logo
Glava_9-10

10.3. Аудит безналичных расчетов

Организация безналичных расчетов в коммерческих банках, их учет и оформление регулируются Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации», Правилами бухгалтерского учета № 205-П (с дополнениями и изменениями), учетной поли­тикой банков и другими внутрибанковскими нормативными до­кументами. Источниками информации являются первичные де­нежно-расчетные документы, выписки из лицевых расчетных и корреспондентских счетов, картотеки расчетных документов.

При планировании и составлении рабочих программ аудито­рам необходимо учитывать следующее: в рабочие программы должны включаться разделы по изучению и проверке состояния расчетной дисциплины по всем формам расчетов, предусмотрен­ных Положением ЦБ РФ. Однако если в ходе предварительного тестирования выясняется, что отдельные формы (например, рас­четы чеками) не используются банком, то их не следует включать в рабочие программы. Для проверки организации межбанковс­ких расчетов должна составляться отдельная программа.

Рабочая программа по проверке организации безналичных расчетов, как правило, включает следующие самостоятельные разделы в соответствии с применяемыми формами расчетов:

расчеты платежными поручениями;

расчет аккредитивами;

расчеты по инкассо.

Основные этапы аудита в этих программах включают разделы по проверке:

правильности использования расчетных документов, соответ­ствия их применяемым формам безналичных расчетов; докумен­тов по форме заполнения и по существу совершаемых операций. При этом следует иметь в виду, что при расчетах по инкассо при­меняются платежные требования и инкассовые поручения;

документооборота при использовании различных форм без­наличных расчетов, соответствия его нормативным требованиям ЦБ РФ и внутрибанковским правилам;

постановки внутрибанковского контроля при оплате расчет­ных документов;

правильности учета оплаты расчетных документов по балан­совым и внебалансовым счетам;

организации учета не оплаченных в срок расчетных докумен­тов.

Расчетные документы оформляются в основном на бумажных носителях или в установленных случаях в виде электронного пла­тежного документа. При проверке аудиторы должны обращать внимание на бланки, на которых изготовлены документы. Они должны быть отпечатаны типографским способом либо изготов­лены с использованием электронно-вычислительных машин. Применяемые формы документов являются строго стандартны­ми и включены в Общероссийский классификатор управленчес­кой документации. Оплаченные банком расчетные документы не должны иметь исправлений, помарок и подчисток. Не допускает­ся также использование корректирующей жидкости. Обращается внимание на правильность заполнения всех обязательных и до­полнительных реквизитов.

Все документы должны содержать подписи лиц (две или од­ну), имеющих на это право, а также оттиск печати. Сопоставля­ются даты выписки документа и предъявления их к оплате. Рас­четные документы действительны к предъявлению в обслужива­ющий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчетные документы на перечисление платежей в бюджеты всех уровней на счета по учету доходов, а также документы в сум­ме налоговых санкций за нарушение налогового законодатель­ства должны заполняться с учетом требований, установленных Министерством финансов РФ и согласованных с Банком Рос­сии. Проверяя оплаченные денежно-расчетные документы, ау­диторы должны исходить из установленных требований, в соответствии с которыми списание банком денежных средств со сче­та производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Банки обязаны принимать к исполнению расчетные до­кументы независимо от их суммы. При этом неоплаченные из-за недостаточности средств платежные поручения, платежные тре­бования, инкассовые поручения подлежат учету на внебалансо­вом счете 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Порядок ведения картотеки неоплаченных документов должен включаться в рабочую программу аудиторской проверки в каче­стве самостоятельного пункта. Клиенты имеют право отозвать свои расчетные документы, находящиеся в этой картотеке. Пра­вильность оформления отзыва проверяется на основании заявле­ния на отзыв, один экземпляр которого помещается банком в до­кументы дня. При проверке возврата документов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в случае закрытия счета необхо­димо проверить, направлял ли банк органам, осуществляющим контроль за этими платежами, уведомление о возврате платеж­ных поручений. Проверяются также все соответствующие записи о регистрационном журнале. При невозможности возврата рас­четных документов в случае отсутствия и информации о местона­хождении плательщика или получателя (взыскателя) они подле­жат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет кото­рого закрывается.

При проверке расчетов платежными поручениями аудитору необходимо обратить особое внимание на соблюдение банком следующих обязательных требований:

платежное поручение исполняется банком в срок, предусмот­ренный законодательством или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета;

в соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических пла­тежей;

платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика;

при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные поручения помещаются в картотеку к внебалансовому счету 90902 и опла­чиваются;

допускается частичная оплата платежных поручений из кар­тотеки. При частичной оплате платежного поручения банком должен оформляться платежный ордер;

банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего ра­бочего дня после обращения плательщика в банк. Порядок ин­формирования плательщика об оплате его поручения определя­ется договором банковского счета;

банки могут использовать платежные поручения для перечис­ления денежных средств по распоряжению физических лиц, не имеющих счета в данном банке.

Эти положения аудитору необходимо включить в рабочую программу проверки. При обследовании операций по частичной оплате следует проверить правильность оформления платежных ордеров, наличие на всех его экземплярах штампа банка, даты и подписи ответственного исполнителя банка, на первом экземпля­ре наличие подписи контролирующего работника. Следует также убедиться, что само платежное поручение имеет соответствую­щую отметку о частичной оплате на лицевой стороне поручения и запись о частичном платеже на оборотной стороне платежного поручения (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, подпись).

Расчеты по аккредитивам и с использованием чеков приме­няются редко. При проверке организации, оформления и учета расчетов по аккредитивам в банке-эмитенте обращается внима­ние на правильность заполнения бланка установленной формы, который используется для оформления операций по открытию аккредитива в этом банке. При расчетах по покрытому (депони­рованному) аккредитиву необходимо проверить соблюдение бан­ками порядка указания в аккредитиве номера лицевого счета по балансовому счету 40901 «Аккредитивы к оплате», доводимый ис­полняющим банком до сведения получателя средств, а получате­лем средств — до сведения плательщика. Проверке подлежит ор­ганизация учета сумм покрытых аккредитивов банком-эмитен­том на внебалансовом счете 90907 «Выставленные аккредитивы».

При использовании непокрытых (гарантированных) аккре­дитивов проверяется организация учета на счете 91404 «Выдан­ные гарантии и поручительства».

В исполняющем банке проверке подлежат операции по лице­вому счету балансового счета 40901 «Аккредитивы к оплате» при покрытых аккредитивах.

При использовании в расчетах непокрытых аккредитивов проверяется поступление от банка-эмитента непокрытого (га­рантированного) аккредитива и учет его суммы на счете 91305 «Полученные гарантии и поручительства».

Особенно тщательно проверке подлежат операции банка по оплате реестров счетов, отгрузочных и других документов. Про­веряется соблюдение сроков представления реестров, правиль­ность их оформления и использования, правильность списания денежных средств со счета 40901 по покрытому или с корреспон­дентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем бан­ке, по непокрытому (гарантированному) аккредитиву.

Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполно­моченного плательщиком лица, необходимо проверить соблюде­ние требований в отношении оформления акцепта исполняю­щим банком. В заключении проверяется порядок закрытия ак­кредитива и направления уведомлений в банк-эмитент.

При использовании банком в расчетах чеков аудиторы долж­ны проверить наличие в банке внутрибанковских правил, в соот­ветствии с которыми организуются и учитываются операции с чеками.

При проверке организации расчетов по инкассо для обследо­вания выделяется выборка (по 100 документов) платежных требо­ваний и инкассовых поручений.

Для оценки постановки работы в банке на участке начально­го инкассо проверяется правильность использования установ­ленных форм документов, полнота заполнения реквизитов и пе­чати получателей средств (взыскателей) по образцам, указанным в карточке, с образцами подписей и оттиска печати.

Платежные требования применяются при расчетах за постав­ленные товары, выполненные работы, указанные услуги с акцеп­том и без акцепта плательщика. В ходе проверки выявляется пра­вильность использования требований в соответствии с этими условиями. Проверке подлежит порядок ведения картотеки к внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и оформление отказов от акцепта и их отра­жение в учете.

Наиболее важным моментом при проверке расчетов безакце­птными платежными требованиями считается проверка право­мерности использования права безакцептного списания. Необ­ходимо убедиться в наличии соответствующих условий в дого­воре банковского счета, а также в наличии у банка сведений о кредиторах (получателях средств), которые имеют право выстав­лять платежные требования на списание денежных средств в бе­закцептном порядке, наименовании товаров и услуг, за которые производятся платежи в таком порядке. При отсутствии указан­ных документов оплату банком требований без акцепта следует отнести к серьезным нарушениям нормативных требований. Обязательное требование — проверка аудитором в платежных требованиях наличия ссылок на законодательный акт (основной договор), дающий право получателю средств на безакцептное списание, а также в установленных случаях наличие показаний измерительных приборов и действующих тарифов.

При проверке расчетов инкассовыми поручениями внимание аудиторов должно быть обращено на выполнение банком уста­новленных нормативных требований в части соблюдения сфер и условий расчетов инкассовыми поручениями и списания денеж­ных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке (по распоряжениям органов, выполняющих контрольные функции, для взыскания по исполнительным документам, по договору). В этой связи во всех инкассовых поручениях необходимо прове­рить наличие ссылок, дающих право банку для бесспорного спи­сания средств со счетов плательщиков. Проверяется соблюдение банком трехдневного срока оплаты инкассовых поручений, а также других условий, предусмотренных Положением «О безна­личных расчетах в Российской Федерации».

Выявленные в ходе проверки отклонения, нарушения в отно­шении организации учета и оформления безналичных расчетов доводятся до сведения сотрудников и менеджеров банка и отра­жаются в аудиторском заключении.