Центральный и Северо – Западный районы…….
Северо-Западный район
-- Состав: г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псков-
ская и Калининградская области.
-- Главные города: Санкт-Петербург – 4,6 млн. чел., Калининград.
Место района в составе страны определяется ролью г. Санкт - Петербурга как главного порта России на Балтийском море, крупнейшего центра квалифицированного машиностроения, вместе с Москвой определяющего главные достижения России в техническом прогрессе, науке и культуре. Приморское положение на выходе в Европу, научно-технический потенциал, квалифицированные кадры – главные
факторы развития района, наиболее важные на современном этапе развития. Недаром в Санкт-Петербурге активно развивается третичная сфера – сфера услуг – транспортных, торговых и финансовых, по привлечению иностранных инвестиций город уступает только Москве.
Новгородская и Псковская области развиты и заселены значительно слабее по сравнению с ближним окружением Санкт-Петербурга. Столичный Санкт-Петербург, черпая из своей провинции людские, материальные, природные ресурсы, отвлекая на себя торговлю, промышленность, капиталы, замедлял и ослаблял развитие этих областей.
Особое место занимает Калининградская обл., отделенная от района странами Балтии и вошедшая в состав России после Великой Отечественной войны, также обеспечивающая выход России в Балтийское море. Хотя морской порт имеет сравнительно небольшую мощность, но как самый «западный» выход России в Европу, центр судостроения и рыболовства, он нуждается в укреплении и развитии.
Северо-Западный район беден природными ресурсами, поэтому всегда ввозил сырье и топливо. Он получает сталь из Череповца, цветные металлы из Мурманской обл. и с Урала, его нефтепереработка и энергетика работают на нефти и газе из Коми и Поволжья. Электроэнергию дает также мощная Ленинградская АЭС. На местном сырье (г. Тихвин) здесь создано первое в стране производство алюминия, велась добыча фосфоритов и строительного сырья, но их ресурсы истощены. Коренные хвойные леса практически вырублены, на их месте растут вторичные, в основном, мелколиственные леса.
Основу промышленного развития составляет разнообразное машиностроение, в котором занято 2/3 рабочих. Корни его уходят в судостроение и производство оружия, начиная с образования Санкт-Петербурга. Наиболее массовыми видами машиностроения являются выпуск энергетического (половина электротурбин России) и промышленного оборудования, судостроение (военные, торговые, ледокольные суда), производство тракторов, экскаваторов, станков. Но современное
«лицо» района определяет наукоемкое машиностроение – авиа-космическое производство, теле-радиотехника, оптика, электроника, приборостроение. При этом около 80% соответствующих предприятий сосредоточено в Санкт-Петербурге и его окружении. Только в 70–80-е годы началось промышленное оживление периферии района – в Новгороде, Пскове, Великих Луках, Старой Руссе построены предприятия радио- и электротехнической, электронной, прибороростроительной промышленности и других видов точного машиностроения.
В последние годы в окрестностях Санкт-Петербурга создается автомобилестроение на иностранных инвестициях с выпуском машин фирм Форда, Ниссан и др. Из других отраслей промышленности в районе развита химическая, целлюлозно-бумажная, мебельная, обувная (10% обуви России), швейная, пищевая производство строительных материалов.
Сельское хозяйство в пригородных районах Санкт-Петербурга имеет интенсивный характер и специализируется на производстве молока и овощей, птицеводстве и свиноводстве. В глубинных районах основной отраслью является скотоводство, земледелие имеет подсобное значение, выращивая в основном корма для животных, овощи, картофель, лен, часть пахотных земель постепенно превращается в кормовые угодья.
Центральный район
--Состав: г. Москва, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.
-- Главные города: Москва – 10,8 млн. чел., Ярославль, Рязань, Брянск, Иваново, Тверь, Тула.
Центральный район – это историческое, национальное, культурное, хозяйственное ядро России. Сегодня это самый крупный по числу жителей и самый заселенный район, с плотностью более 60 чел./км2. Здесь размещается 1/4 всех городов страны, в числе которых Москва и ее агломерация с населением более 15 млн. чел. Район дает 25% валовой продукции страны, обеспечивая до 30% поступлений в бюджет.
Он сохраняет свою роль и как центр технического прогресса, научных и культурных достижений России и подготовки новых кадров.
Промышленность района, главными отраслями которой являются квалифицированное машиностроение, химическая индустрия, выпуск товаров народного потребления, дает 1/3 машинной техники страны, более 60% товаров легкой промышленности, высокую долю химической, фармацевтической, полиграфической и другой продукции. В составе машиностроения преобладает станко- и приборостроение, электронное и ракетно-космическое производства, выпуск средств автомобильного, железнодорожного, авиационного транспорта, энергетической, строительной и другой разнообразной техники. Крупнейший центр машиностроения – Москва, а также Ярославль, Тверь, Тула, Брянск, Владимир, Рязань. Центрами машиностроения выступают и менее крупные города – Коломна, Мытищи, Муром, Рыбинск и другие. Трудно найти в этом районе город, где бы не было машиностроительных заводов, их цехов или филиалов. Поэтому Центр потребляет огромное количество металла. Он поступает с Оскольского, Липецкого, Череповецкого металлургических комбинатов, а также с заводов передельной металлургии в Туле, Москве, Электростали. Это современные заводы, выпускающие качественные сорта стали. Центр – крупнейший производитель и потребитель многих «чистых» цветных металлов. По разным видам химических изделий Центр занимает 1-3 места, выпуская удобрения, каучук, моющие средства, красители, пластмассы, синтетические волокна, кожи, ткани, фармацевтические, фотохимические и парфюмерные изделия. Предприятия размещаются в Москве и Подмосковье, в Тульской и Рязанской обл., в Твери и Ярославле.
Особенно велика роль Центра в выпуске товаров потребления – тканей, одежды, обуви, мебели, электро- и радиотехники, ювелирных и галантерейных изделий, а также полиграфии. Сохраняя эту роль с давних времен, он обеспечивает более половины их общероссийского выпуска. Главный ареал размещения этих отраслей – Москва с Подмосковьем и «старопромышленные» области – Владимирская, Ивановская, Ярославская, Костромская, Тверская, Рязанская.
Развитие района обеспечивается мощной энергетикой (20% от производства электроэнергии в стране), работающей на всех видах ресурсов: привозном мазуте и газе, на местном угле и торфе, на гидроресурсах Волги. Около Твери и Смоленска построены атомные электростанции (Калининская и Смоленская). Сюда поступает и электроэнергия Поволжья. На нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Москвы, Рязани, Ярославля также поступает сырье из других регионов.
Местное значение имеет производство строительных материалов, деревообработка, пищевая промышленность и другие отрасли, обслуживающие огромное городское население. Часть их продукции вывозится и в другие районы.
Сельское хозяйство также работает на местное обеспечение, специализируясь на мясомолочном животноводстве, свино- и птицеводстве, выращивании картофеля, овощей и кормов. К югу от р. Оки земледелие приобретает зерновое направление. В целом аграрная отрасль имеет более высокую интенсивность и продуктивность по сравнению со среднероссийским уровнем.
17. Центральный район – главный транспортный узел страны, хотя он и находится теперь вблизи западной ее границы. В Москве сходятся более 20 железнодорожных и автомобильных магистралей, действуют 3 крупных аэропорта, речными путями она соединена со всеми морями Европейского региона. Радиально расходящиеся дороги соединены кольцевыми и сквозными их пересечениями, формируя самую плотную сеть транспортных линий в стране. По этому показателю Центр, единственный район в России, находится на уровне среднеевропейских стран. Москва сохраняет и укрепляет свою роль в новой рыночной экономике, став крупнейшим центром третичного сектора – финансово-банковского, торгового, делового, информационного, посреднического предпринимательства. Сейчас на Москву и область приходиться 1/3 всех валютно-экспортных операций и 20% инвестиций страны. Этому способствует самая крупная в стране и быстро перестроившаяся система высшего образования, организовавшая выпуск специалистов нужного профиля. Перспективы района связаны с постиндустриальной экономикой, основанной на научно-техническом прогрессе и наукоемких отраслях. Благодаря огромному научно-техническому потенциалу, сосредоточенному в Москве и Подмосковье, Центральный район больше других подготовлен для этой деятельности. Второе направление – развитие всех видов услуг – торговли, посредничества, инфраструктурного обеспечения, развитие информатики и связи. Центр может возродиться и как главный производитель товаров личного потребления, рассчитанных на разные группы населения, с учетом усиливающегося их имущественного расслоения. Важнейшим фактором развития остается и статус Москвы как столицы России.
Выгодность транспортного положения Санкт-Петербурга на Балтийском море усиливается его хорошей железнодорожной связью с районами России и зарубежьем. Дороги от него идут в Финляндию и Мурманск, на Урал и Волгу, к Москве, в Белоруссию и Украину, в Прибалтику и далее в Польшу и Германию. В связи с утратой Россией портов в Прибалтике, начато строительство новых портов на побережье Финского залива, в том числе в г.г. Луге и в Приморске – уже действуют. Перспективы развития Северо-Запада связаны с отраслями научно-технического прогресса – электроникой, информатикой, конверсией оборонного комплекса, развитием точного и сокращением массового машиностроения. Вторая линия – развитие морских портов, их инфраструктуры и широкой системы их торгового, финансового, делового обслуживания, создание свободной экономической зоны – как
полигона для привлечения иностранного капитала, т.е. развитие экономики постиндустриального типа с одновременным освоением богатых рекреационных ресурсов района. Таким образом, Северо-Западный район имеет все возможности
для модернизации экономики по постиндустриальной модели, выступив своеобразным «мостом» для ее проникновения во внутренние районы России.