logo
Glava_9-10

9.2. Процедура аудиторской проверки организации контроля за оборотом денежной

наличности

В каждом банке, осуществляющем кассовые операции, созда­ется отдел (подразделение) денежного обращения и кассовых операций. Аудитор знакомится с положением о данном отделе (подразделении) и его функциями.

Проверка ведения банком учета предприятий, имеющих де­нежную выручку, осуществляется по книге регистрации откры­тых счетов клиентов и по книге регистрации клиентов, имеющих денежную выручку.

В ходе аудиторской проверки аудитор знакомится с порядком организации контроля за своевременной сдачей денежной на­личности клиентами в кассы банка, при этом имея в виду, что наличные деньги предприятия могут сдавать:

непосредственно в кассы учреждений банков;

через объединенные кассы на предприятиях;

предприятиям связи для перевода на соответствующие счета в банках;

через инкассаторскую службу банка или специализирован­ные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России.

Порядок и сроки сдачи наличных денег должны устанавли­ваться учреждениями банков каждому обслуживаемому предпри­ятию по согласованию с их руководителями исходя из необходи­мости ускорения оборачиваемости денег и своевременного пос­тупления их в кассы в дни работы учреждений банка.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пре­делах лимитов, установленных банком по согласованию с руково­дством предприятия. Аудитор проверяет установление лимита ежегодно всем предприятиям, обслуживаемых банком, независи­мо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита клиенты банка представляют «Рас­чет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из вы­ручки, поступающей в его кассу».

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков оно по своему усмотрению обращается в од­но из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе, а затем уведомляет о размере лимита другие учреж­дения банков, в которых открыты счета.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе, лимит считается нуле­вым, а не сданная предприятием в банк денежная наличность считается сверхлимитной.

При проверке порядка установления сроков сдачи наличных денег и суммы лимита остатка кассы предприятий в Российской Федерации аудитор руководствуется следующим:

Для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит ус­танавливается в пределах среднедневного расхода наличных де­нег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

В ходе проверки аудитор рассматривает достаточность приме­няемых банком мер по установлению лимитов остатка касс по всему кругу обслуживаемых предприятий, а также соответствие порядка и сроков сдачи наличных денег каждым клиентом по­рядку, установленному банком.

Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреж­дениями банков могут расходовать поступающую в их кассу вы­ручку на цели, предусмотренные действующим законодатель­ством, но они не имеют права накапливать в своих кассах налич­ные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Аудитору следует убедиться, что решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается бан­ком ежегодно на основании письменного заявления предприя­тий и представленного расчета по форме № 0408020 с учетом соб­людения им порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюд­жетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выруч­ки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяется соблюдение кассовой дисциплины на предпри­ятии.

Аудитор должен убедиться, что проверки на предприятиях банковские работники проводят в соответствии с Рекомендаци­ями по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной налич­ностью. (Приложение 7 к Положению «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Фе­дерации» от 5 января 1998 г. №14-П.)

Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется ру­ководителем банка в зависимости от объема налично-денежно-го оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка, в том числе информа­ции других контролирующих органов.

Каждая проверка должна оформляться «Справкой о результа­тах проверки соблюдения предприятием порядка работы с де­нежной наличностью» по форме № 0408026.

В справке о результатах проверки отражаются:

полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка (полнота оприходования в кассу предприятия наличных средств, полученных в результате хозяйственной дея­тельности, рассматривается налоговыми органами при проведе­нии проверок соблюдения налогового законодательства);

полнота и своевременность сдачи денег в кассу учреждения банка, включая сдачу не выплаченной в срок заработной платы и других выплат социального характера;

соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных де­нежных средств;

соблюдение установленных предельных сумм расчетов на­личными деньгами между юридическими лицами;

соблюдение установленного учреждение банка лимита остат­ка наличных денег в кассе предприятия (определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом перио­де, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величи­на), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней пре­вышения лимита остатка кассы);

ведение кассовой книги и других кассовых документов. Пра­вильность оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям, составлению ежедневно­го отчета кассира по произведенным кассовым операциям в со­ответствии с приходно-расходными документами, расчетно-пла-тежными ведомостями.

Аудитору следует убедиться, что по результатам проверки де­лаются выводы и вносятся рекомендации руководству предприя­тия по устранению недостатков. Справка о результатах проверки составляется в трех экземплярах (если не выявлено нарушений, — в двух) и подписывается руководителем предприятия, главным (старшим) бухгалтером и работником банка, производившим проверку.

Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. При ус­тановлении фактов нарушений первый экземпляр справки передается органам государственной налоговой инспекции по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности.

В ходе проверки аудитор знакомится с организацией последу­ющего контроля за выполнением предприятиями требований по устранению недостатков в ведении кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью.

В завершении проверки аудитор должен дать оценку контро­ля кредитной организации за оборотом денежной наличности, включая выдачу наличных денег на цели, предусмотренные кас­совыми планами (заявками) клиентов.