23) Автоматизация банковской деятельности.( бс-банковская система.)
В настоящее время БС позволяют автоматизировать практически все стороны банковской деятельности. Среди основных возможностей современной БС, основанных на использовании сегодняшних сетевых технологий, следует упомянуть: системы электронной почты, базы данных на основе модели "клиент-сервер", ПО межсетевого взаимодействия для организации межбанковских расчетов, средства удаленного доступа к сетевым ресурсам для работы с сетями банкоматов и многое другое.
На мировом рынке существует масса готовых БС. Основной задачей, стоящей перед службой автоматизации западного банка, является выбор оптимального решения и поддержка работоспособности выбранной системы. В нашей стране ситуация несколько иная. В условиях стремительного возникновения новой для России банковской сферы вопросам автоматизации поначалу уделялось недостаточно внимания. Большинство банков пошло по пути создания собственных систем. Такой подход имеет свои достоинства и недостатки. К первым следует отнести: отсутствие необходимости в больших финансовых вложениях в покупку БС, приспособленность БС к условиям эксплуатации (в частности к существующим линиям связи), возможность непрерывной модернизации системы. Недостатки такого подхода очевидны: необходимость в содержании целого компьютерного штата, несовместимость различных систем, неизбежное отставание от современных тенденций и многое другое. Однако есть примеры приобретения и успешной эксплуатации российскими банками дорогостоящих банковских систем. Наиболее популярны сегодня смешанные решения, при которых часть модулей БС разрабатывается компьютерным отделом банка, а часть покупается у независимых производителей.
Основными платформами для БС в настоящее время считаются:
ЛВС на базе ПК (10,7%);
Различные модели специализированных бизнес-компьютеров фирмы IBM типа AS/400 (11,1%);
Универсальные компьютеры различных фирм-производителей (IBM, DEC и др. - 57,8%) и др.
Характерен переход на компьютерные платформы, которые работают по модели "клиент-сервер" и используют ОС UNIX.
Основные функции БС (обычно они реализуются в виде независимых модулей единой системы):
Автоматизация всех ежедневных внутрибанковских операций, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов.
Системы коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями.
Системы автоматизированного взаимодействия с клиентами (так называемые системы “банк-клиент”).
Аналитические системы. Анализ всей деятельности банка и системы выбора оптимальных в данной ситуации решений.
Автоматизация розничных операций - применение банкоматов и кредитных карточек.
Системы межбанковских расчетов.
Системы автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг.
Новые технологии помогают банкам, инвестиционным фирмам и страховым компаниям изменить взаимоотношения с клиентами и найти новые средства для извлечения прибыли. Аналитики сходятся во мнении, что новые технологии наиболее активно внедряют инвестиционные фирмы, затем следуют банки, а самыми последними их принимают на вооружение страховые компании.