Дальнейшие перспективы
Виды финансовых рынков будут меняться, расти и эволюционировать и дальше с развитием мировой экономики. Не последнюю роль в этом сыграет глобализация финансовых рынков разных стран, постепенно приводящая к организации единого международного финансового рынка.
Особенности расчета денежной массы, денежных агрегатов, характеризующих ее объем и структуру, в развитых странах
В развитых странах имеются некоторые особенности расчета показателей денежной массы по агрегатам. Например, в ФРГ применяются следующие агрегаты: Ml — наличные деньги и бессрочные депозиты; М2 — агрегат М1+ срочные депозиты; МЗ — агрегат М2 + сберегательные депозиты. Для характеристики денежной массы часто используют денежный мультипликатор, который характеризует возможности коммерческих банков увеличивать денежную массу в обращении. Основой денежного мультипликатора являются два фактора: удельный вес налично-денежного оборота в общей денежной массе (агрегат МЗ) и ставка-обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в центральном банке. Денежный мультипликатор (Дм) определяется по формуле: где Мо — наличные деньги в обращении, МЗ — денежный оборот. Задача 1. Известно, что в Германии налично-денежный оборот в денежной массе (агрегат МО) в 1999 г. составил 984,7 млрд ДМ, денежный оборот (агрегат МЗ) — 2540,6, ставка обязательных резервов ЦБ — 10\%. Определить: 1) удельный вес налично-денежного оборота в денежной массе; 2) денежный мультипликатор. Решение. Удельный вес налично-денежного оборота в денежной массе определяется отношением МО/МЗ: 984,7 / 2540,6 == 6,39. Денежный мультипликатор будет равен 0,639 (6,39:10). Важной характеристикой денежного обращения является расчет денежной базы. Денежная база представляет собой сумму наличных денег, корреспондентских счетов в коммерческих банках и обязательных резервов в центральном банке. Расчет денежной базы производится по формуле: ДБ = Н + К + О, где: Н — наличные деньги, К — средства на корреспондентских счетах в коммерческих банках, О — обязательные резервы в центральном банке. Развитие денежного обращения в неменьшей степени определяется таким показателем, как скорость обращения денег. Скорость обращения денег представляет собой показатель интенсификации движения денег в их функциях как средства обращения и средства платежа. В промышленно развитых странах скорость обращения денег определяется по формуле: , где V — скорость обращения денег, ВНП — валовой национальный продукт, Ml — денежная масса (агрегат Ml). Задача 1. Известно, что в 1996 г. объем валового национального продукта составлял 3549,6 млрд ДМ, денежная масса (агрегат Ml) — 916,9 млрд ДМ. Требуется определить скорость обращения денег. Решение. Исходя из приведенной формулы скорость обращения денег составит: 5,87 = 3549,6:916,9. Для характеристики реального ВНП (или валового внутреннего продукта ВВП в неизменных ценах) используется дефлятор. Дефлятор — это один из индексов роста цен, который представляет собой коэффициент пересчета в неизменные цены.
Состав и принципы бюджетной системы Российской Федерации
Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или же по соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. Такой объединенный бюджет не утверждается соответствующими законодательными органами и используется для аналитических и статистических поставленных целей.
Бюджетная система Российской Федерации в настоящее время складывается из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну самостоятельную округ, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов самостоятельных округов и возле 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся следующие задачи: городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется с помощью единой социально-экономической политики и юридической базы, использования единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействия бюджетов всех уровней и согласования принципов бюджетного процесса.
Бюджетный процесс проходит несколько стадий. На первой стадии составляют проекты бюджетов, вторая посвящена рассмотрению и утверждению бюджетов, третья характеризует исполнение бюджетов, а четвертая посвящена составлению и утверждению отчета об исполнении. Участниками бюджетного процесса являются:
Президент и правительство страны, высшие должностные лица субъектов Федерации, главы муниципальных образований, органы власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти.
Центральный банк Российской Федерации и органы государственного (муниципального) финансового контроля.
Органы управления государственными внебюджетными фондами.
Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы и администраторы доходов и расходов бюджета.
Главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита бюджета.
Получатели бюджетных средств.
Основными задачами бюджетов всех уровней являются аккумуляция публичных (государственных) средств, их перераспределение по вертикали между выделенными уровнями и по горизонтали между органами управления одного уровня. Для их решения бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы на всей территории страны, единства кассы;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов и равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;
отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности и общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
результативности и эффективности использования бюджетных средств;
прозрачности (открытости), достоверности, адресности на значения и целевого характера использования бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов.
Принцип единства бюджетной системы означает:
единство денежной системы, бюджетного законодательства;
общий порядок организации и функционирования бюджетной системы, исполнения расходных обязательств, формирования доходов и расходов бюджетов;
использование единых форм бюджетной классификации, бюджетной документации, общей технологии ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
единство правовой базы, применяемых санкций за нарушения бюджетного законодательства страны.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за определенными органами по уровням власти.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и самостоятельно осуществлять управление бюджетным процессом Недопустимо устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет доходов других бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов, муниципальных образований означает применение закрепленных бюджетных полномочий каждого органа государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, включая исполнение расходных обязательств, порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений, в том числе для финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны минимизировать размер дефицита бюджета.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны для достижения заданных результатов использовать наименьший объем средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов, а также средств целевых иностранных кредитов (заимствований).
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по вопросам, вызывающим разногласия, обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.
Валютные операции: понятие и виды валютных операций
Валютные операции согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» это операция связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввоз/вывоз в/из РФ валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов, расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ, операции по хранению валютных ценностей в банках. Валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и операции связанные с движением капитала. Такое разделение связано с тем, что для проведения валютных операций связанных с движением капитала необходимо получить разрешение (лицензию) в Центральном Банке. К текущим валютным операциям относятся: 1) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; 2) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней. 3) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; 4) переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются: 1) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения, прав на участие в управлении предприятием; 2) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; 3) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; 4) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; 5) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; 6) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. Так же валютные операции делятся на: - спот - валютные операции, платежи по которым осуществляются на второй банковский день после заключения сделки; - форвардные – соглашение двух сторон о конвертации одной валюты в другую через определенное время по установленному в момент заключения контракта курсу; - своп-сделки – одновременное заключение спот- и противоположной форвардной сделок.
Бюджетная классификация Российской Федерации
Бюджетная классификация РФ - по законодательству РФ - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация РФ включает: - классификацию доходов бюджетов РФ; - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; - экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; - классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета
.
Инфляция: понятие инфляции, дефляции
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее времяпокупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:[1][2]
Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.
Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.
В ходе особо сильных инфляций, как например в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить местонатуральному обмену.
Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).
Типы инфляции:
Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).
Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.
Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.
Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос.
В зависимости от темпов роста различают:
Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;
Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;
Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.
Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).
Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служитьэкономика Японии (в пределах −1 %).
Дефляция (от лат. deflatio — сдувание) — повышение покупательной способности местной валюты, что проявляется в снижении индекса цен. Обычно расценивается как менее благоприятный фактор, чем инфляция.
Причиной дефляции может быть:
Повышение стоимости денег. Обычно связано с ростом стоимости производства денежного товара в экономике с натуральными деньгами (например, рост трудоёмкости добычи золота при золотом стандарте).
Снижение стоимости многих товаров в результате роста производительности труда, но при неизменной стоимости денег.
При дефиците денег в обороте, что является аналогом искусственного повышения стоимости денег. Этот инструмент сейчас используется наиболее часто, особенно после отказа от золотого стандарта. К дефляции такого вида приводит изъятие центральным банком и правительством из обращения денежной массы с целью снижения темпов инфляции посредством повышения учётной ставки, увеличения налогов, предотвращения роста заработной платы или её замораживания, снижения расходов государственного бюджета, кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов) за счёт увеличения продажи государственных ценных бумаг и т. д.
В современных условиях дефляция свидетельствует о спаде в экономике, снижении выпуска продукции и росте безработицы. Из-за падения цен экономические агенты могут снижать объёмы инвестиций, чтобы через некоторое время (несколько лет) разместить средства более выгодно (купить ресурсы дешевле в результате снижения цен). Это приводит к дополнительному падению спроса, что ещё больше стимулирует падение цен на товары и сокращение объёмов производства.
Дефляционная политика подразумевает регулирование спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы:
снижения государственных расходов;
повышения процентной ставки за кредит;
усиления налогового пресса;
ограничения денежной массы.
Состав налоговой системы Российской Федерации
Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.
Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Функции налоговой системы
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
Фискальная, суть которой состоит в пополнени доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
В состав налоговой системы входят:
виды налогов, установленные на территории государства,
субъекты налога (налогоплательщики),
законодательная база – законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,
органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.
Виды налогов в России
Согласно действующему Налоговому кодексу, в настоящий момент в России действуют следующие виды налогов:
Федеральные (налоги и сборы, которые выплачиваются по единым ставкам и стандартам на всей территории России),
Региональные (налоги, регулируемые органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории),
Местные (налоги, устанавливающиеся представительными органами власти муниципальных образований и обязательные к уплате на территории муниципальных образований)
В число федеральных налогов входят:
налог на добавленную стоимость,
единый социальный налог,
налог на доходы физических лиц,
акцизы,
налог на прибыль,
водный налог,
налог на добычу полезных ископаемых,
сборы за пользование объектами биологических ресурсов,
госпошлина.
В число региональных налогов входят:
налог на игорный бизнес,
транспортный налог,
налог на имущество юридических лиц.
В перечень местных налогов входят:
налог на имущество физических лиц,
земельный налог.
Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:
упрощенная система налогообложения (УСН),
единый налог на вмененный доход (ЕНВД),
единый сельхоз налог (ЕСН),
специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции.
Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.
- Функции финансового рынка
- Дальнейшие перспективы
- Вопрос 10 Политика обязательного резервирования Банка России
- Вопрос 11.Основные элементы налога на добавленную стоимость
- Вопрос 12. Политика открытого рынка Банка России
- Вопрос 13. Сущность финансов предприятий и их роль в финансовой системе страны
- Вопрос 14. Пассивные и активные операции коммерческих банков
- Вопрос 15. Формирование и использование финансовых ресурсов предприятий
- Вопрос 16. Методики оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков коммерческими банками
- Вопрос 17. Экономическое содержание и виды затрат и расходов предприятий.
- Вопрос 18. Особенности проведения операций по рублевым вкладам сберегательными банками.
- Вопрос 19. Сущность и принципы финансового планирования
- Вопрос 20. Вклады населения в иностранной валюте. Особенности оформления операций по вкладам в иностранной валюте сберегательными банками
- Вопрос 21. Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- Вопрос 22.Формы и виды кредитов
- Вопрос 23. Финансовые услуги коммерческих банков: лизинг, трастовые операции, факторинговые операции банков, форфейтинг
- 1. Лизинг: понятие, механизм, разновидности
- 2. Факторинг, характеристика его видов
- 3. Трастовые услуги, виды траста
- Вопрос 24. Вексель и его формы
- Вопрос 25. Финансовое обеспечение страхового бизнеса
- Вопрос 26. Виды, формы и функции денег
- Вопрос 27. Операции коммерческих банков с долговыми обязательствами
- Вопрос 28. Формы безналичных расчетов
- Вопрос 29. Оценка деятельности коммерческих банков
- Вопрос 30. Сущность расчетов платежными поручениями и чеками