2.1.1 Управление пассивами
Пассивы коммерческого банка с определенной долей условности представляют собой финансовые ресурсы, обеспечивающие его функционирование. Существуют различные подходы к классификации пассивов банка. Согласно наиболее кардинальным из них базовыми элементами являются:
собственные, привлеченные и заемные ресурсы;
капитал и обязательства банка.
В общем виде, управление капиталом банка, нацелено на поддержание его достаточности, что предполагает формирование определенной величины собственных, необходимых для обеспечения адекватной базы роста (при расширении объемов банковских операций, при необходимости освоения новых видов банковских продуктов, новых рынков, отраслей, т.е. при увеличении рисков требуется рост капитала). С современных позиций банковского надзора России, нормативно ограниченных, соответственно размеру капитала банка:
активы, взвешенные с учетом риска;
обязательства;
риск на одного заемщика;
привлеченные средства населения;
приобретение акций других юридических лиц;
выдача гарантий, поручительств;
поглощение возможных убытков (т.е. создание своеобразного буфера, резервного фонда, страхующего банк от резкого ухудшения его положения при появлении убытков и позволяющего ему проводить достаточно рисковые операции);
защита финансовых интересов вкладчиков и кредиторов банка в случае ликвидации последнего (достаточный размер капитала послужит при этом фондом, за счет средств которого вкладчикам может быть возвращена значительная доля их средств).
Управление капиталом включает приемы и методы, которые позволяют банку поддерживать достаточный размер капитала и увеличивать его соотносительно активам и рискам, обязательствам и иным нормативным требованиям. В их число входит работа с акциями (выпуск, предложение, размещение, выкуп, в том числе и с целью поддержания котировок, конвертирование акций в облигации и наоборот и т.д.). Этот метод имеет как несомненные преимущества, например краткие сроки концентрации капитала, так и существенные недостатки. Например, он создает серьезные потенциальные проблемы: новые эмиссии акций «размывают», снижают веса пакетов акций предыдущих эмиссий, и контрольный пакет может сформироваться уже у других инвесторов.
Еще одним методом, является управление доходами и политика дивидендов. Это позволяет обеспечить адекватный рост нераспределенной прибыли, подлежащей капитализации, при этом позиции держателей акций остаются стабильными, укрепляясь количественно. Вместе с тем чрезмерное увлечение капитализацией может привести к уменьшению дивидендов, а соответственно и к снижению привлекательности акций банка, падению котировок.
Так же, методом управления капитала является контроль за активами, направленный на минимизацию убытков и дополнительных расходов, т.е. отслеживание не приносящих доход или убыточных активов, а также своевременная переоценка активов.
Пассивы как обязательства банка формируются в общем плане в виде депозитов и вкладов с различными режимами и ограничениями, а также эмитированных и размещенных долговых ценных бумаг, причем их качественные характеристики зависят от воздействия множества формирующих, возмущающих и ограничивающих факторов. Управление пассивами — обязательствами состоит, в первую очередь, в достижении оптимального сбалансированного влияния двух важнейших групп факторов — целей (задач) банка и интересов его клиентов . При этом должны учитываться и внешние воздействия — их необходимо отслеживать и по возможности нейтрализовать. Задачи банка в управлении пассивами сводятся к следующему.
Не допускать привлечения ресурсов, не приносящих доходы:
не привлекать (количественно) лишние депозиты и ресурсы долговых ценных бумаг, которые на текущий или ближайший моменты невозможно разместить;
не привлекать ресурсы, качественные характеристики, условия привлечения которых неадекватны требованиям рынка, затрудняют или вообще не позволяют их разместить;
минимизировать привлечение тех типов депозитов, условия размещения которых предполагают повышенные резервные требования.
Изыскивать «дешевые» кредитные ресурсы по их качественным характеристикам, условиям привлечения и изъятия. Осуществлять поиск и привлечение максимально «стойких» кредитных ресурсов, т.е. ресурсов, вероятность изменения качественных характеристик которых минимальна, чтобы снизить риск ликвидности и/или процентный риск
Изыскивать и привлекать (или держать готовыми к привлечению) по возможности легкодоступные по своим качественным характеристикам кредитные ресурсы.
Проведя предварительный, но достаточно серьезный анализ «сомнительных» с точки зрения их происхождения ресурсов, не привлекать их в банк — это может привести к падению имиджа банка, втягиванию его в криминальные сферы, повышению риска осуществляемых операций и вызвать отток клиентов.
В процессе привлечения ресурсов соблюдать принцип информационного и страхового обеспечения, т.е. стараться привлекать на счета и депозиты, мониторинг которых достаточно прост, средства клиентов, давно пользующихся кредитами банка (особенно крупных клиентов, деятельность которых осуществляется в зоне повышенного риска).
Эти цели и задачи банка по управлению пассивами приходится, особенно на начальных и критических этапах жизненных циклов продуктов, постоянно соотносить с интересами и общими требованиями потребителей банковских услуг - клиентов банка, а именно:
доходностью;
сохранностью;
возвратностью.
Эти три общих требования считаются базовыми, классическими. Они в свою очередь реализуются рядом других условий и требований, среди которых можно выделить следующие:
ликвидность представляет собой требование оформления вклада с использованием таких финансовых инструментов (документы, ценные бумаги), которые позволили бы клиенту обеспечить возвратность средств при реализации их третьему лицу, получать дополнительный доход, использовать его в расчетных операциях, применять в качестве залога;
соответствие сроков реализации предлагаемых банком пассивных продуктов периоду оборота активов клиента, потребностям накопления, циклам характерных колебаний ставок финансового рынка и т.д.;
адекватная банковская политика в области защиты вкладов от досрочного изъятия (применение стимулирующих принципов, или политика умеренно жестких санкций);
соблюдение интересов организационного характера, которые состоят в том, что, кроме прочего, вклад или депозит в банке открывал широкий доступ к другим банковским продуктам и услугам;
адекватность качественных характеристик (условий) депозитов целям вложений клиентов (текущие расчеты, накопления, доходы и т.д.);
повышение имиджа в предпринимательской среде как клиента банка, солидного, но разборчивого в контактах
возможность конверсии типа и характеристик пассивных продуктов в зависимости от потребностей клиентов (вклад до востребования— срочный— сберегательный; облигации — акции и т.д.).
Кроме описанных выше базовых сфер управления пассивами следует отслеживать, а при необходимости и возможности нейтрализовывать влияние управляющего и параллельного уровней окружающей среды, в том числе таких факторов, как:
состояние денежного обращения в стране, дефицит свободных денежных средств;
управленческие воздействия органов банковского надзора и регулирования;
территориальные и социальные условия и ограничения;
межбанковская конкуренция;
сфера влияния банка.
Качественные характеристики пассивных банковских продуктов, по которым осуществляются балансировка и корректировка вышеперечисленных факторов в процессе управления пассивами, различаются по своей значимости и важности для разных контрагентов, но в общем виде сводятся к следующим:
размер, величина привлекаемых ресурсов;
сроки привлечения;
тип вкладчика, отрасли, территории;
режим и порядок возврата;
величина и порядок начисления процентов;
вид процентов, возможности и причины их изменения;
порядок оформление документов и оплата услуг по предоставлению пассивных банковских услуг;
наличие и комплекс сопровождающих и дополнительно предоставляемых услуг;
возможности и условия конверсии характеристик договора займа;
режим и жесткость защиты от досрочного изъятия средств и т.д.
Формирование этих качественных характеристик осуществляется на базовых принципах политики диверсификации. При достаточно подробной детализации число этих принципов может достигать десятков и сотен, что необходимо иметь в виду, формируя управленческие решения и воздействия. На аналогичных принципах строятся и политика диверсификации пассивов, их структурирование и систематизация. Управление пассивами, как и управление активами, проводится в двух главных направлениях:
управление качеством конкретного банковского продукта;
управление портфелем банковских продуктов.
Управление качеством конкретного банковского продукта состоит в формировании, поддержании — и необходимой или вынужденной — корректировке его качественных характеристик. Практически этот процесс управления начинается уже на стадии разработки банковского продукта в соответствии с базовыми положениями соответствующих сфер банковской политики. Характеристики адаптируются к требованиям надзора, условиям рынка и окружающей среды и прорабатываются весьма тщательно, особенно при резких изменениях ситуации и кризисов. При этом важно, чтобы сами характеристики и их отражение в договорах могли быть, насколько позволяют условия, защищены, а при необходимости корректированы. Управление портфелем банковских продуктов предполагает, что их конкретные качественные характеристики относительно стабильны, хотя бы на фиксируемый срок. При этом управленческие воздействия направлены на управление составом — формирование структуры портфеля, тщательный анализ и отбор каждого конкретного продукта, включаемого в портфель. Исключаются действия, не соответствующие целям банковской политики-действия криминального оттенка, опирающееся на недостаточную информационную базу. Исключаются также действия, требующие особого уровня квалификации, которой персонал банка на текущий момент не обладает, повышенного риска и т.д. Естественно, набор этих исключений меняется в зависимости от состояния окружающей среды, направлений банковской политики, внешних рисков, квалификации персонала и т.д. Однако более сложный процесс портфельного управления пассивами представляет собой -перманентная корректировка величины долей составляющих частей портфеля. И формирование самой структуры портфеля по удельным весам, и объединение его составных частей в группы с учетом принципов диверсификации, и изменение их долей в зависимости от состояния окружающей среды требуют, естественно, четких прогнозов, серьезной организационно-аналитической работы, высокого профессионального уровня менеджмента банка.
- Курсовая работа
- Глава 1. Теоритические основы банковского менеждмента
- 1.1 Понятие банковского менеджмента
- 1.2 Предмет и задачи банковского менеджмента
- 1.2.1 Стратегический менеджмент
- 1.2.2 Операционный менеджмент
- Глава 2. Практическое приминение банковского менеджмента
- Финансовые сферы банковского менеджмента
- 2.1.1 Управление пассивами
- 2.1.2. Управление активами
- 2.2 Роль финансового менеджмента в коммерческом банке
- Список используемой литературы