7.4. Морское страхование
Особенности морского страхования отражены в Кодексе торгового мореплавания РФ, охватывает широкий круг имущественных интересов, связанных с морским судоходством и морской перевозкой грузов. Объектом морского страхования может быть судно, в том числе и строящееся; груз; фрахт; ответственность судовладельца; плата за проезд пассажиров; арендная плата (плата за пользование судном); прибыль, ожидаемая от груза; заработная плата и иные вознаграждения капитана и экипажа; риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).
В зависимости от содержания страхуемого интереса различаются следующие виды морского страхования:
• страхование каско. Этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием морские, речные, строящиеся суда, нефте- и газодобывающие платформы. В объем покрытия включается корпус судна, его двигатель и оснащение. Суда страхуют на согласованную сумму сроком на 1 год или на время рейса. Взносы рассчитываются исходя из размеров страховой суммы;
• страхование карго. Это страховая защита груза на всем протяжении его перемещения по принципу «от склада до склада». Основная масса перевозимых товаров страхуется по стандартным условиям, однако некоторые – на особых условиях;
• страхование ответственности. Данный вид страхования обеспечивает покрытие рисков гражданской ответственности перевозчика;
• страхование фрахта. Страхуется судовладелец от потери дохода, так как фрахт, плата за аренду судна, подвержен риску утраты так же, как судно и груз.
Каско-страхование обеспечивает возмещение ущерба от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства. Объектами страхования являются морские торговые суда; рыболовецкие суда; буксиры и оборудование портов; прогулочные яхты и пр.
Условия страхования плавающих средств зависят от целей их использования.
Наиболее крупной сферой деятельности страховщиков является страхование торговых судов. Страховое покрытие распространяется на судно; машинное оборудование; оснащение (все то, что на борту, а также необходимое для коммерческого использования, в том числе мазут, канаты, продовольствие, посуда и т.д.).
В международной практике существуют несколько вариантов стандартных условий страхования морских судов:
• полные;
• без ответственности за частную аварию;
• без ответственности за повреждение;
• только от полной гибели.
Согласно «полным условиям страхования» страховщик возмещает судовладельцу убытки от физической и конструктивной гибели или повреждения судна вследствие пожара, взрывов, бури, землетрясения, посадки судна на мель или его соприкосновения с какими-либо предметами, а также вследствие любых других опасностей, связанных с мореплаванием. Страхование покрывает также гибель и повреждение застрахованного имущества в результате: несчастных случаев в процессе грузовых работ и бункеровки; поломки валов и взрыва котлов; скрытых дефектов корпуса судна или оборудования; небрежности экипажа при ремонте судна, если судовладелец проводил ремонт не сам.
Не возмещаются убытки, ставшие следствием политических и социальных событий (трудовых конфликтов, захвата, ареста и задержания судна, военных действий, гражданских волнений).
По условиям страхования «без ответственности за частную аварию» страхуются те же самые риски, что и на полных условиях, но ответственность страховщика не возникает по частной аварии, под которой понимается любое повреждение застрахованного имущества, не подпадающее под понятие общей аварии. Экономическая разница между полными и рассматриваемыми условиями существенна, так как частные аварии возникают чаще.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 284) общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от обшей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, – судна, фрахта и перевозимого судном груза.
Условия страхования «без ответственности за повреждение» обеспечивают еще более узкое покрытие, поскольку страховщик не отвечает ни за какие повреждения застрахованного судна и его оборудования – ни за случайные, ни за те, которые причинены намеренно и разумно в целях спасения. Он несет ответственность только за гибель судна, включая расходы по спасению.
При страховании «только от полной гибели» ответственность страховщика наступает только в случае гибели судна.
Определение стоимости страхования достигается путем переговоров страховщика и судовладельца. Величина ставки страховой премии зависит от стоимости судна; возраста судна; типа (специализации) судна; грузоподъемности, мощности двигателя; классификации (класса, флага и страны регистра); менеджмента (владельца, капитана, экипажа); района плавания; условий страхового покрытия; стоимости проведенного ремонта; опыта страхования.
Страхование грузов является одним из важнейших видов морского страхования, которое тесно связано с транспортным средством, т.е. cyдном (страхование карго).
Существует ряд условий страхования грузок с разным объемом ответственности страховщика.
Основным в страховании грузов является условие страхования «с ответственностью за все риски». По этому условию подлежат возмещению убытки, расходы и взносы по общей аварии, ущерб от которой распределяется между судном, грузом и фрахтом (здесь понимается не сам факт аварии, а убытки, понесенные участниками морской перевозки), и, кроме того, убытки от повреждения и полной гибели всего или части застрахованного груза, произошедшие по любой причине, кроме военных рисков, прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя, особых свойств и качеств груза и его транспортировки.
По условиям страхования грузов «с ответственностью за частную аварию» возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие различных причин:
• в результате пропажи судна без вести;
• убытки, расходы и взноса по обшей аварии;
• в связи с необходимыми и целесообразно проведенными расходами по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
По страхованию грузов «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения», условия страхования и перечень страховых случаев в целом совпадают с «ответственностью за частную аварию».
Разница в том, что при страховании грузов «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» возмещаются только убытки от полной гибели всего или части груза ( т. е. без возмещения его повреждения).
Страховая стоимость груза – это стоимость, указанная в счете поставщика, с включением расходов по перевозке. В условиях рыночной экономики стоимость, указанная в счете, представляет его рыночную цену в момент погрузки.
На величину тарифной ставки при страховании груза влияют:
• характер груза и степень подверженности его повреждению;
• год постройки, флаг, тоннаж судна;
• время года, когда совершается рейс;
• направление перевозки;
• место расположения груза на судне (под палубой, на палубе);
• местные условия в портах погрузки и разгрузки;
• условия страхования.
Договор страхования груза обычно заключается на 12 месяцев.
По условиям договора каско при столкновении судов не обеспечивается полное покрытие убытков. Этот вид страхования предусматривает финансирование 75% ответственности виновного лица перед потерпевшей стороной. Оставшаяся незастрахованной часть ответственности за столкновение (1/4 возможного ущерба другому судну), а также ответственность за телесные повреждения и ущерб грузу обеспечиваются специальной страховой защитой.
Термин «морская ответственность» включает в себя профессиональную гражданскую ответственность определенных групп перевозчиков, экспедиторов, грузчиков, судоремонтных и портовых рабочих, фрахтователей и т.д. за ущерб, причиненный их действиями в процессе работы. Гражданскую ответственность несут также владельцы небольших судов, таких как яхты, катера, портовые суда и др.
Таким образом, страхователями по договорам страхования гражданской ответственности могут быть владельцы судов (торговых, рыболовецких, прогулочных и т.д.) и перевозчики в отношении перевозимого груза.
Целью данного вида страхования является представление гарантии от рисков, связанных с судоходством и эксплуатацией судна. Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностями в порядке, установленном законодательством данного государства или нормами международного права, возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуатации принадлежащих ему грузов.
Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке грузов действуют единые международные принципы, определяющие границы ответственности перевозчиков:
• перевозчик несет ответственность за доверенный груз в «разумных пределах»;
• перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);
• нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.
В практике морских перевозок применяются условия международных конвенций:
• Гаагские правила, принятые в 1924 г. в Брюсселе;
• Гаагские правила Висби, подписанные в 1966 г.;
• Гамбургские правила, принятые в 1978 г. в Гамбурге.
Эти международные соглашения определяют основные понятия и условии международных перевозок.
Различие между международными конвенциями состоит в ограничениях ответственности и размерах выплат.
Страхование фрахта. Фрахт – это плата грузовладельца судовладельцу за перевозку его грузов. Потеря фрахта может быть включена в условия страхования каско.
Страхование фрахта по условиям каско предусматривается по статье «Увеличенная стоимость». Эта статья включает расходы по эксплуатации судна. Страховая сумма может быть увеличена до 20% фактической стоимости судна. При этом, однако, покрывается до 50% предполагаемого фрахта, поскольку фрахт обычно полностью оплачивается по прибытии корабля в порт назначения. В случае полной или полной конструктивной гибели судна фрахт исключается из суммы возмещения.
- 1.1. Экономическая категория страхования, его необходимость, функции и роль
- 1.2. Классификация страхования
- 1.3. Принципы обязательного и добровольного страхования
- 2.1. Основные принципы и формы организации страхового дела
- 2.2. Основы правового обеспечения и регулирования страховой деятельности
- 2.3. Лицензирование страховой деятельности
- 3.1. Понятие платежеспособности страховщика. Основные показатели финансовой устойчивости страховщика
- 3.2. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 3.3. Оценка надежности страховщика
- 4.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 4.2. Основные виды страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни
- 4.3. Расчет страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни
- 4.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 4.5. Резерв предупредительных мероприятий
- 5.1. Сущность и функции перестрахования
- 5.2. Виды перестрахования
- 6.1. Особенности и виды личного страхования
- 6.2. Страхование жизни
- 6.3. Обязательное и добровольное личное страхование от несчастных случаев
- 6.4. Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 7.1. Понятие, объекты и предметы имущественного страхования
- 7.2. Страхование средств наземного транспорта
- 7.3. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 7.4. Морское страхование
- 7.5. Страхование грузов
- 7.6. Страхование имущества юридических и физических лиц (кроме транспортных средств)
- 7.7. Страхование предпринимательских и финансовых рисков
- 8.1. Понятие, объекты и предметы страхования ответственности
- 8.2. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- 8.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика
- 8.4. Страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности
- 8.5. Страхование профессиональной ответственности
- Законы и нормативно-правовые акты
- Основная литература:
- Дополнительная:
- Интернет-ресурсы: