10.3. Аудит безналичных расчетов
Организация безналичных расчетов в коммерческих банках, их учет и оформление регулируются Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации», Правилами бухгалтерского учета № 205-П (с дополнениями и изменениями), учетной политикой банков и другими внутрибанковскими нормативными документами. Источниками информации являются первичные денежно-расчетные документы, выписки из лицевых расчетных и корреспондентских счетов, картотеки расчетных документов.
При планировании и составлении рабочих программ аудиторам необходимо учитывать следующее: в рабочие программы должны включаться разделы по изучению и проверке состояния расчетной дисциплины по всем формам расчетов, предусмотренных Положением ЦБ РФ. Однако если в ходе предварительного тестирования выясняется, что отдельные формы (например, расчеты чеками) не используются банком, то их не следует включать в рабочие программы. Для проверки организации межбанковских расчетов должна составляться отдельная программа.
Рабочая программа по проверке организации безналичных расчетов, как правило, включает следующие самостоятельные разделы в соответствии с применяемыми формами расчетов:
расчеты платежными поручениями;
расчет аккредитивами;
расчеты по инкассо.
Основные этапы аудита в этих программах включают разделы по проверке:
правильности использования расчетных документов, соответствия их применяемым формам безналичных расчетов; документов по форме заполнения и по существу совершаемых операций. При этом следует иметь в виду, что при расчетах по инкассо применяются платежные требования и инкассовые поручения;
документооборота при использовании различных форм безналичных расчетов, соответствия его нормативным требованиям ЦБ РФ и внутрибанковским правилам;
постановки внутрибанковского контроля при оплате расчетных документов;
правильности учета оплаты расчетных документов по балансовым и внебалансовым счетам;
организации учета не оплаченных в срок расчетных документов.
Расчетные документы оформляются в основном на бумажных носителях или в установленных случаях в виде электронного платежного документа. При проверке аудиторы должны обращать внимание на бланки, на которых изготовлены документы. Они должны быть отпечатаны типографским способом либо изготовлены с использованием электронно-вычислительных машин. Применяемые формы документов являются строго стандартными и включены в Общероссийский классификатор управленческой документации. Оплаченные банком расчетные документы не должны иметь исправлений, помарок и подчисток. Не допускается также использование корректирующей жидкости. Обращается внимание на правильность заполнения всех обязательных и дополнительных реквизитов.
Все документы должны содержать подписи лиц (две или одну), имеющих на это право, а также оттиск печати. Сопоставляются даты выписки документа и предъявления их к оплате. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы на перечисление платежей в бюджеты всех уровней на счета по учету доходов, а также документы в сумме налоговых санкций за нарушение налогового законодательства должны заполняться с учетом требований, установленных Министерством финансов РФ и согласованных с Банком России. Проверяя оплаченные денежно-расчетные документы, аудиторы должны исходить из установленных требований, в соответствии с которыми списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
Банки обязаны принимать к исполнению расчетные документы независимо от их суммы. При этом неоплаченные из-за недостаточности средств платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения подлежат учету на внебалансовом счете 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Порядок ведения картотеки неоплаченных документов должен включаться в рабочую программу аудиторской проверки в качестве самостоятельного пункта. Клиенты имеют право отозвать свои расчетные документы, находящиеся в этой картотеке. Правильность оформления отзыва проверяется на основании заявления на отзыв, один экземпляр которого помещается банком в документы дня. При проверке возврата документов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в случае закрытия счета необходимо проверить, направлял ли банк органам, осуществляющим контроль за этими платежами, уведомление о возврате платежных поручений. Проверяются также все соответствующие записи о регистрационном журнале. При невозможности возврата расчетных документов в случае отсутствия и информации о местонахождении плательщика или получателя (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.
При проверке расчетов платежными поручениями аудитору необходимо обратить особое внимание на соблюдение банком следующих обязательных требований:
платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета;
в соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей;
платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика;
при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные поручения помещаются в картотеку к внебалансовому счету 90902 и оплачиваются;
допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки. При частичной оплате платежного поручения банком должен оформляться платежный ордер;
банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк. Порядок информирования плательщика об оплате его поручения определяется договором банковского счета;
банки могут использовать платежные поручения для перечисления денежных средств по распоряжению физических лиц, не имеющих счета в данном банке.
Эти положения аудитору необходимо включить в рабочую программу проверки. При обследовании операций по частичной оплате следует проверить правильность оформления платежных ордеров, наличие на всех его экземплярах штампа банка, даты и подписи ответственного исполнителя банка, на первом экземпляре наличие подписи контролирующего работника. Следует также убедиться, что само платежное поручение имеет соответствующую отметку о частичной оплате на лицевой стороне поручения и запись о частичном платеже на оборотной стороне платежного поручения (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, подпись).
Расчеты по аккредитивам и с использованием чеков применяются редко. При проверке организации, оформления и учета расчетов по аккредитивам в банке-эмитенте обращается внимание на правильность заполнения бланка установленной формы, который используется для оформления операций по открытию аккредитива в этом банке. При расчетах по покрытому (депонированному) аккредитиву необходимо проверить соблюдение банками порядка указания в аккредитиве номера лицевого счета по балансовому счету 40901 «Аккредитивы к оплате», доводимый исполняющим банком до сведения получателя средств, а получателем средств — до сведения плательщика. Проверке подлежит организация учета сумм покрытых аккредитивов банком-эмитентом на внебалансовом счете 90907 «Выставленные аккредитивы».
При использовании непокрытых (гарантированных) аккредитивов проверяется организация учета на счете 91404 «Выданные гарантии и поручительства».
В исполняющем банке проверке подлежат операции по лицевому счету балансового счета 40901 «Аккредитивы к оплате» при покрытых аккредитивах.
При использовании в расчетах непокрытых аккредитивов проверяется поступление от банка-эмитента непокрытого (гарантированного) аккредитива и учет его суммы на счете 91305 «Полученные гарантии и поручительства».
Особенно тщательно проверке подлежат операции банка по оплате реестров счетов, отгрузочных и других документов. Проверяется соблюдение сроков представления реестров, правильность их оформления и использования, правильность списания денежных средств со счета 40901 по покрытому или с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке, по непокрытому (гарантированному) аккредитиву.
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица, необходимо проверить соблюдение требований в отношении оформления акцепта исполняющим банком. В заключении проверяется порядок закрытия аккредитива и направления уведомлений в банк-эмитент.
При использовании банком в расчетах чеков аудиторы должны проверить наличие в банке внутрибанковских правил, в соответствии с которыми организуются и учитываются операции с чеками.
При проверке организации расчетов по инкассо для обследования выделяется выборка (по 100 документов) платежных требований и инкассовых поручений.
Для оценки постановки работы в банке на участке начального инкассо проверяется правильность использования установленных форм документов, полнота заполнения реквизитов и печати получателей средств (взыскателей) по образцам, указанным в карточке, с образцами подписей и оттиска печати.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, указанные услуги с акцептом и без акцепта плательщика. В ходе проверки выявляется правильность использования требований в соответствии с этими условиями. Проверке подлежит порядок ведения картотеки к внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и оформление отказов от акцепта и их отражение в учете.
Наиболее важным моментом при проверке расчетов безакцептными платежными требованиями считается проверка правомерности использования права безакцептного списания. Необходимо убедиться в наличии соответствующих условий в договоре банковского счета, а также в наличии у банка сведений о кредиторах (получателях средств), которые имеют право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров и услуг, за которые производятся платежи в таком порядке. При отсутствии указанных документов оплату банком требований без акцепта следует отнести к серьезным нарушениям нормативных требований. Обязательное требование — проверка аудитором в платежных требованиях наличия ссылок на законодательный акт (основной договор), дающий право получателю средств на безакцептное списание, а также в установленных случаях наличие показаний измерительных приборов и действующих тарифов.
При проверке расчетов инкассовыми поручениями внимание аудиторов должно быть обращено на выполнение банком установленных нормативных требований в части соблюдения сфер и условий расчетов инкассовыми поручениями и списания денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке (по распоряжениям органов, выполняющих контрольные функции, для взыскания по исполнительным документам, по договору). В этой связи во всех инкассовых поручениях необходимо проверить наличие ссылок, дающих право банку для бесспорного списания средств со счетов плательщиков. Проверяется соблюдение банком трехдневного срока оплаты инкассовых поручений, а также других условий, предусмотренных Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Выявленные в ходе проверки отклонения, нарушения в отношении организации учета и оформления безналичных расчетов доводятся до сведения сотрудников и менеджеров банка и отражаются в аудиторском заключении.
- Глава IX
- 9.2. Процедура аудиторской проверки организации контроля за оборотом денежной
- 9.3. Аудиторская проверка отчетности о кассовых оборотах
- Глава X аудиторская проверка безналичных расчетов
- 10.1. Цель и задачи аудиторской проверки организации и учета безналичных расчетов
- 10.2. Проверка соблюдения правил открытия, ведения и закрытия расчетных и текущих счетов
- 10.3. Аудит безналичных расчетов
- 10.4. Аудит операций по корреспондентским
- 10.5. Аудит межфилиальных расчетов