9.9. Денежно-кредитное регулирование во Франции.
Банк Франции (Bank of France) был основан в 1800 г. и получил официальное разрешение на деятельность в 1803г., когда еще не существовало никаких других французских банков. Банк Франции более века оставался крупнейшим коммерческим Банком Франции, который не только выполнял функции Центрального банка страны, но и непосредственно обслуживал клиентов через широкую сеть отделений и контор. В настоящее время он не осуществляет операции с частной торгово-промышленной клиентурой, хотя до сих пор сохраняет обширную сеть отделений по всей Франции.
Банк Франции получил право на эмиссию денежных знаков в 1838 году. Сначала устанавливались сроки эмиссионного права, а с 1945 года это право стало бессрочным. Банк Франции - единственный банк страны, уполномоченный выпускать денежные знаки, являющиеся законными на территории метрополии. Банковские билеты, выпущенные Банк де Франс, имеют законный курс на территории Сен-Пьер и Микелон с 1 января 1973 года и в заморских департаментах с 1 января 1975 года.
Банк Франции выпускает деньги в обращение через Казначейство и кредитные учреждения, преобразуя в наличные созданные этими учреждениями «записанные на счета центрального банка деньги» в форме вкладов.
Для заморских территорий и департаментов денежные знаки вводятся их эмиссионными институтами, которые корреспондентыдействуют как банки Банк Франции.
В отличие от ряда других стран, где печатание денег отдано в частный сектор, Банк Франции печатает денежные купюры на подчиненных ему предприятиях: в экспериментальной лаборатории в Путо, на бумажной фабрике в Викле Конте и в издательстве Шамальер.
Ежегодно Банк Франции эмитирует свыше 600 млн. купюр и приблизительно такое же количество он изымает из обращения.
Центральный банк по традиции является хранителем золотовалютных резервов. В настоящее время официальный золотой запас выполняет роль резервного актива и своего рода гаранта в международных расчетах.
На фонд стабилизации валют возложена задача наблюдения за курсом франка и поддержания, с помощью различных операций, на валютном рынке определенного соотношения иностранной и национальной валюты.
Основными методами денежно-кредитного регулирования экономики Франции со стороны ЦБ являются:
учетные операции;
операции на открытом рынке;
изменение норм обязательных резервов кредитных учреждений в центральном банке;
контроль за кредитами.
Учетные операции (переучет) - старейший метод регулирования. Суть этих операций сводится к тому, что центральный банк скупает выставленные кредитными учреждениями ценные бумаги (в основном векселя), срок платежа по которым еще не наступил, за сумму несколько меньшую, чем подлежащая оплате по ценным бумагам. Разница в денежных суммах составляет прибыль Банк Франции и называется переучетной ставкой. Банки же получают кредиты под свои собственные обязательства.
Операции на открытом рынке состоят в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг, что приводит к необходимому регулированию сальдо счета банков в Банк Франции.
Метод изменения норм обязательных резервов, которые кредитные учреждения хранят на беспроцентном счете в центральном банке, введен в 1967 году во Франции по примеру США. За нарушение норм обязательных резервов кредитные учреждения обязаны выплачивать штраф Банк Франции. Изложенные выше традиционные методы регулирования в свое время были достаточно эффективны и играли значительную роль в механизме банковской деятельности. Однако в настоящее время они несколько отошли на второй план.
В 1985 году был установлен новый подход к системе кредитования, заключающийся в контроле за кредитом и пришедший на смену прямого ограничения размеров банковских кредитов. Это свидетельствует о преобладании рыночных методов регулирования экономики.
Кредитные учреждения сами решают вопрос об увеличении или снижении размеров кредитования. Банк Франции осуществляет лишь контрольную функцию.
Центральный банк принимает участие в эмиссии казначейских бон, облигаций и иных ценных бумаг. Боны краткосрочные долговые обязательства казначейства. Они выпускаются на срок не более 5 лет. Боны могут быть двух видов: в купюрах и по текущему счету. Боны в купюрах размещаются среди населения. Боны по текущему счету распространяются среди кредитных учреждений. Эти боны не материализованы в определенные купюры, а представляют собой соответствующие суммы, записываемые на счета кредитных учреждений.
С 1985 года эмитируются также облигации казначейства. Они выпускаются на срок от 7 до 25 лет и вместе с бонами являются основными формами займов, предпринимаемых государством для покрытия своих расходов.
Однако, если распространения бон и облигаций оказывается недостаточным для получения необходимых денежных средств, казначейство может прибегнуть к прямым кредитам центрального банка. Кредиты бывают следующих двух видов:
1. постоянный беспроцентный заем государству, являющийся как бы возмещением за предоставление Банк Франции монопольного права эмиссии денежных знаков.
2. временные ссуды, которые выдаются в пределах строго установленной суммы, на основе соответствующего соглашения между управляющим Банка Франции и Министром экономики, финансов и бюджета. Эти ссуды не могут превышать лимит, установленный в законодательном порядке.
Во Франции более сложная система органов банковского регулирования. Здесь согласно закону "О деятельности и надзоре за деятельностью кредитных учреждений" от 24.02.1984 г. N84-6 руководство банковской деятельностью осуществляют четыре государственных органа: Комитет по кредитным учреждениям, Комитет по банковской регламентации, Банковская комиссия, Банк Франции.
Президентом Комитета по кредитным учреждениям Франции является управляющий Банком Франции, вице-президентом - министр финансов. Данный комитет осуществляет лицензирование банковской деятельности и отдельных банковских операций, регистрирует кредитные учреждения и ведет реестр этих учреждений.
Комитет по банковской регламентации возглавляет министр финансов, а управляющий Банком Франции является вице-президентом. Комитет занимается выработкой нормативных актов, касающихся монетарного надзора и надзора за ликвидным и безопасным функционированием банков, определяет минимальный капитал, резервные требования, виды деятельности для кредитных учреждений, экономические нормативы, регулирующие деятельность банков.
Банковская комиссия осуществляет постоянный контроль за деятельностью кредитных учреждений путем проверки периодических отчетов и состояния дел банка. При этом отслеживается соблюдение кредитными учреждениями банковского законодательства, финансовое положение, надлежащее выполнение финансовой деятельности и т.д. Кроме того, Банковская комиссия определяет перечень документов и сведений, которые должны быть ей переданы кредитными учреждениями. Она может также затребовать любые разъяснения и оправдательные документы.
Банковская комиссия не имеет права проводить проверки непосредственно на местах - она осуществляет лишь документарный надзор. В случае обнаружения в представленных банком документах каких-либо нарушений Банковская комиссия извещает контрольную службу Банка Франции, которая и производит инспекцию, в свою очередь, направляя отчет о ее результатах в Банковскую комиссию.
При ухудшении финансового положения кредитного учреждения, нарушении им законодательства, невыполнении рекомендаций комиссии последняя вправе применить соответствующие штрафные санкции, отстранить от управления банком его администрацию, назначить временного управляющего или предпринять другие меры.
В компетенцию Банка Франции входят вопросы макроэкономического регулирования: разработка и реализация денежно-кредитной политики страны, эмиссия банкнот, а также обеспечение органов управления банковской системы.
- 9.1. Банковская система сша.
- 9.2. Банковская система Франции.
- 9.3. Банковская система Великобритании.
- 9.4.Банковская система Японии.
- 9.5. Банковская система Канады.
- 9.6. Банковская система Италии.
- 9.7. Банковская система Швейцарии.
- 9.8. Регулирование денежной системы в сша.
- 9.9. Денежно-кредитное регулирование во Франции.
- 9. 10. Денежно-кредитное регулирование в Великобритании.
- 9.11. Денежно-кредитное регулирование в Германии.
- 9.12. Денежно-кредитное регулирование в Японии.