logo
Лекции_1 / Ч

5. Факторинговые операции банка

Факторинг (от англ, factor — агент, посредник) представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции являют­ся покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платеж с дебитора.

Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немедленной оплаты 80% стоимости этих счетов-фактур. Оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.

Цель факторингового обслуживания — своевременное инкассирование долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов, предоставление (по желанию клиента) кредита в форме предварительной оплаты, помощь в управлении кредитом и ведении бухгалтерского учета, создание условий для производственной деятельности, соответственно помощь в увеличении оборота и прибыли предпринимателя.

В мировой банковской практике известны два вида факторинга:

Факторинговые операции осуществляются на основании договоров, причем могут заключаться как договоры о полном обслуживании клиента банка, так и договоры о предварительной оплате требований.

Договор о полном обслуживании клиента заключается при постоянных, длительных контактах поставщика и банка. В этом договоре предусматриваются: переуступка поставщиком всех счетов на своих покупателей, защита от появления сомнительных долгов (договор без права регресса), ведение дебиторского учета и управление кредитом, обеспечение гарантированного притока средств.

Договор о предварительной оплате требований предполагает переуступку части счетов-фактур на покупателей, частичную оплату счетов-фактуры (80%) и ведение дебиторского учета.

Факторинг позволяетускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика. Подобные преимущества факторинга особенно важны в России, когда неплатежи предприятий достигают существенных размеров.

Вместе с тем факторинг не лишен недостатков. Во-первых, это наличие кредитного риска по факторинговым операциям. Для минимизации негативного влияния кредит­ного риска банки определяют лимиты задолженности плательщика, устанавлива­ют лимиты отгрузки товаров поставщику, проводят страхование по отдельным сделкам. Во-вторых, это сложности применения факторинга в условиях инфля­ционной экономики, когда происходит постоянное обесценение рубля и соответ­ственно суммы платежа.