2. Виды страхования вэд. Морское страхование.
В средние века страхование морской торговли существовало в форме морской ссуды. Банкиры предоставляли средства торговцу для товара, аренды судна и других затрат по перевозке. При благоприятном исходе сделки – прибытии судна в порт с товаром – банкир возвращал свои средства с некоторой прибылью. При неблагоприятном исходе ссуда оставалась торговцу в качестве своеобразного возмещения ущерба.
Такие же взаимоотношения существовали и в Италии до 1236 г., когда Римский Папа Григорий 9 запретил подобного рода сделки, посчитав их ростовщическими. После этого, а Италии стали создаваться так называемые страховые кружки – общества, которые были близки по своей форме к современным обществам взаимного страхования.
В конце 16 века в Англии стали интенсивно развиваться мореплавание и соответственно морская торговля. Страховая деятельность из Италии переместилась в Англию. В 1601 г был издан первый английский указ, регулирующий морское страхование.
В 1906 г в Англии был издан акт морского страхования, в соответствии с которым до сих пор регулируется порядок морского страхования во всем мире. Лондонский институт андеррайтеров в это время приобрел статус организатора-разработчика стандартных условий морского страхования.
Современное морское страхование – крупнейшая отрасль страхования, составляющая основу транспортного страхования. Оно почти во всех странах мира.
Морские риски можно разделить на следующие виды:
---обычные риски, которые возникают из самого факта перевозки;
---военные, которые лежат вне факта перевозки.
Среди обычных выделяют:
---риски самого моря (морские происшествия) – судно садится на мель, то есть остается неподвижным в течение длительного времени; затопление судна; столкновение – не только с другими судами, но и с неподвижными объектами, такими как рифы, айсберги, мосты, маяки;
---риски возникновения ущерба на судне во время нахождения в море – риски пожара, хищения;
---прочие риски – все риски, угрожающие судну, за исключением политических и военных рисков, аварии, поломки, пробоины и т.д.
Военные и политические риски можно разделить на риски:
---забастовок;
---бунтов;
---гражданских волнений;
В страховой терминологии война – это реальное военное действие, организованное правительством, объявленное или необъявленное, а также гражданские военные акции. Обычно в морском страховании покрываются только военные риски, угрожающие имуществу во время его нахождения на борту судна.
Нормативной базой регулирования морского страхования в России является Кодекс торгового мореплавания РФ (Кодекс РФ от 30. 04.99 № 81-ФЗ; Закон РФ от 30.04.99 № 81-фз).
До рыночных преобразований в РФ организацией морского страхования занимался Ингосстрах. Эта компания была государственной, но сейчас она является акционерной организацией с определенной долей участия государства. Она имеет дочерние компании по всей территории РФ, особенно в городах-портах, через которые осуществляются морские перевозки.
Морское страхование можно разделить на следующие виды:
---каско – это вид страхования обеспечивает страховым покрытием действующие и строящиеся морские и речные суда, а также нефти – и газодобывающие морские платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель, оснащение. Страхование осуществляется сроком на один год или на время рейса. Страховая премия рассчитывается исходя из размеров страховой суммы;
---карго – страховая защита груза на всем протяжении его перемещения, то есть от склада до склада;
--- страхование ответственности – покрывает опасности (риски), возникающие во время мореплавания, так как судно является причиной загрязнения морской среды;
--- страхование фрахта – страхование судна от потери дохода.
.Страхование каско охватывает все многообразие типов транспортных средств, применяемых в мореплавании. Каско-страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства.
Полная гибель судна наступает тогда, когда судовладелец безвозвратно потерял корабль.
Полная конструктивная гибель судна означает, что оно находится в таком состоянии, что не подлежит восстановлению.
Конструктивная гибель судна означает, что затраты на его ремонт будут больше стоимости самого судна после ремонта.
Страховое покрытие каско распространяется на:
---полную гибель судна;
--- частную аварию;
--- общую аварию;
---ответственность за столкновение;
---расходы по спасению.
Покрытие ответственности за столкновение предполагает возмещение убытков, связанных со столкновением судна с плавающим объектом. Если столкновение произошло с каким-либо иным судном, то определение ответственности в соответствии с правилами морского судоходства происходит в арбитражном суде.
Обычно из покрытия по страхованию каско исключаются риски нанесения ущерба умышленными действиями или грубой неосторожностью капитана, а также расходы, связанные с уничтожением остатков корабля.
Страховая сумма зависит от страховой стоимости корабля. К основным ценообразующим факторам при определении оценки судна относятся:
---возраст, тип и грузоподъемность судна;
---классификация судна – класс, флаг, страна регистра;
---квалификация и надежность капитана, экипажа, а также район плавания.
- Тема 1: Сущность и экономическое содержание страхования.
- 1.Сущность страхования как системы экономических отношений.
- 2.Функции страхования.
- 3.Системы страхования
- 4.Страховой риск.
- Тема 2. Классификация и организация страхования
- 1.Классификация страхования.
- 2. Организация работы страховой компании
- 3. Сущность страхового маркетинга.
- 4.Аквизиционная деятельность страховщика и его посредников.
- 2.Договор страхования
- 3.Содержание и функции государственного страхового надзора.
- Определения
- Чайнворд
- Чайнворд
- 2.Страховые резервы.
- 3.Сущность и задачи перестрахования как системы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.
- 4.Показатели страховой статистики.
- 2.Страхование имущества предприятий, организаций, граждан.
- 2.Виды личного страхования
- 2.Виды страхования, относящиеся к страхованию ответственности на территории рф Страхование автогражданской ответственности
- Страхование гражданской ответственности предприятий
- Страхование ответственности авиаперевозчика
- Страхование ответственности автоперевозчика
- Вопросы самоконтроля
- 2. Виды страхования вэд. Морское страхование.
- Транспортное страхование грузов (страхование карго).
- Страхование рисков, связанных с инвестициями.
- Страхование строительных рисков.
- Подберите термины к определениям термины
- Определения
- Тема 9. Историческое развитие страхования
- 1.Исторические этапы развития страхования
- 2.Современное состояние страхового рынка России.
- Вопросы самоконтроля
- Подберите термины к определениям
- Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация
- Итоговый тест.
- Методические указания к выполнению контрольных заданий для студентов заочной и дистанционной форм обучения
- Варианты контрольных заданий вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Словарь основных терминов
- Литература
- Приложение 1. Примерные правила страхования детей от несчастных случаев
- Приложение 2. Примерные условия страхования граждан на случай смерти в связи с хирургической операцией
- Приложение 3 Примерные условия добровольного страхования строений, принадлежащих гражданам