Северный район
--- Состав: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.
--- Главные города1: Мурманск, Архангельск.
Современное значение Северного района определяется его географическим положением между Северным Ледовитым океаном и Центральной Россией и специализацией на ресурсных отраслях – лесной, топливной, металлургической. Благодаря незамерзающему Баренцеву морю район дает кратчайший выход России в открытый океан, что определяет его геополитическую роль. Несмотря на давнюю историю развития, из-за своего северного положения район и сегодня слабо освоен, имеет разреженную транспортную сеть, мало городов и низкую плотность населения.
Фактором, стимулирующим развитие района, выступают значительные природные ресурсы: нефть, природный газ, каменный уголь – в республике Коми и Ненецком округе; железная и полиметаллическая руда, горнохимическое сырье в Мурманской области и Карелии, ресурсы древесины – повсеместно, в реках и прилетающих морях – рыба.
Промышленное развитие района началось в 30–40 гг. с разработки местных природных ресурсов, а в послевоенные годы стали строиться и крупные обрабатывающие предприятия, в т.ч. и общероссийского значения. Благодаря близости Центральной России здесь возникли черная и цветная металлургия, энергетика, нефте-газопереработка, лесопереработка и целлюлозо-бумажная промышленность.
Старейшая отрасль хозяйства – лесная. Заготовки леса ведутся по всему району, но его ресурсы уже истощены и слабо возобновляются. Коренные хвойные леса сохранились лишь на окраинах района.
Крупнейшими центрами лесопереработки стали г.Сыктывкар, Архангельск, Котлас, Сегежа, Кондопога. Север дает 1/4 часть деловой древесины и почти половину бумаги в России. В г.Череповце действует один из крупнейших металлургических комбинатов России, использующий уголь Воркуты и железную руду
Мурманской области и Карелии. Он снабжает металлом машиностроение Санкт-Петербурга, а также городов района – Вологды, Петрозаводска, Архангельска, выпускающих лесную и другую технику.
Череповецкий комбинат – крупный экспортер стали. В Вологде построен крупный шарикоподшипниковый завод, обеспечивающий автозаводы Поволжья – КАМАЗ, ВАЗ, ГАЗ и др.
На местных рудах в г.г. Мончегорске и Никеле (Мурманская обл.) выплавляют медь, никель, кобальт и др. металлы. Здесь же, в г. Кировске, на базе местного месторождения апатитов выпускается концентрат фосфорных удобрений, который поступает потребителям России и за рубеж, вплоть до Китая. Азотные удобрения и другую химическую продукцию производят в Череповце на основе коксового и металлургического производства.
В пищевой промышленности сохраняются традиции вологодского маслоделия и рыбного промысла. Рыболовство ведется как в реках, где ловят ценные породы – семгу, сиговые, так и в окружающих мо-
рях. Базой дальнего рыболовства и центром рыбообработки является г. Мурманск. Отмечается сокращение запасов наиболее ценной рыбы. Северный район играет большую роль в ВПК России. Здесь, в
Мурманской области, находится база Северного Морского флота, разрабатываются новые виды вооружений, в г. Северодвинске строят подводные лодки, остров Новая Земля был местом испытаний ядерного оружия и захоронения ядерных отходов. Все это имело и позитивные, и резко отрицательные последствия для Севера, особенно для его экологии.
Энергетика представлена гидростанциями Карелии, Кольской АЭС в Мурманской обл. и тепловыми станциями, работающими на местном угле, мазуте и природном газе. Нефтегазовая отрасль, рабо-
тающая на ресурсах Тимано-Печорского бассейна (Республика Коми и Ненецкий округ) имеет хорошие перспективы развития, хотя и смещается постепенно на север, к морскому побережью. Газ и нефть по трубопроводам идут в Северо-Западный и Центральный районы. Проблемы развития Воркутинского угольного бассейна более сложны: уголь здесь дорогой, технология добычи требует обновления.
Сельское хозяйство района развито слабо из-за холодного климата. Однако сельскохозяйственные ареалы, возникшие несколько веков назад, сохраняются в бассейнах рек Северной Двины, Онеги, Вычегды, Ладожского и Онежского озер. Здесь выращиваются рожь, овес, ячмень, кормовые культуры, картофель, ранние овощи, разводят скот. В районах проживания коми, ненцев и саами сохраняется оленеводст-
во и охота.
Транспортная сеть разрежена и не удовлетворяет потребности района. Железные дороги идут от Москвы и Санкт-Петербурга на север, связывая центр страны с ресурсными районами и морскими портами, а области района между собой связаны слабо. Нет прямого выхода из Коми республики в Архангельск и на Урал, нет автодорожной связи между центром и северо-востоком Республики и автодорожной
Сетью Европейской части России, хотя республике, дающей 1/3 топлива Европейской России, эти связи необходимы. Они помогут решению топливной проблемы Урала и обеспечат кратчайший выход нефти и газа на экспорт.
Проблемой для района является его слабая заселенность – 4 чел/кв. км – самая низкая в Европейской России. Сейчас идет отток населения из района в связи с экономическим спадом и безработицей.
Некоторая стабильность кадров сохраняется лишь в нефтегазодобыче и металлургии – экспортных отраслях. Более 80% населения живет в городах с населением 100–400 тыс. чел. Самый крупный город – Мурманск (более 430 тыс. жителей). Это самый большой заполярный город мира. Особенность района – отсутствие общего центра, своей «столицы». Все города сравнительно не велики, расположены по окраинам района и не могут выполнять роль лидера регионального развития. Поэтому район сохраняет роль ресурсного источника для Центральной России.
Поволжский и Волго – Вятский районы……..
Поволжский район
-- Состав: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики: Татарстан и Калмыкия.
-- Главные города: Самара – 1150 тыс. чел., Казань – 1180 тыс. чел., Волгоград – 1005 тыс. чел., Саратов, Тольятти, Ульяновск, Пенза, Астрахань.
Поволжье входит в число трех наиболее крупных и развитых районов (Центр – Урал – Поволжье), составляющих хозяйственную основу России. В своем развитии район много воспринял от этих соседей и занимает промежуточное положение между ними, как с точки зрения географии, так и хозяйственного профиля. От Центра он вос-
принял традиции машиностроения, от Урала получил металл на его развитие, а на собственных нефтегазовых, гидроэнергетических и земельных ресурсах создал мощную энергетическую, нефтеперерабатывающую и химическую индустрию и сильный аграрный комплекс. Сегодня эти отрасли определяют специализацию района. Таким образом, развитие района определялось благоприятным сочетанием удобного географического положения и значительных природных ресурсов.
Географическим «стержнем» района выступает Волга, которая издавна соединяла север и юг, запад и восток Европейской России и открывала ей выход к южным морям и странам востока. На Волге расположены все крупные города района. Железные дороги, пересекая ее в нескольких точках, соединяют Центральную Россию с Уралом и Азиатской частью страны. Создание каскада ГЭС на Волге и освоение нефтегазовой Волго-Уральской провинции в послевоенные годы укрепило энергетику района и сформировало мощную нефтепереработку, нефтехимию, отрасли органического синтеза. В Поволжье сформировались квалифицировнные кадры, которые, в свою очередь, стали привлекать сюда отрасли массового и высокотехнологичного машиностроения. Так постепенно наращивался производственный потенциал этого района, который из аграрно-торговой окраины старой Европейской России превратился в один из базовых районов российской экономики.
Главная отрасль промышленности – машиностроение, дающее более 1/3 его промышленной продукции и выпускающее транспортную и военную технику, технологическое оборудование. Ведущее место занимает автомобилестроение – единственная отрасль, которая в период экономического кризиса 90-х годов не испытала сильного обвала. В Поволжье построены самые крупные в стране автомобильные заводы – Волжский (ВАЗ), дающий сейчас 70% легковых машин в
стране (в Тольятти), Камский (КАМАЗ) по выпуску грузовиков и дизельных двигателей (в Набережных Челнах), Ульяновский (УАЗ), завод троллейбусов в Энгельсе, и другие. В десятках городов Поволжья и других районов работают предприятия, выпускающие детали, оборудование, узлы для этих машин.
Поволжье выделяется производством аэрокосмической техники: самолеты строят в Казани, Самаре, Саратове, Ульяновске, вертолеты – в Казани, ракетные комплексы – в Пензе и Ульяновске. Судостроение развито в Астрахани и Волгограде, в котором выпускают также и тракторы. Станки, приборы, технику для химической и нефтяной
промышленности производят в Самаре, Волгограде, Саратове, Казани, Пензе и др. городах. Многие заводы выпускают военную технику.
Волго-Вятский район
- Состав: Кировская и Нижегородская области, республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия.
- Главные города: Нижний Новгород – 1,4 млн. чел., Киров, Чебоксары.
Этот небольшой по площади и населению район, единственный, не выходящей к границе России не имеющий крупных природных ресурсов, создал развитую экономику, опираясь на свое чрезвычайно выгодное географическое положение – в географическом центре Восточно-Европейской равнины, в месте слияния Волги и Оки и между главными районами России – Центральным, Поволжским и Ураль-
ским. Используя научно-технические достижения Москвы, металл Урала, нефть Поволжья, г. Нижний Новгород стал третьим промышленным, торговым и научно-техническим центром России.
Основой промышленности стало машиностроение, возникшее в начале XX века из местного судостроения, а позже дополненное автомобильными, авиационными, военными и другими заводами. Это самый «машиностроительный» район страны: доля машин в выпуске промышленной продукции района превышает 40%. Его главная специализация – транспортная техника. Ведущая отрасль – автомобильная, представлена заводом «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, где производят 20% легковых ав-
томобилей России, а также грузовые машины, в т.ч. типа ″Газель″.
В районе выпускают также автобусы, автосамосвалы, автофургоны, вездеходы, моторы и дизельные двигатели, запасные части. Важное значение имеет выпуск тракторов, бульдозеров, тягачей, экскаваторов (1\3 производства страны) и другой движущейся техники. Судостроение представлено несколькими заводами, среди которых крупнейший – Сормовский в Нижнем Новгороде. Он строит суда
на подводных крыльях, дизель-электроходы, морские паромы, суда типа ″река – море″, суда военного назначения. Сейчас, в связи с конверсией, начинается выпуск более современных судов, в конструкции которых широко использованы достижения военного судостроения.
В Нижнем Новгороде работает авиационный завод. С ним связано развитие точного и тонкого машиностроения – производство станков, приборов, инструментов, электро- и радиотехники, средств автоматики. Во многих городах размещаются предприятия ВПК. Наиболее известен из них город Арзамас, около которого в ″закрытом″ городе были созданы первые атомные и водородные бомбы и другие
виды ядерных вооружений (город Саров). Машиностроение тесно взаимодействует со второй отраслью района – химической, которая производит автомобильные шины, искусственные кожи, смолы и пластмассы и другие изделия, нужные в машиностроении. Для земледелия выпускают азотные и фосфорные удобрения. Главный центр – г. Дзержинск. Перспективы района связаны, прежде всего, с развитием отраслей специализации, с возрождением авто-, судо- и авиастроения с их переходом на спрос среднего и мелкого потребителя. Поэтому будет развиваться серийное производство разнообразных по назначению и параметрам транспортных средств, использование которых может быть и индивидуальным, и мелкокорпоративным (в малом и среднем бизнесе). Район по своей технической подготовленности может развить и другие современные производства, в т.ч. разработку малоотходных экологичных технологий и образцов такой техники, а также может возродиться как крупный торгово-распределительный центр с комплексом посреднических услуг.
Поволжье - Второе место в хозяйстве занимает нефтегазохимический комплекс. Район давал в 60–70 гг. более 60% нефти страны, сейчас истощенные запасы обеспечивают ему второе место по добыче нефти в России. Но здесь создана самая крупная в России нефтепереработка, нефтехимия, выпуск полимерных материалов и изделий их них – каучука, шин, пластмасс, волокон и многих других. В Самаре-Сызрани, Саратове-Энгельсе, Волгограде-Волжском, Нижнекамске, Астрахани созданы комплексы этих взаимосвязанных производств. Среди других выделяются производства основной химии (серы, соли, соды), цемента и других стройматериалов, меховых и кожевенных изделий, обуви, суконных и хлопчатобумажных тканей. В пищевой промышленности важное место принадлежит рыбной промышленности, дающей основной улов осетровых и других ценных рыб страны (в последние годы вылов осетровых временно преостановлен). Поволжье выделяется мощной энергетикой: крупные тепловые ГРЭС размещаются в центрах нефтепереработки и вырабатывают 3\5 энергии района, они дополняется Балаковской АЭС (Саратовская обл.) и Волжско-Камским каскадом из 4-х крупных ГЭС. Энергия отсюда поступает в Центр и на Урал.
Сельское хозяйство по масштабам производства находится на уровне Сев. Кавказа. Здесь в равной степени представлены земледелие и животноводство, дающие по 15% их продукции от общероссийского уровня. Большие земельные площади и кормовые ресурсы позволяют содержать самое крупное в России поголовье крупного рогатого скота и овец, возделывать озимую (в Правобережье) и яровую (в Заволжье) пшеницу. Поволжье производит также сахарную свеклу, подсолнечник, просо. В низовьях Волги выращивают бахчевые культуры, помидоры и другие теплолюбивые овощи. Вокруг крупных городов работают комплексы по выращиванию птицы, свиней, ранних овощей.
Волго – Вятский - Развитие отраслей обеспечивается энергетикой, работающей на
привозных нефти и газе, а также гидроресурсах Волги, на которых работают Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Нефтепереработка, передельная металлургия, цементное производство, легкая, в т.ч. крупная обувная, промышленность дополняют хозяйственный комплекс. Нижний Новгород – четвертый по величине город России – является центром городской агломерации с 2 млн. населения и 20 городскими поселениями. Среди других городов выделяются г.г. Чебоксары, Киров, Саранск, Волжск, Дзержинск, где работают современные заводы квалифицированного машиностроения, военные, химические и другие предприятия. Но все они сильно уступают Нижнему Новгороду по производственному и людскому потенциалу.
Сельское хозяйство района работает устойчиво, в основном на землях южной части района, где выращивают пшеницу, крупяные культуры, хмель (Чувашия), рожь, картофель, овес, лен-долгунец (Заволжье). Мясомолочное животноводство развито повсюду, но сильнее – в северной части района. В южной больше разводят свиней и овец. Развитие сельского хозяйства опирается на традиции многонацио-
нального населения, хорошо сохранившиеся в местных селах.
Центрально – Чернозёмный и Северо – Кавказский районы…..
Центрально-Черноземный район
Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская обл.
Главные города: Воронеж – 900 тыс. чел., Липецк, Курск.
Своеобразие района состоит в том, что вся его история тесно связана с Центральным районом, поэтому его промышленность дополняет современную индустрию Центра. Разнообразное, в т.ч. точное, машиностроение, отрасли органической химии, производство ТНП определяют его промышленный профиль, который дополняется черной металлургией. С другой стороны, располагаясь в черноземной зоне России – более благоприятной по природным условиям – он включен в полосу развитого земледелия, что определяет повышенную роль аграрного сектора экономики.
Черная металлургия включает открытую добычу руды на карьерах Курской магнитной Аномалии (КМА), производство ″окатышей″– сырья для получения стали – и выплавку стали на комбинатах в г.Старом Осколе и Липецке. Их современные технологии обеспечивают высокое качество стали и ее выход на мировой рынок. Район перспективен и для дальнейшего развития металлургии, но необходимо предупреждать экологические последствия – иссушение и загрязнение
черноземов, ухудшение состояния водоемов и др. Машиностроение района имеет два направления. Первое – выпуск техники для местных отраслей – горнодобычи, цементной, химической, пищевой, сельского хозяйства; второе – точное машиностроение – приборы, электроника, электротехника, в т.ч. ТНП – компьютеры, телевизоры, холодильники. В Воронеже расположен крупный авиационный завод. Сейчас все эти отрасли сократили производство, но некоторые начинают возрождаться, в т.ч. производство самолетов машиностроительные заводы размещаются во всех крупных городах, среди которых выделяются Воронеж и Липецк.
Химическая индустрия выпускает разнообразную продукцию: азотные удобрения, синтетический каучук и шины, химические волокна и ткани, моющие средства и красители и др. Ее предприятия имеются во всех областных городах района. Район выделяется и производством строительных материалов – цемента, огнеупоров, мела и извести (в Белгородской обл.).
Сельское хозяйство опирается на черноземные почвы, мягкий климат и плотное сельское население. Здесь распахано 60% всех земель, которые дают 40% сахарной свеклы, 25% подсолнечника страны, а также пшеницу, крупяные культуры, овощи, фрукты, табак. От- раслью специализации выступает и мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. На их основе работает пищевая промышленность, крупнейшая в стране по производству сахара, выпускающая также подсолнечное масло, крупы, разнообразные консервы и свежие мясо-молочные продукты.
Северо-Кавказский район
- Состав: Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский края, республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия (Алания), Чеченская.
- Главные города: Ростов-на-Дону – 1060 тыс. чел., Краснодар, Ставрополь, Махачкала.
Хозяйственный комплекс Северного Кавказа включает сельское хозяйство и пищевую промышленность, разнообразное машиностроение и крупное рекреационное и портовое хозяйство. Но в целом доля района в производстве продукции страны ниже его доли в населении, что говорит о более слабом, по сравнению с другими районами, уровне хозяйственного развития.
Основу машиностроения составляет несколько крупнейших заводов общероссийского значения, размещенных в Ростовской обл. – вблизи металла и угля Донбасса. Это заводы зерновых комбайнов в Ростове-на-Дону и Таганроге, электровозов в Новочеркасске, оборудования для АЭС в Волгодонске, обеспечивавшие 80–90% их производства в России. Кроме того, здесь выпускают оборудование для ТЭС и горнодобычи, самолеты, вертолеты, речные суда Другие отрасли промышленности более рассредоточены. В их числе: выплавка полиметаллов в горных районах; нефтегазовая промышленность – в Краснодарском и Ставропольском краях, в Чечне, химическая промышленность в Ставрополе, Буденновске и Невинномысске.
Главное значение для района имеет его агропромышленный комплекс, использующий плодородные земли и теплый климат, особенно благоприятные в предгорьях Кавказа и Краснодарском крае. Пашня и пастбища, занимающие более 80% площади района, дают половину подсолнечника, 40% сахарной свеклы, 70% кукурузы страны, а также зерно и мясо. Только здесь выращиваются рис, виноград, чай. На этой продукции работает плодоовощная, мясомолочная, крупяная, чайная,
винодельческая промышленность. Земледелие отличается высокой продуктивностью. Урожаи зерна здесь самые высокие в стране и достигают 40 ц/га. Среди отраслей животноводства выделяется тонкорунное овцеводство на сухостепных и горных пастбищах.
Уникальная отрасль района – курортно-оздоровительная, и в целом рекреационная деятельность. На побережье Черного и Азовского морей расположены известные курорты – Анапа, Сочи, Адлер и другие. В предгорьях работают курорты Минеральные воды и Нальчик. Большие возможности имеются для горного туризма, альпинизма и лыжного спорта. С утратой побережий Балтики, Крыма, Грузии, ценность Северного Кавказа будет возрастать. Активное его возрождение начнется с выходом России из экономического упадка, который закрыл для большинства населения страны эти приморские и горные курорты.
Центр – Ченозём. Р-н В промышленности района за годы реформ прошла большая перестройка: составлявшие основу экономики передовые отрасли - машиностроение и органическая химия – снизили производство в 3–4 раза и утратили роль отраслей специализации. Их место заняли металлургия, работающая на экспорт, и пищевая промышленность – как отрасль постоянного, хотя и снизившегося, спроса. Сегодня эти две отрасли дают половину промышленной продукции района
Сев –кавказ р-н - Экономический кризис 90-х годов сильно затронул все отрасли хозяйства и население района. Крупные заводы работают на 10–20% своей мощности, почти прекратилось производство цветных металлов, война в Чечне разрушила ее хозяйство. Производство мяса, молока, масла снизилось в 3–4 раза, ткани и обуви – в 10 раз и т.д. Особенно сильно пострадали национальные республики, экономика кото-
рых и раньше была более слабой. Население выживает за счет личного хозяйства, торговой деятельности и побочных заработков в других районах России. Здесь высоки уровень безработицы и доля неимущего населения. Уникальная отрасль района – курортно-оздоровительная, и в целом рекреационная деятельность. На побережье Черного и Азовского морей расположены известные курорты – Анапа, Сочи, Адлер и другие. В предгорьях работают курорты Минеральные воды и Нальчик. Большие возможности имеются для горного туризма, альпинизма и лыжного спорта. С утратой побережий Балтики, Крыма, Грузии, ценность Северного Кавказа будет возрастать. Активное его возрождение начнется с выходом России из экономического упадка, который закрыл для большинства населения страны эти приморские и горные курорты.