20) Варианты организационной структуры управления активами и пассивами.
Составная часть банковского менеджмента, решающая задачу обеспечения прибыльности банка при высокой ликвидности его баланса. Осуществляется путем анализа и регулирования структуры активов банка. Предполагается установление зависимости между размещением активов банка и его пассивами. Активы банка классифицируются в зависимости от степени риска их возвратности, прибыльности вложения средств.
Активы (assets) – совокупность ресурсов, используемых в деятельности с целью получения доходов, прибыли.
Чистые активы (net assets value – NAV) – активы, сформированные за счет собственного капитала.
АКТИВЫ:
- Внеоборотные активы: основные средства, нематериальные активы и другие долговременные.
- Оборотные активы: запасы, денежные средства, дебиторская задолженность и другие.
Цели формирования активов: результативность и эффективность.
Формирование активов компании производится на основании документов: поставленных стратегических целей, стратегии, системы управления реализацией стратегии, организационной структуры, бизнес – процессов, системы ресурсов.
Принципы формирования активов:
1. Учет стратегических потребностей.
2. Альтернативность – возможные варианты решений. Выбор лучшего варианта на основе критериев оптимальности, которые устанавливаются компанией.
3. Измеримость ресурсов: натуральная, стоимостная.
4. Результативность - продукт проданный потребителю (количество, качество, преимущества).
5. Соответствие объема, уровня и структуры формируемых активов объему и процессам разработки, производства, продажи продукции, управления деятельностью.
6. Оптимизация активов для достижения эффективности.
7. Обеспечения ускорения оборота активов, окупаемости в процессах деятельности.
8. Выбор прогрессивных видов активов для роста рыночной стоимости компании.
9. Своевременность.
10. Непрерывность.
Экономика ресурсов состоит в привлечении необходимых и достаточных ресурсов для выполнения поставленных целей, соединении их в производящей силе, обоснованном и сбалансированном распределении между основными направлениями и функциями деятельности для получения доходов, превышающих затраты на ресурсы. Кроме этого ресурсная база должна формироваться и развиваться с учетом стратегических устремлений, а не текущего момента, поскольку тактический подход, как показывает практика, повышает фактические затраты.
Классификация ресурсов:
- По формам функционирования: материальные активы, нематериальные активы, финансовые активы.
- По характеру участия в хозяйственной деятельности: внеоборотные, оборотные.
- По характеру владения: собственные, арендованные, наемные.
- По ликвидности: ликвидные, неликвидные.
- По обслуживанию видов деятельности: инвестиционные (стратегические), операционные (тактические).
- По источникам финансирования: валовые активы (за счет всех источников), чистые активы (за счет собственного капитала).
- По отношению к роли в деятельности: стратегические, тактические, оперативные.
- По участию в результате: воздействующие (кадровые, финансовые ресурсы) и которые подвергаются воздействию (овеществленные и нематериальные ресурсы).
- По влиянию на продукт: прямые – косвенные.
- По влиянию на объемы производства: переменные – постоянные.
- По времени: долгосрочного использования, краткосрочного использования, потребляемые сразу.
- По восстанавливаемости: возобновляемые, не возобновляемые.
- По продуктам: ресурсы на продукт 1, ресурсы на продукт 2, ресурсы на управление.
- По стоимости: накапливаемые (земля, компетенции и другие) – ненакапливаемые (потребляемые в процессе деятельности).
Критерии формирования активов (принятия решений):
- Стратегическая направленность. Критические факторы успеха. Срок использования.
- Технологическая необходимость и достаточность для бизнес-процессов производства, продажи продукта, управления деятельностью.
- Производительность.
- Качество активов: доходность, уровень, конкурентные преимущества и другие.
- Стоимость.
- Обоснованная оценка ресурсов с позиций: продуктовой, экономической, рыночной, технической, юридической, кадровой, рисковой и других.
- Оборачиваемость активов.
- Результативность - продукт проданный потребителю (количество, качество, цена).
- Финансовый результат: выручка, прибыль, отдача на вложенный капитал и другие.
Расчет активов производится ни основе документов, принципов формирования, исходя из критериев по каждому виду активов с учетом критических факторов успеха. При этом анализируется взаимосвязанность и влияние активов друг на друга, чтобы узкие места не уменьшали производительности, но создавали синергетический эффект.
Организация и управление активами.
Организация формирования и обеспечения активами строится на общей системе организации:
- Правила и порядок формирования, использования, развития; права, ответственность, обязанности (кто, что, где, как, когда, почему).
- Ответственный за управление (кто планирует, кто контролирует, кто учитывает).
Управление активами: планирование, сбор и обработка информации, анализ и контроль за эффективностью формирования и направления использования, мотивация.
В управлении активами необходимо решение следующих вопросов:
- Сколько, когда и каких внеоборотных активов нужно, стоимость этих активов.
- Сколько, когда и каких оборотных средств нужно, стоимость этих активов.
- Сколько и когда нужно денежных средств.
- Как рационально использовать ресурсы для производства товара, его реализации.
- Куда и как вкладывать средства для получения дополнительной прибыли.
- Как измерять и оценивать активы.
- За счет чего формировать активы: капитал, обязательства.
- Как ускорить оборот активов.
Особенности формирования пассивов
Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Пассив (от лат. passivus — недеятельный) — совокупность долгов и обязательств; часть бухгалтерского баланса, обозначающая источники образования средств предприятия, их финансирования, сгруппированные по их принадлежности и назначению (собственный капитал, заемный капитал, обязательства).
Пассивы – совокупность обязательств и капитала, которые являются источниками формирования активов.
Обязательства (liabilities) – совокупность финансовых требований, подлежащих погашению в определенном периоде.
ПАССИВЫ:
- Уставной капитал.
- Заемный капитал.
- Займы, кредиты.
- Отложенные обязательства.
- Прирост капитала.
Прирост капитала = (прибыль + гуд-вилл) – (дивиденды, прибыль на вознаграждения)
Цели формирования пассивов: результативность и эффективность.
Пассивы – источники финансирования активов с целью получения доходов и прибыли.
Ориентиры формирования пассивов:
Соответствие стратегии, целям. Сравнение с конкурентами.
Прирост рыночных возможностей.
Финансовый результат: прибыль, гуд-вилл.
Классификация пассивов:
- По собственности: собственные и заемные.
- По сфере привлечения: внутренние и внешние.
- По национальной принадлежности: национальные и иностранные.
- По формам собственности: частные, государственные.
- По натурально – вещественной форме: денежные, материальные, финансовые, нематериальные.
- По времени: долгосрочные, краткосрочные.
Принципы формирования пассивов:
1. Учет стратегических потребностей.
2. Достаточность финансирования активов.
3. Альтернативность – возможные варианты решений. Выбор лучшего варианта на основе критериев оптимальности, которые устанавливаются компанией.
4. Рост стоимости капитала.
5. Оптимизация стоимости пассивов.
6. Обеспечения ускорения оборота пассивов.
Критерии формирования пассивов:
- Вид пассивов под вид активов.
- Объем пассивов.
- Срок.
- Обоснованная оценка стоимости пассивов с позиций: экономической, рыночной, юридической, рисковой и других.
- Структура пассивов: собственные, заемные.
- Использование пассивов на инвестиции, потребление (дивиденды, вознаграждение).
- Рост стоимости капитала. Образование гуд-вилла.
Расчет пассивов производится ни основе документов, принципов формирования, исходя из критериев по каждому виду пассивов. При этом анализируется взаимосвязанность и влияние пассивов друг на друга, и на активы.
Организация и управление пассивами.
Организация формирования и обеспечения пассивами строится на общей системе организации:
- Правила и порядок формирования, использования; права, ответственность (кто, что, где, как, когда, почему).
- Ответственный за управление (кто планирует, кто контролирует, кто учитывает).
Управление пассивами: планирование, сбор и обработка информации, анализ и контроль за эффективностью формирования и направления использования, мотивация.
Задачи по формированию пассивов:
- Достаточный объем для обеспечения плановых темпов развития.
- Максимальная доходность капитала при заданном риске.
- Финансовая устойчивость предприятия.
- Контроль формирования и использования пассивов.
Управляющие действия по формированию структуры пассивов:
- Управление формированием капитала создаваемого предприятия (первоначальный капитал).
- Управление формированием капитала в процессе развития.
- Управление привлечением заемного капитала.
- Управление образованием обязательств.
- Управление рисками при формировании пассивов.
- Управление структурой пассивов.
- Управление кредиторской задолженностью и резервами.
- Управление финансовым левериджем.
Управляющие действия по использованию структуры пассивов:
- Управление использованием пассивов в операционной деятельности.
- Управление использованием пассивов в инвестиционной деятельности.
- Управление движением используемых пассивов в процессе их оборотов.
- Управление рисками использования пассивов.
- Управление расчетными операциями: кредитование, страхование, финансовые санкции, траст, залог, лизинг, факторинг, франчайзинг, фьючерсы, вложения и др. Реализуются через финансовые рынки.
В управлении пассивами необходимо решение следующих вопросов:
- Сколько нужно капитала (источников) - должно быть достаточно для создания инфраструктуры, обеспечения процессов производства и реализации товара, а также для расширенного производства и инвестиций.
- Количество оборотов капитала.
- Какой капитал лучше привлечь.
- Когда и на какое время.
- На что направить вложение накопленного капитала. Критерии.
- Как ускорить оборот капитала, поддержание ликвидности.
- Прибыльность накопленного капитала.
- Рост стоимости акций.
- Увеличение стоимости акционерного капитала.
- Урегулирование обязательств: выплата денежных средств, передача активов, предоставление услуг, замена обязательств, перевод обязательства в капитал, утрата прав на обязательство.
Факторы формирования пассивов:
1. Капитал собственный.
2. Нераспределенная прибыль.
3. Объем инвестиций.
4. Займы в любой форме.
5. Отложенные обязательства.
6. Стоимость пассивов.
7. Риски по пассивам.
8. Виды активов.
9. Объем активов.
10. Финансовый леверидж.
Леверидж (leverage) – финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных средств.