Банковский менеджмент
Банковский менеджмент – система управления кредитной организацией как коммерческим предприятием. Банк аккумулирует сбережения юридических и физических лиц. Поэтому, помимо задачи получения прибыли, не меньшее значение имеет обеспечение сохранности средств кредиторов.
В банковском менеджменте принято выделять четыре составляющие.
Во-первых, планирование, которое позволяет заглянуть в будущее кредитной организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Результатом банковского планирования должно стать создание общего бизнес-плана и отдельных оперативных планов по различным направлениям деятельности (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая политика и т. д.).
Во-вторых, анализ, направленный на оценку деятельности банка. Сравнение достигнутых результатов в целом и по отдельным направлениям с планами и прогнозами.
В-третьих, регулирование, которое включает совершенствование организационной структуры банка, подготовку новых и доработку действующих инструкций, снижение объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка и всей кредитной организации в целом. В рамках регулирования происходит корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики, определяются меры по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.
В-четвертых, контроль, состоящий из внешнего, осуществляемого Центральным банком, и внутреннего, направленного на проверку соблюдения внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Основные направления менеджмента банка:
– разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным видам деятельности кредитной организации: депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.;
– маркетинг банковских продуктов и услуг;
– управление активами и пассивами банка;
– управление ликвидностью;
– управление доходностью;
– управление собственным капиталом;
– управление кредитным портфелем;
– управление банковскими рисками.
Менеджмент банка – многогранная наука, в которой единых методов для всей кредитной системы не существует. Каждый банк вырабатывает собственную систему менеджмента, периодически пересматривает ее, приводит в соответствие с условиями на конкурентном рынке банковских услуг, а также корректирует в связи с изменениями законодательства.
Оценивая банковский менеджмент, специалисты Мирового банка предлагают использовать следующие компоненты для его оценки:
Компетенция.
Лидерство.
Выполнение регулятивных норм.
Способность к планированию.
Способность реагировать на изменения конъюнктуры.
Адекватность проводимой политики положению банка на рынке.
Способность к самоконтролю.
Качество команды менеджеров и их приемников.
Отношения с инсайдерами.
Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки располагают управленческими системами информации, позволяющими менеджменту банка идентифицировать концентрации кредитно-инвестиционного портфеля. Также органы надзора должны устанавливать пруденциальные нормативы, ограничивающие риск потенциальных убытков от отдельных заемщиков или групп связанных между собой заемщиков [2, с.25].
Плохой менеджмент и неадекватный контроль являются причиной финансового краха не только отдельных учреждений. В случае возникновения кризиса на финансовом рынке они могут усилить его воздействие на рынок и привести к поражению всей банковской системы.
Для анализа качества менеджмента необходимо учитывать следующие основные параметры:
Поддержание достаточного уровня капитала, качества активов, доходов и ликвидности.
Компетентность и способность руководить.
Честность и деловая репутация руководящего состава банка.
Квалификация, опыт и способность брать на себя ответственность.
Качество надзора со стороны руководства банка.
Достаточность подготовки персонала банка
Наличие системы подготовки смены для руководящих работников.
Выполнения норм действующего законодательства.
Достаточность внутренних процедур и положений. Качество их исполения в банке.
Наличие механизмов внутреннего контроля, системы документации и внутреннего учета.
Наличие системы планирования и контроля за результатами деятельности.
Кадровая политика, достаточность системы вознаграждения и механизмов продвижения по службе.
Выполнение кредитной и инвестиционной политики, требований к активам и пассивам.
Отношения с инсайдерами:
а) предоставление кредитов крупным акционерам, членам правления, руководителям банка и с ними связанным предприятиям без соответствующих предпосылок или на льготных условиях;
б) выплата чрезвычайно высоких окладов, гонораров и дивидендов;
в) использование средств банка для покрытия неоправданных личных расходов сотрудников и членов правления.
Способность предусматривать изменения внешних условий работы банковского учреждения и реагировать на экономическую, правовую и политическую среду.
Способность или неспособность пользоваться такими изменениями и корректировать работу банка.
Соответствие высшего руководства занимаемой должности:
а) состав правления банка;
б) посещаемость членами правления его заседаний;
с) наличие достаточно документированных протоколов заседаний правления, отражающих активное участие всех членов правления в процессе определения стратегии и политики развития банка;
д) наличие доминирующей роли некоторых членов правления в процессе принятия решений, которая отрицательно сказывается на деятельности банка;
е) достаточность и эффективность работы специализированных комитетов (кредитного, инвестиционного, по ценным бумагам, аудиторского);
Наличие достаточного числа квалифицированных сотрудников в службе внутреннего контроля банка, степень ее независимости, наличие процедур внутреннего контроля в банке.
- Оглавление
- Внешняя задолженность России. Современные проблемы и методы регулирования внешних долгов.
- Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
- Теория финансового менеджмента
- Прибыль коммерческой организации
- Функции и роль прибыли
- Налоги Сущность и функции налогов
- Фискальная функция налогов
- Предпринимательские финансы организаций в финансовой системе
- Учет векселей
- Роль золота
- Международный кредит
- Банковская система
- Банковская система рф, её уровни
- Современное состояние банковской системы России
- Микрофинансовые кредитные организации
- Банковская система России в условиях глобального финансового кризиса
- Собственный капитал банка
- Собственные средства
- Собственный капитал банка и его структура
- Функции собственного капитала банка
- Защитная функция
- Оперативная функция
- Регулирующая функция
- Система показателей банковской деятельности
- Система страхования вкладов в рф
- Кредитная деятельность коммерческого банка
- Валютные операции коммерческих банков
- Банковский менеджмент
- Банковская политика
- Инвестиционная деятельность банков
- Доходы и расходы банка
- Банковский маркетинг
- Операции коммерческого банка Пассивные операции
- Активные операции
- Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике. Создание денег банковским сектором
- Основные банковские операции:
- Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- Кредитоспособность заемщика банка
- Оценка кредитоспособности заемщиков - юридических лиц
- Оценка кредитоспособности заемщиков - физических лиц
- Проектное кредитование и финансирование
- Новые направления развития банковских операций и услуг
- 1. По материалу, из которого они изготовлены:
- 2. По способу нанесения на карты необходимой информации (имя держателя карты, номер карты, срок ее действия и пр.):
- 3. По целевому назначению:
- Система «банк — клиент»
- Система «банк — клиент» в классическом (развернутом) варианте позволяет клиенту:
- Система «телебанк»
- Телебанк дает клиенту следующие возможности:
- Бюро кредитных историй