователей этой услугой превысила 2млн клиентов. На тот момент эта цифра составляла около 20% всех клиентов банка. А в октябре все того же 2001 года и все тем же Bank of America была побита взята планка в 3млн. денежных переводов, осуществленных с помощью услуги онлайн банкинга на общую сумму более 1млрд. $ США. В настоящее время в странах западной Европы и Америки услугами Е-банкинга пользуются более 50% всего взрослого населения, а среди совершеннолетних пользователей интернета эта цифра достигает 90%.
В России интернет банкинг впервые появляется в конце 90х годов прошлого столетия. Первопроходцем в этой сфере стал Автобанк, который в 1998 году первым в пост советском пространстве запустил систему управления счетом онлайн «клиент-банк». В последующие 5 лет развитие этой услуги протекало очень медленно. К 2003 году в России насчитывалась не более 50тыс. пользователей услугой интернет банкинга. За следующие 5 лет данная сфера показывала весьма не плохую динамику роста. Если в 2003 году всего 17% российских банков имели свою систему «клиент-банк», то к 2007 году эта цифра составляла более 55%. Первым российским банком, который побил планку в 100тыс. пользователей стал Альфа банк в 2006 году. На сегодняшний момент более 90% крупных банков России предоставляют своим клиентам возможность пользования системой онлайн банкинга, что нельзя сказать о мелких банках, где эта цифра не превышает 15%. Всего же на конец 2010 года насчитывается около 3,5млн. пользователей данной услугой, с еженедельным приростом более 10тыс. человек. Специалисты связывают такой скачек в развитии интернет банкинга в России за последнее время с растущим проникновением широкополосного интернета, а так же с развитием и совершенствованием банковской сферы в целом. Также стоит отметить тот факт, что за последние годы существенно возросло количество пользователей такой услугой, как мобильный банкинг, позволяющей совершать операции с банковским счетом непосредственно с помощью мобильного телефона.
- Тема 5.«Дистанционное банковское обслуживание и его виды»
- Виды дистанционного банковского обслуживания.
- «Дистанционное банковское обслуживание».
- Система «Клиент-банк».
- «Клиент-Банк».
- «Интернет банкинг, история развития».
- Телефонный банкинг, принцип действия, и возможности предоставления услуг.
- «Система Телефонный Банкинг».
- Система дистанционного банковского обслуживания «Интернет - Клиент».
- «Система дистанционного банковского обслуживания (дбо) «Интернет-Клиент»».