1. Система информации на рынке ценных бумаг
В широком смысле под информацией понимается совокупность сведений об окружающем мире, мера устранения неопределенности. Информация в экономике, часто называемая “коммерческой информацией”, представляет собой данные, необходимые для анализа положения дел на предприятии или любом другом хозяйствующем субъекте и принятия рациональных решений. Информация в рыночной экономике, базирующейся на конкуренции, помогает принимать рациональные и обоснованные решения, учитывающие требования рынка и возможности компании, любого хозяйствующего субъекта.
Особенно сильно значимость информации проявляется в пространстве рынка ценных бумаг. “Фондовый рынок живет ожиданиями” — эта фраза стала аксиомой. Рынок ценных бумаг живет ожиданиями развития макроэкономических тенденций, политических событий, ожиданиями, связанными с результатами деятельности отдельных компаний, с действиями конкретных персонажей политико-экономической системы. Особую роль играют слухи, так как они могут порождать ожидания и часто основываются на конфиденциальной информации.
Совокупность ожиданий всех участников фондового рынка формирует ценовые тенденции — тренды, долгосрочные и краткосрочные, которые продолжаются от десятилетий до минутных всплесков биржевых котировок. От точности прогноза, выбора определяющих ожиданий на период предполагаемого инвестирования, зависит результат — прибыль инвестора.
Различают общедоступную и недоступную широкой публике информацию (инсайдерскую информацию).
Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней и подлежащая раскрытию в соответствии с законодательными актами, принятыми в каждой стране с рыночной экономикой.
К общедоступной информации относятся, прежде всего, проспекты эмиссии, годовые и ежеквартальные отчеты компаний, сообщения о существенных событиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. В международной практике в распоряжении компаний-эмитентов находятся также такие средства коммуникации, как ежегодные собрания акционеров, специальные брошюры с обзором фактов и статистикой деятельности компании, специальные брошюры-руководства для инвесторов с необходимой для принятия инвестиционных решений информацией, видеоотчеты, специальные медиа-выпуски, специальные встречи и мероприятия.
Недоступная широкой публике информация — это внутренняя (конфиденциальная, инсайдерская) информация.Это может быть информация о состоянии дел компании, не получившая еще открытой огласки. Например, ответственные работники компании знают о том, что состоится поглощение их компании, или о том, что последний отчет о доходах будет значительно отличаться от ранее сообщавшейся информации. В соответствии с законодательством многих стран лицо, имеющее доступ к закрытой информации (инсайдер) не имеет права осуществлять торговые операции на ее основе. Обычно инсайдерами обозначают директоров, ответственных работников, а также других служащих компании, которые в силу своего служебного положения могут иметь доступ к информации, являющейся конфиденциальной (внутренней, закрытой) и способной принести им выгоду. С юридической точки зрения это определение расширено за счет включения родственников и иных лиц, которые могут получить прибыль от использования внутренней информации о компании.
Внутренняя (инсайдерская) информация не может быть получена в результате анализа опубликованной информации, она известна только инсайдерам и может повлечь за собой изменение цен на ценные бумаги компании, если станет всеобщим достоянием.
В целом информацию для инвесторов можно сгруппировать таким образом, чтобы каждый из видов относился к одной из важных сторон процесса инвестирования.
Экономическая и общеполитическая информацияхарактеризует общий фон, а также предоставляет фактический материал для прогнозирования тенденций в экономике, политике и социальной сфере в масштабах страны и всего мира. Такая информация нужна всем инвесторам, так как она лежит в основе оценки самой среды, в которой принимаются решения.
Информация о состоянии отрасли или компании характеризует фактическую картину и прогнозные данные о развитии отрасли или компании. Она используется инвесторами для оценки хода дел в отрасли или в компании. Поскольку эта категория информации относится к компании, постольку она наиболее ценна, прежде всего, при вложении капитала в акции, облигации и опционы. Эта информация, наравне с общеэкономической, используется специалистами для проведения фундаментального анализа, для оценки инвестиционной (внутренней) стоимости акций.
Информация о различных финансовых инструментахобеспечивает данные для прогнозирования поведения других (кроме акций, облигаций и опционов) ценных бумаг (например, инвестиционных паев), а также различных вложений в реальные активы.
Информация о ценахсодержит текущие котировки цен на различные финансовые инструменты, курсы ценных бумаг, а также статистические данные о динамике цен на данные инструменты за последнее время.
Информация о стратегиях индивидуальных вложенийсостоит из рекомендаций по поводу вариантов инвестиционной стратегии или по поводу отдельных операций с финансовыми инструментами. Эта информация уже носит аналитический характер.
Чтение финансовой информации, умение интерпретировать ее, находить необходимые показатели для обоснованных оценок и принятия инвестиционных решений является одним из основных навыков инвестора.
Важным ориентиром для инвесторов являются кредитные рейтинги. Их главная цель заключается в предоставлении информации инвесторам, вкладывающим капитал в долговые ценные бумаги (облигации, государственные ценные бумаги, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, а также в привилегированные акции, поскольку эмитент несет по ним фиксированные обязательства по выплате дивидендов). Кредитные рейтинги способствуют увеличению прозрачности рынка и повышению его эффективности. Кредитный рейтинг — это заключение независимого рейтингового агентства о кредитоспособности субъекта хозяйственной деятельности(им может быть государство, государственное учреждение, финансовая организация или промышленная компания). Рейтинг характеризует возможность того, что инвесторы полностью и в указанный срок получат процентные платежи на вложенный капитал, а также основную сумму долга.
В основу рейтинга положена шкала качественных оценок типа “высшее качество”, “хорошее качество”, “выше среднего уровня качества” и т.д. Каждая рейтинговая категория отражает уровень возможности задержки платежей (см. таблицу). Рейтинги устанавливаются специализированными агентствами, наиболее известными из которых являются Moody’s Investors Service (США), Standard & Poor’s (США), Fitch IBCA (США-Великобритания), Duff & Phelps (США).
Таблица 9.1.
- Вопрос 1. Становление и развитие рынка ценных бумаг.
- 1.1. Возникновение рынка ценных бумаг
- 1.2. Развитие фондового рынка в 19-20 веках
- 1.3. Фондовый рынок в России18
- Вопрос 2. Фундаментальные понятия рынка ценных бумаг
- 2.1. Понятие, сущность и структура рынка ценных бумаг
- 2.2. Классификация рынка ценных бумаг
- 2.3. Финансовые риски, связанные с ценными бумагами
- Лекция 2. Акции
- Лекция 6. Ордерные и товарораспорядительные ценные бумаги
- Краткие выводы
- Вопрос 1. Понятие профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- Вопрос 2. Виды профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Лекция 8. Фондовая биржа
- Вопрос 1. Конструирование выпуска ценных бумаг
- Вопрос 2. Порядок эмиссии ценных бумаг
- Лекция 10. Андеррайтинг ценных бумаг31
- Лекция 11. Инвестирование в ценные бумаги Вопрос 1.Понятие и виды инвестиций
- Вопрос 2. Роль инвестиций в экономике
- Вопрос 3. Защита прав инвесторов
- Вопрос 4. Доходность вложений в ценные бумаги
- Доходность за период владения ценной бумагой:
- Лекция 12. Инвестиционные фонды
- Лекция 13. Регулятивная инфраструктура рынка ценных бумаг
- 3. Саморегулирование и этика фондового рынка
- Этика фондового рынка
- Сделки корнеров - сделки с ценными бумагами, совершаемые группой торговцев, сконцентрировавших в своих руках большое количество ценных бумаг данного вида, что позволяет им диктовать свои цены.
- Краткие выводы
- 1. Система информации на рынке ценных бумаг
- Шкала кредитных рейтингов долгосрочных облигаций
- Наиболее известные фондовые индексы и их расчетная база
- 2. Основные информационные ресурсы
- 3. Развитие информационных потоков через сеть Интернет
- Краткие выводы
- 1. Понятие производных финансовых инструментов
- 2. Фьючерсы
- 3. Опцион
- 4. Своп