logo
Программа 1-1

1) По организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студента предусмотрена учебным планом и является неотъемлемой частью учебного процесса. Самостоятельная работа является основной формой самообразования.

Основная цель самостоятельной работы – углубить и расширить знания, полученные во время лекционных занятий, а также привить навыки поиска необходимой информации, умение пользоваться различными источниками её получения.

Самостоятельная работа студента проводится им самостоятельно во внеурочное время. Темп и режим работы также устанавливается студентом.

Самостоятельная работа студента представляет собой работу со специальной учебной и научной литературой по темам самостоятельного изучения. Темы и рекомендуемая нагрузка самостоятельных внеурочных занятий предлагаются преподавателем. Им же предлагается и примерный перечень литературных источников. Предлагается использовать не только учебную литературу, но и журнал «Финансы», систему Интернет.

Виды самостоятельной работы:

1. Рефераты.

Предусматривается оформление самостоятельной работы в виде рефератов. Цель выполнения реферата – углублённое изучение темы.

Реферат – это краткое изложение в письменной форме определённого научного материала: содержания книги учения научной проблемы и т.д. Реферат – это итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание.

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что заключение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Композиция основной части может быть:

- конспективной, когда ее построение полностью соответствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

- фрагментной, когда рассматриваются только ее отдельные части (обычно таким образом реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

- аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае составляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список реферируемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораздо сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор основной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также могут быть различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат должен представлять собой результат научного исследования по предлагаемой теме.

Рефераты сдаются на проверку преподавателю в установленные им сроки или используются при выступлении на конференции.

Оценка за реферат выставляется в журнал группы по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости студента.

2. Самостоятельное изучение тем.

Самостоятельная работа студента представляет собой работу со специальной учебной и научной литературой во внеаудиторное время

Результаты самостоятельной работы оформляются в специальной тетради. Последовательность изучения тем должна совпадать с последовательностью их изучения на лекционных занятиях. Тетрадь сдаётся преподавателю на проверку в установленные им сроки или используется для выступления на конференции.

Оценки за самостоятельное изучение тем выставляются в журнал группы по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студента. Оценка самостоятельной работы студента учитывается при выставлении оценки за экзамен по данной дисциплине.