logo
ХП консп с сайта

2. Правовое закреп­ле­ние го­су­дарственного регулирования хо­зяй­ст­­венной деятельности.

Государственное регулирование экономических (хозяйственных) отно­ше­ний облекается в правовую форму и находит выражение в законах и других ак­тах законодательства. С другой стороны, конкретные действия по государст­вен­ному регулированию экономических отношений выражаются в инди­ви­дуаль­ных правовых актах. В результате государственное регулирование экономических отношений – это одновременно и государственно-правовое регулирование.

Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулировании хозяйст­венной деятельности обусловлено характером отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения выражаются как в отношениях по осуществлению хозяйственной деятельности ее субъектами, так и в отношениях по ее организации и воздействию на хозяйственную деятельность со стороны государства. Поэтому они регулируются нормами и частного (гражданского), и публичного (административного, финансового и др.) права, а нормативные акты в сфере хозяйственной деятельности носят, как правило, комплексный характер.

Оптимальное сочетание частноправовых и публично-правовых начал – одно из ос­новных условий эффективного правового регулирования хозяйственной дея­тель­нос­ти.

Частноправовые и публично-правовые начала в регулировании хозяйст­венной дея­тельности выражаются в определенных правовых средствах. Последние используются в рамках соответствующих видов (форм) государственного регулирования хозяйственной деятельности, составляющих содержание этого регулирования, а также субъектами хозяйствования при саморегулировании своих отношений.

Правовые средства представляют собой инструменты правового регу­ли­ро­ва­ния, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспе­чи­ва­ет­ся достижение социально-полезных целей. Такие средства могут быть: по отрас­левой принадлежности – конституционными, гражданскими, административными и т.д.; по характеру – материальными и процессуальными; по функциональной роли – регулятивными и охранительными; по предпочтению интересов – стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности). Правовые средства составляют механизм правового регулирования или, наоборот, механизм правового регулирования включает определенные правовые средства. Соответственно механизму правового регулирования общественных, в том числе экономических (хозяйственных), отношений в качестве пра­вовых средств, помимо собственно норм права, выступают правопри­ме­ни­тель­ные акты, договоры, меры поощрения, меры ответственности и др.

Используемые кроме норм права иные правовые средства регулирования общест­венных отношений закрепляются в действующем законодательстве, т.е. в самих же нормах права. Применительно к хозяйственным отношениям они определяются в Гражданском кодексе Республики Беларусь и других актах законо­да­тельства.

На наш взгляд, государственное регулирование хозяйственной деятель­нос­ти вклю­чает следующие виды (формы): регулирование условий хозяйст­вен­ной дея­тельности; прямое управление хозяйственной деятельностью; контроль за хозяйст­вен­ной деятельностью.

Государственное регулирование условий хозяйственной деятельности осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, другими государственными органами, органами местного управления и самоуправления. Оно призвано обеспечить создание для субъектов хозяйственной деятельности стабильных и благоприятных условий хозяйствования. Для государственного регулирования условий хозяйственной деятельности используются, в частности, следующие пути (направления).