logo
Информ системы издано

Система кодирования – совокупность принципов кодирования. Наиболее распространенные системы кодирования:

Требования к кодам:

После присвоения кодов создается классификатор – систематизированный свод наименований и их кодовых обозначений.При автоматизированной обработке коды и классификаторы хранятся в памяти ЭВМ. При составлении классификаторов производится классификация информации и ее кодирование – присвоение кодов в соответствии с выбранной системой кодирования.

Классификаторы разрабатываются:

Общегосударственные классификаторы начали создаваться в стране в 1970-х годах. В составе общероссийских классификаторов важное место занимают:

общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

совокупность обозначений административно-территориальных объектов (СОАТО);

общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и др.

К классификаторам относятся планы бухгалтерских счетов, существуют классификаторы банков (коды БИК), налоговых органов и т.д.

Локальные классификаторы на предприятиях особенно важны при автоматизированной обработке информации. Чаще всего они вводятся в ЭВМ и используются при составлении документов. Например, это классификаторы подразделений, сотрудников, материальных ценностей (материалов, основных средств, видов готовой продукции), контрагентов (поставщиков, покупателей) и т.д. Классификаторы в автоматизированной информационной системе часто называют справочниками. Назначение справочников – облегчение заполнения первичных документов. При заполнении в документе реквизита, являющегося постоянной информацией, происходит обращение к справочнику. Если нужный реквизит есть в справочнике, он выбирается и заносится в документ, если отсутствует – его можно занести в справочник, не выходя из режима составления документа.

2.6. Система документации и документооборот

Классификаторы используются при составлении документов.

Входные и выходные документы – утвержденные формы носителей информации, имеющие юридическую силу, являются основными носителями информации в информационной системе предприятия. Документы можно классифицировать.

По сфере деятельности:

По порядку составления:

По способу заполнения:

По виду носителя информации:

По отношению к объекту управления:

По отношению к информационной системе:

Распространение автоматизированной обработки экономической информации потребовало унификации и стандартизации всей документации – разработки и использования стандартных и единых для всех предприятий форм документов. Система документации – совокупность документов, циркулирующих на объекте.

По ряду документов разработаны единые унифицированные, стандартные формы. Каждой разработанной форме документа присвоен код в соответствии с Общегосударственным классификатором управленческой документации (ОКУД). По организационно-распорядительной документации утвержден Постановлением Госстандарта ГОСТ Р 6-30-2003. Большая часть документации финансово-кредитных учреждений, а также первичных и отчетных документов бухгалтерского учета унифицированы. Их формы утверждаются Центральным банком РФ, Министерством финансов.

Унифицированная система документации – рационально организованный комплекс взаимосвязанных форм документов, отвечающих единым правилам и требованиям и содержащих информацию, необходимую для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности.

Требования к документам:

Применение унифицированной системы документации обеспечивает:

При наличии утвержденных, унифицированных форм документов, в информационной системе предприятия они должны использоваться. При отсутствии стандартных форм, на предприятии должна быть разработана собственная форма документа с учетом всех стандартов и требований к документам. Такая форма утверждается руководителем предприятия. Так же руководитель утверждает формы бухгалтерских регистров и систему организации документооборота. Регистры любой формы счетоводства являются способом организации и хранения информационных массивов. Основные требования к бухгалтерским документам изложены в Федеральном законе РФ «О бухгалтерском учете» и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

При проектировании информационного обеспечения информационной системы предприятия обследуются все применяемые на предприятии формы документов, неунифицированные формы по возможности заменяются унифицированными, разрабатываются собственные формы.

Большое значение придается правильной организации документооборота – движения документа от момента первой записи до сдачи в архив. При проектировании информационной системы разрабатываются графики документооборота и схемы информационных потоков. Организация электронного документооборота – необходимость для предприятий, учреждений с большими объемами документооборота (п. 9. 3). Для этого можно использовать текстовые редакторы, специализированные системы управления документооборотом, вычислительные сети.

Первичные учетные документы оформляются и передаются в бухгалтерию в соответствии с установленным на предприятии графиком документооборота, который разрабатывается под руководством главного бухгалтера и утверждается руководителем. График документооборота позволяет рационально распределить обязанности между работниками, вести точный учет, своевременно составлять отчетность. График документооборота отражает взаимосвязи между структурными подразделениями по поводу создания и сроков представления документов.

Рациональной организации документооборота способствует уменьшение количества документов, упрощение их формы, устранение дублирования, автоматизация сбора и регистрации информации.

2.7. Базы и банки данных. Базы знаний

Основной формой хранения информации (показателей, классификаторов, документов и др.) во внутримашинном варианте является база данных.

База данных - совокупность структурированных данных, отражающая их взаимосвязанность, обеспечивающая удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным. В отличие от локальных файлов, базы данных основываются на принципах интегрированного использования информации в системе.

База данных позволяет:

Банк данных – это автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных.

Главными составляющими банка данных являются база данных, ЭВМ, обслуживающий персонал и СУБД – программный продукт, обеспечивающий поиск, хранение, корректировку данных, формирование ответов на запросы. Распространенные СУБД – Access, dBase, Paradox, FoxPro, Clipper, для крупных предприятий используются Oracle, Informix, SQL-Server и др.

Логическая модель организации данных в базе данных может быть

Базы знаний содержат факты (данные) и правила, законы (эвристики), которые управляют использованием фактов и позволяют находить решения сложных задач в некоторой предметной области. Базы знаний являются основой экспертных систем – компьютерных программ, которые позволяют модифицировать знания и опыт человека-эксперта.