4. Программное обеспечение аис
4.1. Состав программного обеспечения
Возможности компьютера зависят от используемого программного обеспечения.
Программа – упорядоченная последовательность команд компьютера для решения задачи.
Программный продукт – комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной задачи массового спроса, подготовленный к реализации как вид промышленной продукции.
Программное обеспечение – совокупность программ (системных и прикладных), реализующих задачи и функции АИС и обеспечивающих нормальное функционирование комплекса технических средств, а также инструктивно-методические материалы.
Рис. 3. Состав программного обеспечения
4.2. Системное программное обеспечение
Системное программное обеспечение обеспечивает работу компьютера, других устройств, сетей; создает условия для функционирования прикладных программ; обеспечивает выполнение вспомогательных технологических операций.
Основной системной программой является операционная система компьютера.
Операционная система предназначена для синхронизации работы всех составных частей и устройств компьютера, управляет компьютером, запускает программы, организует файловую систему, выполняет создание папок, копирование, другие сервисные функции. Это программы Windows’98, Windows 2000, Windows XP, Unix (Linex), OS/2 и другие.
Сервисные пакеты помогают пользователю в работе с системой. К ним относятся:
Служебные программы реализуют служебные функции по управлению компьютером, расширяют и дополняют операционную систему. Это программы обслуживания дисков (форматирования, дефрагментации, проверки, очистки), программы-оболочки, которые обеспечивают более удобный способ общения с компьютером, чем операционная система; драйверы, расширяющие возможности операционной системы, например, позволяя ей работать с тем или иным устройством.
Архиваторы – позволяют сжимать файлы (WinZip, WinRar).
Антивирусные программы – производят проверку дисков на наличие вирусов и их уничтожение (Антивирус Касперского, Norton AntiVirus).
Программы защиты от несанкционированного доступа.
Системы поддержки сетевых коммуникаций предназначены для создания и функционирования компьютерных сетей. Это сетевые операционные системы (п. 3.3) и другие программы.
4.3. Прикладное (специальное) программное обеспечение
Прикладное программное обеспечение предназначено для решения задач пользователя, выполнения необходимых пользователю работ. В зависимости от видов решаемых задач можно выделить следующие группы прикладных программ.
К прикладному программному обеспечению общего назначения относятся:
текстовые редакторы – предназначены для подготовки, редактирования и печати текстов. Например, Word и др.
электронные таблицы предназначены для автоматизированной обработки данных в табличном виде (Excel, Supercalc и др.);
системы управления базами данных (СУБД) применяются для хранения, накопления, быстрого поиска и выдачи в удобной форме информации по запросу пользователя (п. 2.7). Это dBase, Paradox, FoxPro, Clipper, для крупных предприятий используются Oracle, Informix, SQL-Server и др.;
графические системы служат для работы с графической информацией. Они бывают разного назначения, например, презентационные - Power Point, автоматизированного проектирования – Autocad и т. д.;
интегрированные пакеты прикладных программ – набор нескольких программных продуктов, дополняющих друг друга, поддерживающих единые информационные технологии, имеющие общий интерфейс. Чаще всего в интегрированный пакет входят текстовый редактор, электронные таблицы, СУБД, графический редактор. Пример такого пакета – Microsoft Office.
Проблемно-ориентированные программы автоматизируют конкретную прикладную область. Это программы автоматизации бухгалтерского учета, финансового менеджмента, управления персоналом, управления материальными запасами, управления производством, интегрированные системы управления предприятием, банковские, налоговые и другие.
У них высоки требования к оперативности обработки данных, большие объемы хранимой информации, для них важен дружественный интерфейс и защита информации, гибкость и настраиваемость силами пользователя. Необходимо сопровождение (поддержка работоспособности, переход на новые версии, внесение изменений, исправление ошибок, защита) программ в связи с огромной важностью содержащейся в них информации для информационной системы предприятия и с постоянными изменениями законодательства в финансово-экономической сфере. Часто эти программы создаются в виде комплексов АРМ, которые могут объединяться вычислительной сетью в единый программный комплекс, образуя большие информационные системы, используя распределенную обработку данных в сети ЭВМ. Подробнее эта группа программ рассматривается в главах 9-11.
На наш взгляд, в отдельную группу можно выделить справочные системы. Широко распространены и необходимы в работе экономистам, бухгалтерам, финансистам справочные-правовые системы (глава 8) оперативно предоставляющие пользователю в удобном виде информацию о праве, финансах, бухучете, налогах, в виде законодательных актов, их комментариев и в других формах (Консультант Плюс, Гарант и др.).
Методо-ориентированные пакеты прикладных программ - обеспечивают независимо от предметной области применение математических, статистических и других методов решения задач. Для статистической обработки и применения статистических методов используются StatWork, StatGraphics.
Программные средства коммуникаций – обеспечивают возможность взаимодействия компьютера с другими вычислительными машинами, предоставляют услуги электронной почты, обмена сообщениями, удаленного доступа к ресурсам.
Программные средства мультимедиа служат для создания и использования аудио и видео информации, используются в информационном обслуживании, обучении, играх.
Органайзеры – программы для планирования рабочего времени, составления расписаний, ведения записной книжки. В их состав входят калькулятор, записная книжка, календарь.
Программы – переводчики, средства проверки орфографии и распознавания текста.
Системы автоматизации документооборота (п. 9.5).
4.4. Экспертные системы: понятие, основные компоненты
Системы искусственного интеллекта – реализуют отдельные функции интеллекта человека. К ним относятся экспертные системы, системы анализа и распознавания речи, образов.
Экспертные системы – это машинные программы, которые моделируют знания и опыт человека-эксперта. Основой экспертной системы является база знаний, структурированных в целях формализации процесса принятия решений. Экспертные системы – это класс систем искусственного интеллекта, позволяющих осуществлять эффективную компьютеризацию областей, в которых знания представлены в экспертной, описательной форме и где затруднительно, а иногда и невозможно применять широко распространенные математические модели. Экспертные системы разрабатываются с расчетом их самообучения. Они способны обосновывать логику выбора решений. Области применения экспертных систем – медицина, управление, информатика и компьютерные системы, физика, химия, метеорология, промышленность и сельское хозяйство.
- Информационные
- Содержание
- Основные аббревиатуры
- Введение
- Информационные системы. Автоматизированные информационные технологии
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 2.Информационное обеспечение аис
- Система кодирования – совокупность принципов кодирования. Наиболее распространенные системы кодирования:
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 3. Техническое обеспечение аис. Сетевые технологии
- Ip – адресный протокол, определяет, куда происходит передача.
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 4. Программное обеспечение аис
- Задачи, решаемые с помощью экспертных систем:
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 5. Организация аис
- Отличительные признаки арм:
- Цели создания арм:
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 6.Экономика аис
- Углубление анализа, повышение качества аналитических отчётов, получение принципиально новых аналитических возможностей;
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 7. Информационная безопасность аис
- Рекомендуемая литература
- 8. Справочные правовые системы
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- 9. Информационные системы и информационные технологии в сфере управления производством
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- 10. Информационные системы бухгалтерскоГо учетА
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- 11. Банковские информационные системы
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- 12. Проектирование аис в соответствии с потребностями пользователя
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- 13. Методические указания и темы для подготовки контрольных работ студентами заочного отделения
- Вопросы для контрольных работ