Система кодирования – совокупность принципов кодирования. Наиболее распространенные системы кодирования:
Порядковая – всем позициям присваиваются порядковые номера без их пропусков. Эта система кодирования не требует предварительной классификации и допускает добавление объектов только в конец, поэтому используется при кодировании небольших совокупностей объектов.
Серийная – по выбранному признаку серийности совокупность делят на группы. За каждой группой закрепляется серия кодов с учетом размера группы и резерва, в пределах которой отдельным позициям присваиваются коды по порядку. Например, номера счетов в бухгалтерском плане счетов.
Позиционная (разрядная) – каждый разряд кода закрепляется за определенным признаком. Эта система кодирования применяется при сложных иерархических и при фасетных классификациях в соответствии с множеством признаков классификации для кодирования больших совокупностей. По такой системе кодирования составлен, например, номер счета в банке, состоящий из 20 знаков, где первые 5 разрядов обозначают код счета по банковскому плану счетов, 6-8 разряды – код вида валюты, 9 разряд – защитный ключ, 10-11 разряды – номер филиала, 12-13 разряды – номер подразделения, 14-20 разряды – номер счета.
Требования к кодам:
должны охватывать все объекты, подлежащие кодированию, и давать им однозначное обозначение;
должны быть единые во всей системе обработки информации;
предоставлять возможность добавления объектов кодирования без изменения правил их обозначения;
иметь максимальную информированность при минимальной значимости;
должны позволять осуществлять автоматическую группировку, поиск, контроль данных;
должны быть стабильные, не должны меняться, коды выбывших объектов новым объектам не присваиваются;
коды одного массива должны иметь одинаковое количество знаков;
удобство, простота.
После присвоения кодов создается классификатор – систематизированный свод наименований и их кодовых обозначений.При автоматизированной обработке коды и классификаторы хранятся в памяти ЭВМ. При составлении классификаторов производится классификация информации и ее кодирование – присвоение кодов в соответствии с выбранной системой кодирования.
Классификаторы разрабатываются:
общегосударственные – единые для всей страны;
отраслевые – используются на предприятиях одной отрасли,
региональные – используются в пределах региона,
локальные – составляются и используются на предприятии.
Общегосударственные классификаторы начали создаваться в стране в 1970-х годах. В составе общероссийских классификаторов важное место занимают:
общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);
совокупность обозначений административно-территориальных объектов (СОАТО);
общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и др.
К классификаторам относятся планы бухгалтерских счетов, существуют классификаторы банков (коды БИК), налоговых органов и т.д.
Локальные классификаторы на предприятиях особенно важны при автоматизированной обработке информации. Чаще всего они вводятся в ЭВМ и используются при составлении документов. Например, это классификаторы подразделений, сотрудников, материальных ценностей (материалов, основных средств, видов готовой продукции), контрагентов (поставщиков, покупателей) и т.д. Классификаторы в автоматизированной информационной системе часто называют справочниками. Назначение справочников – облегчение заполнения первичных документов. При заполнении в документе реквизита, являющегося постоянной информацией, происходит обращение к справочнику. Если нужный реквизит есть в справочнике, он выбирается и заносится в документ, если отсутствует – его можно занести в справочник, не выходя из режима составления документа.
2.6. Система документации и документооборот
Классификаторы используются при составлении документов.
Входные и выходные документы – утвержденные формы носителей информации, имеющие юридическую силу, являются основными носителями информации в информационной системе предприятия. Документы можно классифицировать.
По сфере деятельности:
бухгалтерские;
банковские;
статистические;
плановые;
кадровые и т.д.
По порядку составления:
первичные;
сводные.
По способу заполнения:
заполняемые вручную;
заполняемые автоматизировано.
По виду носителя информации:
бумажные;
картонные;
электронные (на машинных носителях);
пластиковые и т.д.
По отношению к объекту управления:
входящие;
исходящие.
По отношению к информационной системе:
входные;
выходные.
Распространение автоматизированной обработки экономической информации потребовало унификации и стандартизации всей документации – разработки и использования стандартных и единых для всех предприятий форм документов. Система документации – совокупность документов, циркулирующих на объекте.
По ряду документов разработаны единые унифицированные, стандартные формы. Каждой разработанной форме документа присвоен код в соответствии с Общегосударственным классификатором управленческой документации (ОКУД). По организационно-распорядительной документации утвержден Постановлением Госстандарта ГОСТ Р 6-30-2003. Большая часть документации финансово-кредитных учреждений, а также первичных и отчетных документов бухгалтерского учета унифицированы. Их формы утверждаются Центральным банком РФ, Министерством финансов.
Унифицированная система документации – рационально организованный комплекс взаимосвязанных форм документов, отвечающих единым правилам и требованиям и содержащих информацию, необходимую для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности.
Требования к документам:
стандартная форма построения,
приспособление к автоматизированной обработке и удобное восприятие человеком,
минимизация показателей,
исключение дублирования информации,
включение всех необходимых показателей,
обслуживание всех звеньев и видов хозяйственного руководства.
Применение унифицированной системы документации обеспечивает:
сокращение количества форм документов;
использование единых форм документов;
стандартизацию и единообразие оформления документов;
употребление единой терминологии.
При наличии утвержденных, унифицированных форм документов, в информационной системе предприятия они должны использоваться. При отсутствии стандартных форм, на предприятии должна быть разработана собственная форма документа с учетом всех стандартов и требований к документам. Такая форма утверждается руководителем предприятия. Так же руководитель утверждает формы бухгалтерских регистров и систему организации документооборота. Регистры любой формы счетоводства являются способом организации и хранения информационных массивов. Основные требования к бухгалтерским документам изложены в Федеральном законе РФ «О бухгалтерском учете» и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
При проектировании информационного обеспечения информационной системы предприятия обследуются все применяемые на предприятии формы документов, неунифицированные формы по возможности заменяются унифицированными, разрабатываются собственные формы.
Большое значение придается правильной организации документооборота – движения документа от момента первой записи до сдачи в архив. При проектировании информационной системы разрабатываются графики документооборота и схемы информационных потоков. Организация электронного документооборота – необходимость для предприятий, учреждений с большими объемами документооборота (п. 9. 3). Для этого можно использовать текстовые редакторы, специализированные системы управления документооборотом, вычислительные сети.
Первичные учетные документы оформляются и передаются в бухгалтерию в соответствии с установленным на предприятии графиком документооборота, который разрабатывается под руководством главного бухгалтера и утверждается руководителем. График документооборота позволяет рационально распределить обязанности между работниками, вести точный учет, своевременно составлять отчетность. График документооборота отражает взаимосвязи между структурными подразделениями по поводу создания и сроков представления документов.
Рациональной организации документооборота способствует уменьшение количества документов, упрощение их формы, устранение дублирования, автоматизация сбора и регистрации информации.
2.7. Базы и банки данных. Базы знаний
Основной формой хранения информации (показателей, классификаторов, документов и др.) во внутримашинном варианте является база данных.
База данных - совокупность структурированных данных, отражающая их взаимосвязанность, обеспечивающая удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным. В отличие от локальных файлов, базы данных основываются на принципах интегрированного использования информации в системе.
База данных позволяет:
устранить многократный ввод и дублирование одних и тех же данных;
сократить избыточность данных;
устранить противоречивость данных;
совместно использовать данные для решения большого круга задач пользователя;
обеспечить удобство доступа к данным;
обеспечить защиту данных.
Банк данных – это автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных.
Главными составляющими банка данных являются база данных, ЭВМ, обслуживающий персонал и СУБД – программный продукт, обеспечивающий поиск, хранение, корректировку данных, формирование ответов на запросы. Распространенные СУБД – Access, dBase, Paradox, FoxPro, Clipper, для крупных предприятий используются Oracle, Informix, SQL-Server и др.
Логическая модель организации данных в базе данных может быть
иерархическая – в виде дерева с вертикальными связями, выражающими подчинение нижнего уровня высшему,
сетевая – с вертикальными и горизонтальными связями,
реляционная – представляет собой совокупность таблиц, наиболее распространенная.
Базы знаний содержат факты (данные) и правила, законы (эвристики), которые управляют использованием фактов и позволяют находить решения сложных задач в некоторой предметной области. Базы знаний являются основой экспертных систем – компьютерных программ, которые позволяют модифицировать знания и опыт человека-эксперта.
- Информационные
- Содержание
- Основные аббревиатуры
- Введение
- Информационные системы. Автоматизированные информационные технологии
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 2.Информационное обеспечение аис
- Система кодирования – совокупность принципов кодирования. Наиболее распространенные системы кодирования:
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 3. Техническое обеспечение аис. Сетевые технологии
- Ip – адресный протокол, определяет, куда происходит передача.
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 4. Программное обеспечение аис
- Задачи, решаемые с помощью экспертных систем:
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 5. Организация аис
- Отличительные признаки арм:
- Цели создания арм:
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 6.Экономика аис
- Углубление анализа, повышение качества аналитических отчётов, получение принципиально новых аналитических возможностей;
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 7. Информационная безопасность аис
- Рекомендуемая литература
- 8. Справочные правовые системы
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- 9. Информационные системы и информационные технологии в сфере управления производством
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 10. Информационные системы бухгалтерскоГо учетА
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- 11. Банковские информационные системы
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- 12. Проектирование аис в соответствии с потребностями пользователя
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- 13. Методические указания и темы для подготовки контрольных работ студентами заочного отделения
- Вопросы для контрольных работ