Внешнеэкономические связи
Россия занимает в мировой торговле скромное место. На ее долю приходится около 3% мирового оборота внешней торговли. Вместе с тем в торговле сырьевыми и топливными ресурсами ее доля поднимается до 20–25%. Товары первичного сектора производства традиционно составляли наибольшую долю российской торговли. Если в начале XX века Россия была важнейшим мировым поставщиком сельскохозяйственной продукции, то в конце его она стала крупным экспортером нефти и нефтепродуктов, природного газа, стали и проката, алюминия, меди, никеля, драгоценных металлов и камней, минеральных удобрений, древесины. После распада СССР эта заинтересованность выросла, так как резко снизился торговый оборот между Россией и странами СНГ, сократилось и производство в самой стране.
Страны СНГ в недавнем прошлом составляли единый хозяйственный комплекс, в рамках которого в межреспубликанском обороте находилось 20% валового продукта (в рамках Европейского Содружества – 15%). Так как каждая республика Советского Союза имела свою специализацию, между ними существовали прочные связи по обмену разными видами сырья, топлива, готовой продукции. Меж-
республиканские связи обеспечивали ¾ внешнеторгового оборота страны. Образование 15 суверенных государств и экономический спад в каждом из них привели к разрыву налаженных связей, и уже к 1994 г.
торговый оборот между ними упал вдвое. Ухудшилась и структура торговли. Если раньше основу экспорта России в союзные республики составляли готовые изделия, в т.ч. – техника, то сейчас внешний вывоз стал более сырьевым (60% оборота), т.к. наши партнеры вынуждены закупать в России лишь самые
необходимые товары. При этом Россия больше вывозит, чем ввозит, т.е. торговля не сбалансирована, что убыточно для России. Основная доля торгового оборота – 85% ввоза и вывоза – приходится на Украи-
ну, Белоруссию и Казахстан, сильнее других связанные с хозяйственным комплексом России. На остальные страны СНГ приходится по 1– 3% объема торговли России этим регионом. Вместе с тем Россия заинтересована в этой торговле как для сохранения своего политического влияния в регионе, так и из экономических соображений. Так как каждая республика Советского Союза имела свою специализацию, между ними существовали прочные связи по обмену разными видами сырья, топлива, готовой продукции. Межреспубликанские связи обеспечивали ¾ внешнеторгового оборота страны.
Образование 15 суверенных государств и экономический спад в каждом из них привели к разрыву налаженных связей, и уже к 1994 г. торговый оборот между ними упал вдвое.
Ухудшилась и структура торговли. Если раньше основу экспорта России в союзные республики составляли готовые изделия, в т.ч. – техника, то сейчас внешний вывоз стал более сырьевым (60% оборота), т.к. наши партнеры вынуждены закупать в России лишь самые необходимые товары. При этом Россия больше вывозит, чем ввозит, т.е. торговля не сбалансирована, что убыточно для России. Основная доля торгового оборота – 85% ввоза и вывоза – приходится на Украину, Белоруссию и Казахстан, сильнее других связанные с хозяйственным комплексом России. На остальные страны СНГ приходится по 1–
3% объема торговли России этим регионом. Вместе с тем Россия заинтересована в этой торговле как для сохранения своего политического влияния в регионе, так и из экономических соображений. На
среднюю по качеству, но более доступную по цене и привычную для местных потребителей российскую машиностроительную продукцию здесь по-прежнему сохраняется спрос.
Европа выступает основным покупателем российского сырья и топлива. Наиболее крупный торговый оборот Россия имеет с Германией, Италией, Нидерландами, Великобританией и Финляндией. В настоящее время у страны нет возможностей изменить структуру своего экспорта в эти страны, но есть возможность использовать его для закрепления связи России с Европой как надежным и основным партнером по поставкам топливно-энергетических ресурсов, роль которых в экономике остается высокой. Поэтому Россия строит новые нефтегазопроводы и морские порты для обеспечения надежности и развития торговли сырьем, в обмен на которое страна стремится закупать в Европе новое технологическое оборудование, создавать совместные предприятия, получать инвестиции для модернизации своей промышленности.
Страны Восточной и Южной Азии выступают все более крупными торговыми партнерами России. Среди них основная роль принадлежит Китаю, Японии, Индии, Южной Корее, а также Турции, на которые приходится 75% торгового оборота со странами Азии. Укрепление торговли с этими странами выгодно для России по ряду позиций. Так, Китай, Индия, Иран предъявляют спрос не только на топ-
ливно-сырьевые ресурсы, но и на российскую военную и энергетическую технику, что важно для восстановления нашего технического экспорта. Высокотехнологичные экономики Японии и Кореи в ответ на экспорт нашего сырья и топлива могут помочь в освоении наших восточных районов, как инвестициями в разработку ресурсов, так и созданием здесь современных предприятий. Развитое в большинстве
этих стран субтропическое земледелие помогает наполнить российский продовольственный рынок его продукцией. Так, лесная и холодная Сибирь соседствует с безлесным Китаем, где в избытке выращивают апельсины, мандарины, чай, бананы, рис, сою. Обмен продукцией лесного и сельского хозяйства – одна из линий торговых связей. Развивающийся Китай уже сейчас является главным покупателем в России черных металлов, проката, цемента, химикатов и др. сырья, растет его потребность в нефти и природном
газе, в цветных металлах, которыми богата наша Сибирь. В ответ Россия может получать из Китая широкий набор предметов народного потребления, если будет закупать их на крупных заводах и фабриках.
Освоение сибирских месторождений сырья, топлива, лесных массивов сдерживается недостатком рабочей силы. Поставленный в рамки закона поток дешевой рабочей силы из Китая, где имеется ее изли-
шек, может помочь решить эту проблему. США как крупнейшая страна мира с всесторонне развитой экономикой и высокими технологиями является важным торговым партнером для любой страны, в т.ч. и для России. По размеру торгового оборота среди стран дальнего зарубежья она занимала четвертое ме-
сто. Недостатком этого партнерства являются достаточно жесткие ограничения на импорт той или иной продукции, принимающие часто политический характер.
Сою́зное госуда́рство (также в прессе встречаются названия Сою́з Росси́и и Белору́ссии (СРБ), Сою́зное Госуда́рство Росси́и и Белору́ссии (СГРБ), Сою́з Белару́си и Росси́и, Сою́зное государство Белару́си и Росси́и) — политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.
Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 [1] на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. 25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство [2]. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией. Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза.
Регионалистика – это раздел науки, который изучает экономические районы, методы их выделения и возможности управления их развитием. Главный метод управления – разработка региональной политики как системы государственных мер по развитию регионов для достижения экономического эффекта в масштабе всей страны. Также под регионалистикой понимают региональные разделвы негеографических наук (экономики, социологии, демографии и др.) Знание районов и характера их развития служит основанием для разработки такой политики. Вместе с тем региональная политика зависит от выбранной стратегии экономического развития страны. При этом одни районы, благодаря своему потенциалу, смогут внести наиболее значимый вклад в это развитие и стать его «локомотивами».
Другие же районы, напротив, нуждаются в большой помощи для решения своих проблем. Регионалистика и выявляет регионы (районы) с разным потенциалом и возможностями развития, выделяя среди них сильные, перспективные, способные выступать в качестве двигателей экономики страны и быстро окупить вкладываемые в них инвестиции. С другой стороны, она выявляет экономически слабые районы, развитие которых невозможно без поддержки со стороны государства или соседних районов. Могут быть обнаружены и «депрессивные» регионы, которые настолько слабы, что в настоящее время должны рассматриваться лишь как «резервные», вложения в которые смогут быть эффективными лишь в перспективе. Исследуя проблемы природопользования, наука подскажет, где надо снизить антропогенные
нагрузки, чтобы улучшить экологическую ситуацию. Она может выявить, где формируется спрос на ту или иную продукцию и перспективно развитие соответствующего бизнеса, а какие районы «неплатежеспособны» в силу своей бедности; на какие связи между районами нужно опереться, чтобы усилить экономическое единство страны. В этом практическая значимость регионалистики как научной основы выработки региональной государственной политики, а также и политики частного бизнеса в области размещения производства и развития регионов.
«Локомотивы» экономики — это субъекты, имеющие высокий инвестиционный потенциал и значительные внутренние ресурсы. Это: Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО – Юрга.
Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а оп некоторым показателям занимали ведущее место в стране. Отличительными признаками депрессивных регионов являются: Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала, Значительная доля промышленности в структуре экономики,Относительно высокий уровень квалификации кадров. Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.
К регионам-донорам относятся: • финансово-экономические центры (Москва, СПб.) • преимущественно сырьевые регионы • экономически развитые регионы (Башкирия, Татарстан) • промышленно развитые и частично сырьевые регионы (Красноярский край, Пермская, Самарская, Липецкая области) • «неустойчивые» доноры (ЯО с 2000 по 2007 гг.) К регионам-реципиентам относятся: 1. Кризисные регионы. Основные показатели социально-экономического развития существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране. Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса: Центральный пояс, Южный пояс, Уральский пояс, Восточный пояс. Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются: спад производства, высокая безработица, низкий уровень жизни, низкая бюджетная обеспеченность, высокий уровень депопуляции населения. Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения. В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются: спад производства, хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью, низкий уровень жизни, низкая бюджетная обеспеченность, межэтнические военные конфликты, высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев. Таким образом, в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы. Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как: o Локальный спад производства o Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности. Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области. Основными проблемами данного пояса являются: спад производства и высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения, слабая транспортная доступность, низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения, низкий уровень развития отраслей региональной специализации. Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.
2. Отсталые регионы Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются: состояние длительного застоя, низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура экономики, слабый научно-технический потенциал, низко развитая социальная сфера. На сегодня, к данной категории регионов можно отнести следующие регионы: большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, республика Калмыкия. Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера. К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет. 3. Депрессивные регионы. Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране. Отличительными признаками депрессивных регионов являются: высокий уровень накопленного научно-технического потенциала, значительная доля промышленности в структуре экономики, относительно высокий уровень квалификации кадров. Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин: снижение конкурентоспособности основной продукции, отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса, истощение минерально-сырьевой базы, структурные сдвиги в экономике страны. Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы. 4. Приграничные регионы. К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию Особые экономические режимы – формирование на территории региона элементов автономии, которая дает либо дополнительные финансовые возможности, либо позволяет установить особые отношения с определенными бизнес-группами, использующими ее статус. 1. Свободные экономические зоны. Четкий статус, регламентация отсутствуют. СЭЗ «Находка», СЭЗ «Янтарь» (Калининградская обл.), Кабардино-Балкария, Дагестан. 2. Особые экономические зоны – компактные территории, где обеспечивается создание новых производств в условиях льготного режима. Статус урегулирован ФЗ «Об особых экономических зонах» 2005 года. До этого особые экономические зоны в силу закона существовали в Калининградской области и в Магаданской области. 3. Внутренние офшорные зоны: предприятия, регистрируемые на территории регионов, обладающих статусом офшора, освобождались от своих налогов. По сути, оформлялись особые отношения между региональными властями и крупными компаниями, заинтересованными в оптимизации налогообложения. Обычно офшорные зоны создавались в небольших республиках: Ингушетия, Мордовия, Калмыкия, Углич. Практика внутренних офшоров была свернута в 2004 году в связи с введением в федеральное законодательство нормы, которая запретила освобождать предприятия от региональной ставки налога на прибыль. 4. ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования. Их количество составляет около 40. ЗАТО зависят от федерального бюджета, поскольку получают ежегодные дотации; занимают особое положение в субъекте федерации; налоги, собираемые на их территории, в региональный бюджет не поступают; длительное время они обладали признаками офшорных зон. 5. Наукограды. Статус определяется законом, принятым в 1999 году с изменениями 2004 года, статус наукограда присваивается Правительством РФ на определенный срок. 6. Северные регионы. Этим регионам даются определенные льготы, имеются так называемые «северные надбавки».