2.3. Маркетинг
Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. Современный маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации, продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контроллингу, рекламной и международной деятельности.
Комплекс маркетинга - это набор поддающихся контролю перечисленных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении привлечь внимание со стороны целевого рынка – рис. 1.
Целевой рынок – это конкретная группа потребителей, на которых ориентируется фирма, при продаже тех или иных товаров.
Рис. 1
Товар – это элемент комплекса маркетинга, который включает набор изделий, предлагающих целевому рынку. Товар – это все то, что может удовлетворить нужду и потребность потребителей. Работа с товаром направлена на его качество, создание внешности, выбор марочного названия, комплектование ассортимента в торговли, на разработку новых товаров, техническое и торговое обслуживание клиентов. Для этого в фирмах разрабатывается производственная программа.
Цена – это денежная сумма, которую потребитель должен уплатить для получения товаров. Ценовая политика охватывает установление и изменение цен, формирование условий платежа и установление кредита.
Продвижение включает рекламу, работу с агентствами, общественностью, которая направлена на информирование потенциальных покупателей, убеждая их в выгодности предложения и побуждая к покупке.
Сбыт – это место, где продают товары и формируются каналы товародвижения. Сбытовая политика охватывает создание системы сбыта, выбора канала сбыта, определении метода продажи и готовности поставки товара.
Варьировать можно всеми четырьмя факторами или элементами:
-
товар;
-
качество;
-
цена (снизить, понизить);
-
продвижение;
-
сбыт.
Товар – это всё, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания и вложений, приобретения, использования или потребления. К товарам относятся не только материальные вещи. В понятие товар входят не только изделия, но и другие составляющие, которые влияют на решение покупателя и представляют образ товара (цвет, упаковка, дизайн, и другое). Товары включают в себя физические объекты, услуги, отдельных лиц, конкретные места, организации, идеи либо их сочетания.
Товар – основное средство удовлетворения потребностей потребителей; основной элемент в комплексе маркетинга. Коммерческий успех предприятий зависит от наличия современного высококачественного и выгодного для покупателей товара.
Товар является сердцевиной всей деятельности фирмы. Если товар не в состоянии удовлетворить потребности потребителя, то никакие дополнительные затраты не смогут улучшить его позиции на рынке.
Услуги – это предлагаемые к продаже действия, выгоды или способы удовлетворения потребностей; все они нематериальны и не ведут к возникновению имущественных прав. Пользуются ими клиенты.
Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания приобретения или потребления. В зависимости от степени удовлетворения потребности тем или иным товаром существует 3 варианта:
-
Потребность не удовлетворена;
-
Потребность удовлетворена частично;
-
Потребность удовлетворена полностью.
Чем полнее соответствует товар нашему потребителю, тем больше успех у производителя.
Товары можно классифицировать в соответствии со степенью немедленного удовлетворения ими потребителя и долгосрочных преимуществ, получаемых от этих продуктов потребителем (см. рис. 2).
Желанные товары Полезные товары
Высокие
Неполноценные товары Товары, доставляющие удовольствие
Низкие
Рис. 2 Классификация товаров по социально-этичному маркетингу.
Желанные товары доставляют как высокое немедленное удовлетворение, так и значительные преимущества в долговременной перспективе (вкусный и питательный завтрак).
Товары, доставляющие удовольствие, дают высокое немедленное удовлетворение, но могут доставить потребителю неприятности в долговременной перспективе (сладости, алкоголь и сигареты).
Полезные товары не обладают высокой привлекательностью, но дают преимущества их потребителям в долговременной перспективе (ремни безопасности и воздушные подушки в автомобилях).
Неполноценные товары – это те продукты, которые обладают плохим вкусом, а также это неэффективные лекарства, не дающие ни немедленного удовлетворения, ни долгосрочных преимуществ.
Общая схема классификации товаров:
-
По назначению:
а) товары потребительского спроса /широкого потребления/;
б) товары производственного назначения /промышленного потребления/.
-
По срокам использования:
а) длительного пользования /материальные изделия, выдерживающие многократное использование, например, холодильники, станки, одежда/;
б) кратковременного пользования /материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования, например, мыло, пиво, соль/;
в) услуги /примерами подобных товаров могут служить стрижка в парикмахерской или ремонтные работы/.
-
По характеру спроса:
а) товары повседневного спроса /табачные изделия, мыло, газеты/ –
-
основные товары постоянного спроса,
-
товары импульсной покупки,
-
товары для экстренных случаев;
б) товары предварительного выбора /мебель, одежда, подержанные автомобили и основные электробытовые приборы/;
в) товары особого спроса /конкретные марки и типы модных товаров, автомобили, стерео аппаратура, фотооборудование, мужские костюмы/;
г) товары пассивного спроса /классическим примером всем известных и тем не менее не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни и энциклопедии, а также, например новинки, типа индикаторов дыма и кухонных машин для переработки пищевых продуктов - пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечит осведомленность потребителя об их существовании.
Товары широкого потребления – это товары, приобретаемые конечным потребителем для личного пользования. Товары производственного назначения – это товары, приобретаемые частными лицами и организациями для дальнейшей переработки или использования в хозяйственной деятельности.
Товар кратковременного пользования – это товар широкого потребления, который потребляется за один или несколько раз; долговременного пользования – товар, которым обычно пользуются в течение длительного времени.
Товары повседневного спроса – это такие товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение и саму покупку. Товары предварительного выбора – это те товары, которые потребитель в процессе выбора или покупки сравнивает по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Товары особого спроса – это товары широкого потребления с уникальными характеристиками или определённой марки, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить особые дополнительные усилия. Товары пассивного спроса – это товары широкого потребления, о которых потребитель не знает (или знает, но обычно не задумывается о покупке – смотрите рис. 3).
Предприятия и организации закупают огромное разнообразие товаров и услуг. Товары промышленного назначения можно классифицировать на основе того, в какой мере они участвуют в процессе производства, и по их относительной ценности. Можно выделить три группы этих товаров: материалы и детали, капитальное имущество и вспомогательные материалы и услуги (см. рис. 4).
При создании товара разработчику необходимо иметь в виду наличие 4-х уровней товара:
-
Товар по замыслу. Предполагает удовлетворение нужд и продажу не только самого товара и его свойств, но и получение выгоды от его реализации.
-
Товар в реальном исполнении. Это все товары и услуги, которые мы приобретаем. Товар в реальном исполнении должен обладать следующими характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием, специфической упаковкой.
-
Товар с подкреплением. Разработчик должен предусмотреть предоставление дополнительных услуг (доставка на дом, гарантии и возврата денег и другие). Фирма должна постоянно искать эффективные пути поддержания своего товарного предложения.
-
Глобализация товара. Это предложение сопутствующих товаров и услуг.
Рис. 5 Три уровня товара
И всё же особо выделим три основные уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением.
При создании товара разработчику нужно воспринимать идею на трех уровнях. Основополагающим является уровень товара по замыслу, на котором дают ответ на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар - это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Женщина, покупающая помаду, не просто приобретает краску для губ. Задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него. Как видно из рисунка, товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом.
Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Губная помада, компьютеры, учебные семинары и кандидаты политических партий - все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и специфической упаковкой.
И, наконец, разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод, составляющих в сумме товар с подкреплением. Если взять фирму "Эйвон", то ее товар с подкреплением включает в себя и проявление личного внимания к покупательнице, и доставку на дом, и гарантию возврата денег. Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом, к тому, как покупатель товара комплексно подходит к проблеме, которую он пытается решить благодаря использованию товара. При таком подходе деятель рынка выявит немало возможностей подкрепить свое товарное поведение наиболее эффективным с точки зрения конкуренции способом.
- Глава 1. Фундаментальные основы экономической теории……………...………….…………..........5
- Глава 2. Прикладные специальности экономической науки……………...……………………..…13
- Введение
- Глава 1. Основы экономической науки
- 1.1. Понятие и роль экономики, ее место в других науках
- 1.2. История развития экономической мысли
- 1.3. Структура и классификация экономических систем
- 1.4. Особенности российской модели переходной экономики
- 1.5. Экономические субъекты и экономические ресурсы
- 1.6. Модель кругооборота
- 1.7. Понятие рынка и классификация рынков
- По экономическому назначению объектов рыночных отношений –
- По географическому положению –
- 1.8. Спрос и предложение на рынке, эластичность
- 1.9. Конкуренция на рынке
- 1.10. Потребительское поведение
- Тема 2. Прикладные специальности экономической науки
- 2.1. Антикризисное управление и реструктуризация
- 2.2. Бухгалтерский учет, анализ и аудит
- 2.3. Маркетинг
- Маркетинговая “луковица” товара (уровни товара):
- Жизненный цикл товара
- Конкурентоспособность товара
- Характеристика покупателей
- Факторы, влияющие на маркетинговую стратегию компании
- 2.4. Математические методы в экономике
- 2.5. Менеджмент
- 2.6. Мировая экономика
- 2.7. Налоговое дело и налоговое планирование
- 2.8. Финансы и кредит
- 2.8.1. Банковское дело
- 2.8.2. Инвестиционное дело
- 2.8.3. Оценочная деятельность (оценка имущества)
- 2.8.4. Рынок ценных бумаг и биржевое дело
- 2.8.5. Страхование и страховое дело
- 2.8.6. Финансовый менеджмент
- Глоссарий
- Список использованной и рекомендованной литературы Основная литература
- Дополнительные источники