logo

8. Опишите явление создания и распространения контрафактной информационной продукции и меры по ее искоренению.

Изготовление запатентованного продукта или производства продукта запатентованным способом без санкции патентообладателя во всех случаях, кроме прямо указанных в законе, образует нарушение патентных прав (хотя бы даже произведенный продукт и не поступил на рынок). Подобная продукция называется контрафактной. Другими словами контрафактная продукция – это когда кто-то пользуется тем, что ему не принадлежит, чужая интеллектуальная собственность, на которую он не купил права.

Контрафактную продукцию можно условно разделить на три вида, каждому из которых присущи определенные, хотя и не столь явные признаки. Первый вид контрафактной продукции связан с бездоговорным использованием произведений. Второй вид контрафактной продукции – это экземпляры произведений, выпуск или распространение которых является нарушением условий договора или осуществляется с превышением полученных по договору правомочий. Третий вид контрафактной продукции – плагиат, т.е. умышленное присвоение авторства чужого произведения или принуждение к соавторству.

Вопрос о контрафактной информационной продукции, поднимается в средствах массовой информации уже давно – примерно с того времени, когда компьютер появился в домах, а носители данных стали достаточно дешевыми, т.е. с начала 80-х гг. Как ни странно, Россия занимает не первое место по количеству пиратских копий программ. Лидером в этом отношении является Китай (70% рынка). Получается замкнутый круг. Потенциальный покупатель фирменного продукта на начальном этапе чаще всего пользуется программой благодаря пиратам, благо крупные фирмы не препятствуют этому, а производитель несет убытки тоже благодаря пиратам. Решение этой проблемы – в создании благоприятных условий для продаж легальных копий. Так, если бы лицензионная программа стоила не 120 долларов, а, например, 20, то пиратам, возможно, невыгодно было бы продавать все это «из-под полы». Сейчас функции удешевления программ выполняют как раз пираты, а крупные фирмы пока что находятся в раздумьях о том, как с этими пиратами бороться, вместо того чтобы самим создать информационный ажиотаж, снизив цены на программное обеспечение.

Как же появляются взломанные программы и программы с бесплатными ключами, за которые при нормальном положении вещей нужно платить порой немалые деньги? Благодетелями в этом случае являются пиратские группы, или группировки, как их называют непримиримые противники пиратов.

Группа – это некое неформальное сообщество людей, как правило молодых и талантливых. Кто же туда входит?

Organiser. (Пишется именно так, а не Organizer.) Человек, с которого начинается группа. Он находит остальных, формирует цели и задачи группы. Некое подобие менеджера или начальника. Можно сказать, отец родной для членов группы, так как без него «в товарищах согласья нет» и работа не движется. Cracker. Наверное, второй по важности человек в группе. Он владеет технологиями reverse engineering (дословный перевод – «обратное проектирование») и может изменять и снимать защиту в коммерческих программах. Supplier. Член группы, который обеспечивает ее материалом – свежими версиями программ, у которых можно снять защиту, новыми играми и т. д. Supplier может работать продавцом программного обеспечения или иметь контакты с производителями либо тестерами программ. Courier. Курьер. Рабочая лошадка. Один из тех, кто отвечает за имидж группы на сцене. Он несет ответственность за своевременное появление релиза па серверах для дальнейшего распространения. Trader. Тот, кто ведет обмен свежим «софтом» с другими группами или частными лицами.

Людей, которые осуществляют одни и те же функции, может быть несколько; в то же время и один человек может исполнять несколько обязанностей. Все зависит от масштаба группы. Взаимоотношения в группе, как правило, неформальные. Случается, что участники группы даже не знают друг друга лично, а общаются исключительно по электронной почте или IRC (Internet Relay Chat). Очень часто группа имеет свой собственный IRC-канал. Такой способ общения нисколько не ухудшает общей продуктивности работы.

Как рождается релиз? Организатор выбирает направление деятельности (релиз игр, мультимедиа-программ или, например, офисных приложений). Так, группа CIASS специализируется исключительно на игрушках, a RADIUM – на музыкальных программах. Supplier добывает свежую версию программы, cracker снимает защиту. Далее программа тестируется, упаковывается по неким правилам, в частности, необходимо, чтобы некоторые фрагменты были заархивированы для удобства загрузки из Интернета. Обязательно пишется NFO-файл. Очень часто релиз сопровождается небольшим роликом, выполненным в жанре demo – эффекты и музыка в реальном времени плюс некие сведения о группе, приветы и название релиза. После этого трейдеры и курьеры распространяют релиз на серверах для общего доступа.

Стоп! А где же выгода? Коммерческой прибыли здесь нет. Что же получает команда? Наверное, в первую очередь – моральное удовлетворение. Имя на сцене, почет. Снятие особо сложной защиты (точнее, ее корректное снятие) дает много очков группе. Это означает, что релизы группы будут чрезвычайно популярны и она получит хорошую репутацию. Какие программы являются предметом внимания для групп? Популярные. Именно популярные. Те, которые представляют хоть какую-то ценность, выражаемую не в деньгах, а в пригодности для работы. Оценка, данная пиратами тому или иному продукту, дорогого стоит. Пираты, как правило, являются профессионалами в области компьютерных технологий, и их мнение – одно из самых авторитетных. Если программа попала в руки пиратов, это означает, что она уже представляет некую ценность..

Почему пираты порой обращаются к пользователям с воззванием купить оригинал программы? Во-первых, считают, что автор заслуживает поддержку. А во-вторых, понимают, что если автор не получит причитающихся ему денег, то, возможно, полностью прекратит работу над новыми версиями. И что самое странное, все это – и пиратство, и благородство – сосуществует и работает.

Чем западные пираты отличаются от российских? Наверное, мотивами. У первых сильны традиции – они ломают ради самого процесса; уровень жизни на Западе выше, и пользователь может позволить себе платить за нужное ему программное обеспечение. Российская сцена, точнее, ее традиции молоды, и ломка осуществляется именно с целью последующего бесплатного использования. Но результаты те же – рост надежности защиты программного обеспечения, бесплатная реклама хороших программ, выработка вкуса у массового пользователя.

Не надо смотреть на пиратство как на абсолютное зло. У медали две стороны. Крупным фирмам стоит реально оценивать российский рынок. Например, издатели игр уже делают это, продавая специальные, удешевленные версии игр в России. Будем надеяться, что другие производители возьмут с них пример и повернутся лицом к конечным пользователям, а не к каким-то «Крупным клиентам», фигурирующим в отчетах менеджеров по продажам.