logo
Курс лекций по дисциплине «Рынок ценных бумаг»

2. Основные информационные ресурсы

В ходе принятия инвестиционных решений используются различные источники информации. В круг наиболее распространенных источников экономической и общеполитической информации входят специализированные финансовые газеты и журналы, газеты общего характера, информационно-аналитические бюллетени информационных агентств и фондовых бирж, информационные вестники банков и финансовых компаний.

В России сложилась достаточно полная структура специализированных периодических изданий, освещающих различные аспекты деятельности рынка ценных бумаг. Важную роль в этом деле играет Издательский дом “Рынок ценных бумаг”. Его деятельность связана с развитием комплекса аналитических продуктов, охватывающих различные составляющие инфраструктуры рынка ценных бумаг, основным из которых является специализированный аналитический журнал “Рынок ценных бумаг”, который выходит тиражом 15 тыс. экземпляров 2 раза в месяц. Статьи журнала охватывают практически все вопросы, касающиеся функционирования и развития рынка ценных бумаг в России, позволяющие инвесторам оценивать ход дел в различных секторах рынка, отдельных отраслях и регионах, а также содержат новостную информацию от эмитентов и торговых институтов.

К другим популярным источникам финансовой информации в России относятся:

“Эксперт” — еженедельный журнал тиражом 60 тыс. экземпляров. Вмещает практически все виды информации, необходимые для инвестора. Журнал предоставляет читателю возможность взглянуть на мир глазами экономиста. Популярен среди руководства российских компаний различных видов деятельности и высшего звена государственных служащих. Содержит специальные страницы “Финансовые рынки России” и “Мировые рынки”, на которых дается краткий обзор финансовых рынков за прошедшую неделю, проиллюстрированный графиками динамики различных показателей, характеризующих поведение рынков.

“Коммерсант-Ъ” — ежедневная газета издательского дома “Коммерсантъ”, имеющая аудиторию более 120 тыс. читателей, — является важным источником информации практически для всех профессиональных участников российского рынка ценных бумаг. В ней помещаются котировки российских финансовых инструментов, а также новости — мировые, российские, местные, относящиеся к отдельным предприятиям.

“Ведомости” — ежедневная деловая газета, которая издается закрытым акционерным обществом “Бизнес Ньюс Медиа” совместно с “Уолл Стрит Джорнел” (The Wall Street Journal)35и “Файнэншл таймс” (Financial Times) тиражом 35 тыс. экземпляров. На ее страницах ежедневно помещается финансовая информация: котировки российских государственных долговых обязательств, а также государственных облигаций стран с развитой и формирующейся рыночной экономикой; итоги торгов акциями на российских организованных рынках и в мировых финансовых центрах (Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт, Токио).

На отечественном рынке биржевой и финансовой информации в настоящее время действует более 40 российских и несколько международных информационных агентств, которые предоставляют информацию в режиме реального времени и осуществляют мониторинг более 100 ежедневных и еженедельных изданий, а также радио и телевизионных программ. Некоторые фирмы предоставляют сведения о коммерческих банках, имеющиеся в Центральном банке России. Гигантское хранилище информации представляет собой глобальная электронная сеть Интернет.

Выделим наиболее распространенные услуги на рынке финансовой информации:

предоставление оперативной информации по финансовым рынкам, в т.ч. рынкам ценных бумаг;

аналитические исследования на финансовых, в т.ч. фондовых рынках;

финансовые консультации начинающим компаниям;

анализ портфелей ценных бумаг;

рейтинговые экспертизы ценных бумаг и публичных компаний.

Основой работы на рынках ценных бумаг является наличие доступа в режиме реального времени(on-line) к данным по различным финансовым инструментам (цены, котировки, ставки и т.д.), которых в целом по всему миру насчитывается несколько тысяч, а также к деловым, экономическим и политическим новостям, влияющим на текущую конъюнктуру. Сегодня в мире действуют более 50 информационных агентств — телекоммуникационных служб финансовой информации, наиболее известными их которых являются агентства Рейтер (Reuters) и Блумберг (Bloomberg), концерн Доу Джонс (Dow Jones), компания СиКуДжи Интернешнл (СQG International), Тенфор (Tenfore), Найт-райдер файнэншл (Knight-ridder Financial), АйСиВи (ICV) и ряд других, причем первые пять из них работают и на территории СНГ. Активную роль в формировании внутренней информационной среды России играют и отечественные телекоммуникационные системы — информационные агентства, специализирующиеся на внутреннем фондовом рынке. Это “AК&М”, “АЦФИ”, “Финмаркет”, “РосБизнесКонсалтинг”, “МФД-Инфоцентр”, агентства “Соболев”, “Прайм-ТАСС”, “Интерфакс”, “ИТАР ТАСС”, “Скейт-пресс” и другие.

Основными клиентами телекоммуникационных служб финансовой информации в России являются коммерческие банки, брокерские и дилерские компании, крупные производственные компании, пенсионные фонды, страховые компании, информационные агентства, некоторые государственные структуры и др.

Основным продуктом служб финансовой информации информационных агентств является информационный поток. В общем виде он состоит из набора “информационных страниц” и включает два основных компонента:

текущие котировки финансовых инструментов (цены на долговые обязательства, депозитные сертификаты, акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги), поступающие в режиме реального времени и формируемые на основе сети контрибуторов — поставщиков финансовой информации (биржи, банки, брокерские компании, альтернативные информационные службы и т.п.);

блока финансово-экономических, деловых, политических и светских новостей, комментариев и аналитических материалов (в основном в телексной, голосовой и телевизионной форме), получаемых от собственной корреспондентской сети либо приобретаемых у независимых информационных агентств на договорной основе.

Контрибутор– это либо участник финансового рынка, раскрывающий и поставляющий информацию о проводимых им или с его участием операции на финансовом рынке (банки, биржи, профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты, инвесторы, предприятия), либо участник рынка информационных услуг, поставляющий собранную им информацию (информационные агентства). В совокупности контрибуторы представляют собойконтрибуторскую сеть.

Сформированный в результате фильтрации всех данных, поступивших в единый центр службы финансовой информации, информационный поток кодируется и передается потребителям по спутниковым либо выделенным каналам.

Теперь обратимся к конкретным представителям информационного бизнеса.

«Патриархом» рынка информации по праву считается агентство Рейтер (Reuters), которое занимает традиционно прочные позиции в Европе и Америке. Предоставляемые им услуги достаточно дороги и являются эталоном качества: говорят, что “есть новости Рейтер и есть — все другие”.

Корпорация Доу Джонс (Dow Jones)— крупнейший поставщик финансовой информации, контролирует более 60% мирового рынка информационных услуг, имеет американские корни, сохраняя там ведущие позиции, а также лучшую контрибуторскую сеть.

Корпорация Доу Джонс известна своими изданиями “Уолл Стрит Джорнел” (The Wall Street Journal) и “Бэронс” (Barrons), она владеет несколькими телевизионными каналами. Для формирования блока новостей она использует корреспондентскую сеть “Ассошиэйтед пресс” (Associated Press), сотрудничает с “Франс пресс” (France Press), “Киото ньюс” (Kyoto News), VWD и другими ведущими агентствами, а в России получает информацию от агентства “Прайм” и “Интерфакс”.

Международная информационная система Тенфор (Tenfore)— спутниковая система финансово-экономической информации, действующая в России с 1993 г. и строящая свою политику по принципу “достаточности информации”, исходя из реальных потребностей и возможностей российских пользователей.

Информационное агентство Блумберг (Bloomberg).Это молодая и мобильная американская компания. Как и другие службы финансовой информации освещает все ключевые аспекты мирового финансового и фондового рынков, предоставляя, в том числе, всевозможную статистику по рынкам акций, валюты, залоговых ценных бумаг, индексам, рынкам муниципальных, корпоративных, правительственных облигаций, еврооблигаций, облигаций внешнего государственного долга и т.д., но делает это более подробно, что определяет основной круг пользователей. Ими являются корпорации-эмитенты, посреднические финансовые учреждения и институциональные инвесторы в лице менеджеров по инвестициям и управлению средствами и активами. Ведущие позиции компании обеспечила ее прогрессивная технология: открытые базы данных, содержащие большой объем информации (вплоть до информации по каждому эмитенту, включая текущее финансовое состояние и историю), в сочетании с качеством и скоростью доставки сообщений.

АК&М.Известное российское агентство, специализирующееся на оказании информационно-аналитических услуг. Основные продукты:

информационная база данных “АК&М-List”, которая содержит текущие котировки от финансовых компаний, банков, инвестиционных (паевых) фондов, другие цены спроса и предложения за период с 01.09.1993 г. по настоящее время, динамику цен в графической форме, данные о более чем 1500 эмитентах, информация о выпусках ценных бумаг, сведения о профессиональных участниках;

новостная лента “АК&М Online News”, позволяющая оперативно получать и анализировать актуальные экономические и политические новости.

Агентство экономической информации “Прайм-ТАСС”.С 1993 года работает в области обработки и анализа финансовой информации и является официальным распространителем информации Банка России. Основные направления деятельности:

сбор и распространение новостей в режиме реального времени;

подготовка комментариев и аналитических обзоров текущей ситуации на финансовых рынках;

выпуск аналитических материалов по отраслям промышленности и регионам.

Агентством создана база данных “Экономические субъекты России”, которая содержит комплексную детальную информацию о деятельности 1000 крупнейших промышленных предприятий, 150 банков и 89 регионов-субъектов РФ. В основу создания базы положен принцип многоуровневой системы финансово-аналитических показателей деятельности экономического субъекта.

Другим направлением деятельности агентства является разработка информационно-аналитической системы, позволяющей трейдерам и их клиентам одновременно и независимо от места их нахождения получать трансляцию хода торгов на российских торговых площадках — Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), Российской торговой системы (РТС), Московской фондовой биржи (МФБ).

Информационное агентство “Финмаркет”.Формирует ежедневный информационный поток по всем секторам рынка (денежному, валютному, рынку государственных и корпоративных ценных бумаг), поставляет информацию с ведущих торговых площадок Москвы в режиме реального времени, экономические и финансовые новости, осуществляет статистический мониторинг внебиржевого рынка, предоставляет аналитические обзоры и многое другое. Агентство предлагает инвесторам, заинтересованным в активной работе на рынке акций, информационную систему “Финмаркет — Фондовый портал” — специализированный информационный пакет, содержащий всю информацию о фондовом рынке России в режиме реального времени.

В последнее время наблюдается тенденция к сближению позиций передовых служб финансовой информации в части выработки единых стандартов и предоставление конкурирующим фирмам данных о внутренней структуре информационного потока с целью обеспечения его приема на их аппаратуре, а также повсеместный переход от жесткого экранно-ориентированного формата потока данных (информационные страницы в виде телетекста, первоначально расчитанные на визуальное восприятие) к более гибкой, записе-ориентированной структуре информации, позволяющей создавать в реальном времени синтетические информационные окна, формировать собственные базы данных и осуществлять доступ к удаленным архивам.

Эти тенденции проявляются и в России, причем уровень подачи информации по российскому рынку приближается к мировым стандартам.