logo
банковские системы зарубежных стран

9.11. Денежно-кредитное регулирование в Германии.

Примером успешного решения всех поставленных задач может служить двухступенчатая структура банковской системы Германии, при которой четко разграничены функции Центрального банка и функции коммерческих банков. Кредитные учреждения сегодня занимают исключительно сильную позицию в общественной структуре Федеративной Республики Германии. Немецкий пример представляет интерес, поскольку экономическая эффективность Германии основана главным образом на стабильной денежной и валютной системе, либеральном законодательстве и равновесии социальных интересов.

Немецкий Федеральный банк регулирует с помощью валютно-денежных полномочий, данных ему законом, денежный оборот и кредитное обеспечение экономики с целью сохранения стабильности валюты, а также заботится о банковском исполнении системы расчетов в стране и с заграницей. В своем распоряжении он имеет целый ряд валютно-политических инструментов, применяемых банком самостоятельно, без вмешательства других ведомств.

Немецкий Федеральный банк выполняет свою главную задачу по Обеспечению стабильности валюты и осуществляет такие основные функция центрального банка, как эмиссионный банк, банк банков, банк государства и управляющий валютными резервами.

Федеральный банк имеет исключительное право выпускать банкноты и изымать их из обращения. Он, как в ведомство по надзору за кредитным делом, осуществляет я некоторые функции надзора за кредитными учреждениями.

В рамках сделок рефинансирования с кредитными учреждениями Федеральный банк устанавливает ставку учетного процента, процентную ставку ломбардных кредитов и определяет дисконтную политику.

Федеральный банк имеет право покупать и продавать определенные векселя, кратко- и среднесрочные казначейские обязательства, а также долговые обязательства, допущенные к официальной торговле на бирже (политика открытого рынка).

Обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в Немецком Федеральном банке, — важный инструмент кредитно-денежной политики центрального банка. Федеральный банк может устанавливать процентные ставки на обязательства по вкладам до востребования в размере не больше 30, на срочные обязательства — не больше 20 и на сберегательные вклады — не больше 10 процентов. Располагая информацией о количестве денег. Федеральный банк предоставляет немецкой экономике ориентиры, в каких рамках банк считает уместным, с одной стороны, допущение возможного роста, а с другой — жесткое ограничение инфляции.

Основной объем чековых и безналичных расчетов, а также оборотов векселей государственного сектора внутри страны осуществляется через Немецкий Федеральный банк и его филиалы. Федерация, особые фонды Федерации и земли должны выпускать долговые обязательства и казначейские векселя в первую очередь через Федеральный банк, в противном случае выпуск надо согласовывать с Федеральным банком.

Немецкий федеральный банк строит свои контакты с националь­ной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого феде­рального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей террито­рии, наличностью, а также выполнение функций контор национально­го клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка вы­ступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

Характерной особенностью Германии является проведение долгосрочной денежно-кредитной политики, под которой понима­ется стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немец­кого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.

В Германии кредитные институты имеют возможность рефинансироваться в ограниченном объеме у цен­трального банка по ставкам ниже рыночных. В Германии и Дании кре­дитные институты могут при этом получать практически не лимитированные кредиты центрального банка дополнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность и конкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками других европейских государств.

По закону о Немецком федеральном банке центральный банк пра­вомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцент­ных минимальных резервов.

В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот:

• бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;

• причисление наличных средств коммерческих банков, находящих­ся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резер­вам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабо­чими активами.

По Закону о кредитном деле Немецкому Федеральному банку вменяется в обязанность тесное взаимодействие с Ведомством по надзору за кредитным делом. Поскольку данное ведомство не имеет своих структурных подразделений в регионах, банковское законодательство подключает к практической реализации функции надзора на местах систему Немецкого Федерального банка.

Немецкий Федеральный банк и Ведомство по надзору за кредитным делом должны сообщать друг другу любую информацию и результаты своих наблюдений, которые могут иметь значение для выполнения ими соответствующих функций. Федеральный банк должен предоставлять Ведомству по надзору статистическую информацию, которую он собирает.

Президент Ведомства по надзору (или его заместитель) имеет право принимать участие в обсуждении Советом Центральных банков вопросов, находящихся в пределах его компетенции. При таком обсуждении он обладает правом совещательного голоса.

Анализируя банковское законодательство и практику кредитного дела в Германии, нельзя провести четкое разделение функций контроля между Федеральным банком и Ведомством по надзору за кредитным делом. Безусловно, лишь, что этому контролю присуща большая строгость.

Закон о кредитном деле содержит в первую очередь предписания о форме надзора и контроля, о коммерческом поле деятельности, собственном капитале и ликвидации кредитного учреждения. Общие положения Закона дополняют инструкции, издаваемые Ведомством по надзору за кредитным делом по согласованию с Немецким Федеральным банком.

По Закону о кредитном деле Федеральное ведомство по надзору за кредитным делом уполномочено выдавать лицензии на банковскую деятельность.

По данным Немецкого Федерального банка, в биржевых сделках с акциями и ценными бумагами с твердым процентом оборот составляет 8-4 миллиона немецких марок в год. За последнее время в Германии увеличивается объем операций купли-продажи на срок. На немецкой бирже срочных сделок во Франкфурте-на-Майне, построенной в качестве компьютерной биржи для срочных финансовых контрактов, осуществляется торговля опционами на акции, а также торговля опционами и фьючерсными операциями на изменение биржевых индексов в будущем.