2.1.2. Управление активами
В современных условиях наиболее логичным представляется определение активных операций как операций, формирующих доходы банка. К активным операциям, в дополнение к ссудным и инвестиционным, можно также отнести и лизинговые, и факторинговые, и трастовые операции банков. Так же, как и пассивы, активы управляются с учетом необходимости балансировок целей-задач банковской политики, интересов потребителей активных банковских продуктов и ограничивающих возмущающих воздействий окружающей среды. К задачам банковского менеджмента в сфере управления активами относятся:
обеспечение доходности - важнейшая задача предпринимательских структур, которая охватывает практически все сферы деятельности банка;
поддержание ликвидности — обеспечение возвратности (без потерь стоимости) вложенных средств или привлечение новых ресурсов для погашения обязательств банка. Возможно управление возвратностью как по срокам (при снижении кредитного риска), так и со свободными сроками (специально оформленные документарные активы, активы, подлежащие секьютеризации — продаже со скидкой третьим лицам);
сохранность актива, его стоимости (нейтрализация возможных потерь из-за чрезмерного риска клиентов или вследствие изменений условий рынка);
освоение новых территорий, отраслей, сфер предпринимательства, социальных слоев и т.д.;
формирование завершенного, адекватного требованиям рынка комплекса банковских услуг.
Все задачи банковской политики должны соответствовать интересам потребителей активных банковских продуктов — клиентов банка, таких как:
адекватность качественных характеристик банковской услуги потребностям проекта (при использовании клиентом заемных средств). Это особо касается объемов, сроков кредита, порядка его получения, оформления, погашения и т.д.;
приемлемая величина оплаты привлекаемых ресурсов (процент, комиссионные);
адекватность условий и требований возврата (погашения) возможностям клиента по общему, адекватному, экстремальному или альтернативному денежному потоку;
отсутствие излишней сложности и жесткости в условиях получения и обслуживания кредита, в методах возврата средств;
возможность получения комплекса услуг или дополнительной помощи в виде консультаций, работы с проблемными кредитами и т.д.
Внешняя окружающая среда также формирует свои предпочтения и ограничения, создает возмущающие воздействия, которые необходимо отслеживать и учитывать в процессе управления активами.
Прежде всего, это:
ряд нормативов и ограничений, устанавливаемых органами надзора;
макроэкономические факторы и состояние рынка вообще, и финансового в частности;
предпочтения, традиции и условия социальной среды;
направления развития предпринимательской деятельности;
усилия конкурентов;
разработка и внедрение новых банковских продуктов, технологий, приемов и т.д.;
уровень информационного обеспечения.
Управление активами - это по существу управление качеством конкретного продукта, группы или портфеля активов. Основа - диверсификация активов по ряду качественных характеристик, к основным из которых можно отнести:
объемы;
сроки;
цели и проекты;
заемщики;
отрасли заемщика
территории;
величина и вид процентов, оплата комиссионных;
порядок выдачи;
документирование и защита, санкции;
порядок погашения.
Перечисленные базовые принципы дают лишь подходы к управлению банковскими активами. Каждый вид активных операций банков имеет свою специфику. Среди сфер деятельности банков есть еще одна, которая характеризует банковское учреждение, но имеет отличительные черты как пассивных так и активных операций. Это расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Для него характерны черты пассивных операций, так как средства клиентов на расчетных и текущих счетах в определенной доле являются для банка кредитными ресурсами и во многих банках оплачиваются, а также активных, поскольку проведение таких операций приносит банку комиссионные доходы. Отсюда интересы банка, учитываемые при управлении этими операциями, носят комплексный характер, и расчетно-кассовое обслуживание решает в совокупности задачи управления и пассивами, и активами (легкость доступа, стойкость, дешевизна, а также доходность и т.д.). Интересы же клиентов более специфичны. Это в первую очередь интересы участников расчетов, к которым следует отнести;
возможность предоставления подходящей формы расчетов с учетом требований ведущей стороны сделки;
быстрота проведения операций, особенно в условиях высоких темпов инфляции;
гарантия платежа (для поставщика), поставки или исполнения услуги (для плательщика, покупателя);
относительная свобода изменения (в том числе и по взаимному согласованию) условий проведения расчетов (отзывные аккредитивы, акцепт и т.д.);
возможность получения от банка в процессе осуществления расчетов финансовой (овердрафты, контокоррентные счета), а также организационной помощи и консультаций.
Нужно также отметить интересы инвестора:
относительно невысокая оплата;
отсутствие или минимальная «блокировка» средств в расчетах (предпочтительны чеки и аккредитивы под гарантию банка);
возможность получения оплаты по неснижаемому остатку средств на счете.
Расчетно-кассовые операции также частично регламентируются органами банковского надзора, на них оказывают влияние рынок и предпринимательские сферы, развитие технологий и расчетных инструментов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Курсовая работа
- Глава 1. Теоритические основы банковского менеждмента
- 1.1 Понятие банковского менеджмента
- 1.2 Предмет и задачи банковского менеджмента
- 1.2.1 Стратегический менеджмент
- 1.2.2 Операционный менеджмент
- Глава 2. Практическое приминение банковского менеджмента
- Финансовые сферы банковского менеджмента
- 2.1.1 Управление пассивами
- 2.1.2. Управление активами
- 2.2 Роль финансового менеджмента в коммерческом банке
- Список используемой литературы