logo
И

4.Аквизиционная деятельность страховщика и его посредников.

.Продажа страховых полисов является одним из важнейших компонентов маркетинга. Она заключается не только в собственно продаже полиса, но и в убеждении клиента. Процесс продажи страховых полисов (заключения договоров страхования) носит название аквизиция, а посредники, выполняющие эти функции, называются аквизиторами.

Страховые компании уделяют большое внимание организации и совершенствованию системы продаж страховых полисов. Следует отметить, что продажа страховых полисов является комплексным видом деятельности страховой компании, требующим взаимной увязки, четкой координации всех действий, оперативного руководства и контроля. Эта деятельность координируется службой маркетинга страховщика.

По форме связи его со страховщиками продажа страховых полисов может быть разделена на следующие виды:

1) непосредственная продажа страховых полисов в представительствах и агентствах страховых компаний;

2) продажа страховых полисов через страховых агентов и альтернативную сеть распространения.

Встречаются также комбинированные формы продажи страховых полисов.

Собственно продажа страховых полисов осуществляется персоналом страховой компании и характеризуется наличием сети пунктов продаж, т.е. филиалов, агентств, представительств страховщика, находящихся в зоне обслуживания.

Продажа страховых полисов через посредников осуществляется на комиссионных началах, как правило оплата производится в процентах от суммы договора. Использование посредников повышает оперативность заключения договоров страхования и тем самым увеличивает активы страховщика. Эти посредники являются промежуточным звеном между страхователем и страховщиком. Наличие посредников в страховом деле свидетельствует о достаточной зрелости страховых отношений.

В качестве посредника выступают страховые агенты и страховые брокеры. Страховым агентом является физическое или юридическое лицо, которое от имени и по поручению страховщика занимается продажей страховых полисов (заключением договоров страхования), инкассирует страховую премию, оформляет документацию и выплачивает страховое возмещение (страховую сумму) в пределах установленных лимитов. Работа в качестве страхового агента требует от кандидата не только знаний в области страхования, но и психологии людей, а также внешней привлекательности, коммуникабельности, общего уровня культуры.

Страховыми агентами юридическими лицами могут быть юридические консультации, туристические фирмы, нотариальные конторы и другие, которые наряду с услугами по основному профилю своей деятельности предлагают оформить договоры страхования. Совокупность страховых агентов - юридических лиц представляет альтернативную сеть распространения данного страховщика.

Страховым брокером является физическое или юридическое лицо, выступающее в роли консультанта страхователя при заключении договора страхования данного вида в той или иной страховой компании исходя из финансовой устойчивости ее операций, привлекательности условий договора и других факторов.

Главное отличие брокера от агента заключается в том, что он выступает в роли независимого посредника страховой компании. Обладая обширным банком данных о страховых фирмах, действующих на рынке, брокер выступает в качестве квалифицированного эксперта для страхователя. Если в результате профессиональных усилий брокера будет заключен договор с конкретным страховщиком, то последний вознаграждает брокера за услуги.

В функции брокера входит определение оптимальных условий страхования для клиента по объему страховой ответственности и по величине страховой премии. При наступлении страхового случая брокер оказывает содействие в получении страховых выплат.

Использование посредников в страховании позволяет страховщику повысить свою конкурентоспособность, так как дает возможность пользоваться источником первичной информации о том, что хотят страхователи, как они воспринимают предлагаемые виды страхования.

Вопросы самоконтроля

1.Что общего между самострахованием и страхованием, в чем их различия?

2.Классификация страхового дела в РФ является сугубо теоретической проблемой или имеет практическое значение?

3.Как классифицируется страхование по форме организации?

4.Перечислите подотрасли страхования экономических рисков?

5.Охарактеризуйте профессиональную деятельность страховщика по привлечению новых договоров?

6.Назовите наиболее распространенный тип страховщика в рыночной экономике?

7.Как происходит продвижение страховых продуктов на рынок?

8.Что в себя включает исследование собственного страхового портфеля компании?

9.Для чего нужно исследовать страховой рынок?

10.В чем состоят основные направления стратегического маркетинга российских компаний?

Тесты

1.Добровольное страхование – это:

а) вид страхования;

б) форма страхования, возникшая в результате волеизъявления государства;

в) форма страхования, обеспечивающая реализацию волеизъявления страхователей.

2.Главный вопрос классификации страхования – это:

а) знание статистических показателей функционирования страхового рынка страны;

б) знание структуры экономического содержания страхового рынка страны;

в) обоснование критериев классификации страхового предпринимательства.

3.Формы страхования – это:

а) имущественное;

б) добровольное;

в) все неверно.

4.Отличительная черта обязательного страхования – это:

а) выборный охват:

б) участие в страховании только страхователя:

в) бессрочность.

5.Страхование предпринимательских рисков предполагает страхование:

а) задолженностей;

б) от возможных потерь доходов страхователей;

в) гражданской ответственности.

6.Какая служба страховщика занимается вопросами оценки ущерба:

а) экспертная группа;

б) юридический отдел;

в) служба актуарных расчетов.

7.Кто является независимым посредником в страховании?

А) агент

Б) брокер

В) аквизитор

8. По форме связи страхователя со страховщиками продажа страховых полисов может быть разделена на следующие виды:

а) непосредственная продажа страховых полисов в представительствах и агентствах страховых компаний; продажа страховых полисов через страховых агентов и альтернативную сеть распространения

б) непосредственная продажа страховых полисов в представительствах и агентствах страховых компаний;

в) продажа страховых полисов через страховых агентов и альтернативную сеть распространения.

9.Основными задачами службы маркетинга являются:

а) сбор, обработка и анализ информации о страховом рынке; анализ и прогнозирование конъюнктуры страхового рынка; изучение потенциальных возможностей страховых компаний - конкурентов на страховом рынке; планирование собственной стратегии и поведения в соответствии с состоянием конъюнктуры рынка;

б) сбор, обработка и анализ информации о страховом рынке; анализ и прогнозирование конъюнктуры страхового рынка; планирование собственной стратегии и поведения в соответствии с состоянием конъюнктуры рынка;

в) сбор, обработка и анализ информации о страховом рынке; изучение потенциальных возможностей страховых компаний - конкурентов на страховом рынке; планирование собственной стратегии и поведения в соответствии с состоянием конъюнктуры рынка.

10.Метод управления коммерческой деятельностью страховщика- это

а) менеджмент;

б) маркетинг;

в) эккаунтинг.

КРИПТОГРАММА

1. Процесс перехода от сегодняшней стоимости капитала к его будущей стоимости.

2. Сумма взноса, уплачиваемая страхователем страховщику за принятие им обязательства о возмещении ущерба, который может быть причинен объекту при наступлении страхового случая.

3. Хозяйствующий субъект, занимающийся страховой деятельностью.

4. Материальный убыток, нанесенный страхователю в результате страхового случая.

5. Ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования в целом.

6. Свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплат страхователю.

7. Деньги, предназначенные для извлечения прибыли.

8. Освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенного размера.

9. Возможная опасность потерь.

10. Предоставленные в долг деньги.

11. Обязательный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.

12. Износ основных фондов.

13. Сфера предпринимательства, связанная с вложением капитала в информацию.

14. Обесценение денежной массы.

Зашифрованное слово обозначает прием снижения степени финансового риска.

ВЕРНО,/НЕВЕРНО ДАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ (ДА/НЕТ)

1 Франшиза - это освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенного размера.

2. Ущерб, нанесенный застрахованному имуществу, всегда будет возмещен в полном объеме.

3. Страховой фонд страховщика имеет только денежную форму.

4. Агент - является независимым посредником в страховании.

5. Страховое возмещение – это плата за страхование.

6. Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специаль­но уполномоченных на то организаций.

7. Сфера деятельности страхового бизнеса – финансовый рынок в целом.

8. Для получения лицензии на проведение страховой деятельности страховщик может иметь любой размер уставного капитала.

9. Страхователь может контролировать деятельность страховщика.

10.Главные критерии надежности страховщика – это оперативность и полнота исполнения обязательств по договорам.

КРИПТОГРАММА

1.1

2.2

3.3

4.4

5.5

6.6

7.7

8 8

99.

110

111

112.

113.

114.

ТЕМА 3.ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

  1. Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность.

  2. Договор страхования.

  3. Содержание и функции государственного страхового надзора.

1.Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность.

Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность, подразделяются на:

• нормативные акты, адресованные всем участникам страхования;

• нормативные акты, адресованные только страховщикам.

К первой группе нормативных актов относится глава 48 ГК РФ. Она адресована всем участникам страхования.

Метод гражданско-правового регулирования страховых отношений основан на принципах (ст.1 Гражданского кодекса РФ) юридического равенства всех участников гражданских правоотношений т.е.:

Также страховая деятельность регулируется следующими нормативны­ми документами:

• Законом РФ "Об организации страхового дела в РФ" (с изм. на 31.12.97) №4015-1 от 27.11.92;

• Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон

РФ "Об организации страхового дела в РФ" № 204-ФЗ от 20.11.99;

• федеральными законами (например, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов" № 116-ФЗ от 21.07.97);

• международными нормативными документами, которые адресованы как страхователям, так и страховщикам - Правилами 1псо1егт8, Кодексом торгового мореплавания и т. п.

Каждый страховщик на основе юридических актов получает, в частности,

1)строго определенный круг обязанностей и прав;

2)полномочия по трансформации этих обязательств и прав применительно к особенностям своей деятельности в такие рабочие документы, как:

Последовательность обеспечения страховой сделки между страхователем и страховщиком:

  1. Ознакомление страхователя с условиями или правилами страхования.

  2. Оформление заявления на страхование.

  3. Оформление и подписание договора страхования.

  4. Уплата страхового взноса и получение страхового полиса.

  5. Совершение страхового случая.

  6. Составление страхового акта, определение размера ущерба и страховых выплат.

  7. Выплата страхового возмещения или обеспечения страхователю.

  8. Прекращение договора страхования.