logo
Otchet_Bozhok / 2 Бухгалтерский учет на СООО (Автосохраненный) (Восстановлен)

2.1 Учет денежных средств и расчетных операций

Хозяйственные связи в СООО «Лекфарм» оформляются контрактами (договорами), согласно которым организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ, услуг, с другой стороны - получателем, а значит, и плательщиком.

Кроме того, возникают взаимоотношения с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам, внебюджетными фондами и фондом социальной защиты и другими организациями и лицами. Все эти расчеты в основном осуществляются в денежной форме.

Между организациями расчеты, как правило, производятся в безналичной форме. Безналичные расчеты осуществляются путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте.

Основными задачами учета денежных средств и расчетов в СООО «Лекфарм» являются:

- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств, расчетов;

- обеспечение сохранности денежных средств и ценных бумаг в кассе;

- контроль за расходованием денежных средств строго по целевому назначению;

- своевременное и точное ведение расчетов с дебиторами и кредиторами, периодическое проведение инвентаризации денежных средств.

2.1.1 Учет кассовых операций. Кассовые операции осуществляет кассир, являющийся материально от­ветственным лицом. При приеме на работу издается приказ по организации и с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. При этом руководитель должен под роспись озна­комить кассира с действующей Инструкцией по оформлению кассовых операций, утвержденной Постановлением Министерства Финансов РБ от 29.03.2010 года. При этом кассир несет ответственность за сохранность денежных средств, цен­ных бумаг и других ценностей, находящихся на хранении в кассе. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученных ему обязанностей дру­гим лицам, хранить в кассе наличные деньги и другие ценности, не принад­лежащие данной организации.

В СООО «Лекфарм» для обеспечения сохранности наличных денег в кассе подобрано отдельное помещение, в котором имеется сейф. Передача кассы другому кассиру (в случаях болезни, отпуска и других причин) производится по приказу генерального директора предприятия в присутствии комиссии с составлением акта приёмки-передачи. В конце рабочего дня кассир закрывает сейф ключом и опечатывает сургучной печатью. Ключи от сейфа и печать хранятся у кассира, а дубликаты в опечатанном кассиром пакете у директора предприятия.

Предприятие банка ежегодно по согласованию с руководителями устанавливают лимит остатка наличных денег в кассе. Сверх установленных лимитов в организации «Лекфарм» хранятся наличные деньги только на оплату труда, премий, пособий и на срок не более 3-х дней, что не противоречит законодательству.

В основном деньги в кассу поступают с текущего (расчетного) счета в банке через кассира, который получает их по специальным денежным чекам (Приложение К). В приложении представлен чек от 26 мая 2010 года серии СИ № 234560, выданный Потаповичу Андрею Валентиновичу на сумму 739 500 рублей.

Приём наличных денег, полученных по чекам в учреждении банка, поступавших за реализацию работ, услуг, топлива оформляются приходным кассовым ордером, заполненным на бланке № КО-1 в одном экземпляре (приложение Л), квитанция от которого передаётся сдатчику денег за подписью главного бухгалтера, кассира с проставлением штампа. В приложении представлен Приходно-кассовый ордер № 0388222 от 3 мая 2010 года на сумму 719 500 рублей.

Выдача зарплаты; денег на командировочные и хозяйственные расходы; материальной помощи; депонированной зарплаты оформляются расходными кассовыми ордерами формы № КО-2 (Приложение М, от 03.05.2010г.), выписываемые за подписью директора, главного бухгалтера, кассира и получателя денег. Выдача зарплаты, премий и пособий, а также других выплат производится по платёжной ведомости в течение трёх дней, после чего ведомость закрывается: кассир указывает сумму выданных и не выданных денег.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы сразу после их исполнения подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием числа, месяца, года. До передачи в кассу приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалтерии в виде реестра приходных и расходных кассовых документов (Приложение Н). В приложении представлен Реестр документов за 2010 год. Все приходные и расходные кассовые документы сразу после их исполнения подписываются кассиром, проверяется правильность их заполнения и они записываются кассиром в кассовую книгу. Для учёта кассовых операций в организации «Лекфарм» ведётся кассовая книга формы № КО-4 с помощью программно-технических средств при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов. При этом листы кассовой книги формируются в виде выходной формы «Вкладной лист кассовой книги» (Приложение П, от 3 и 26 мая 2010 года). Одновременно с ней формируется выходная форма «Отчет кассира» (Приложение Р, от 3 и 26 мая 2010 года). Обе названные выходные формы должны составляться на конец рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные в кассовой книге.

В последней выходной форме «Вкладной лист кассовой книги» за каждый месяц должно быть автоматически напечатано общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за каждый календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.

Кассир после получения выходных форм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» проверяет правильность составления указанных документов, подписывает их и передает отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми ордерами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

Нумерация листов кассовой книги в этих выходных формах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.

Выходные формы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке в течение года и хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, и кассовая книга опечатывается.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия предназначен активный синтетический счёт 50 «Касса». Поступление денег в кассу записывается по дебету, а выданные деньги – по кредиту счёта. В конце месяца выводятся обороты по счету 50 «Касса» (Приложение С). На счёте 50 «Касса» сальдо может быть только дебетовое, или равняться нулю, если в кассе совсем не осталось денег. Аналитическими данными служит кассовая книга и отчёты кассира. По учёту кассовых операций производятся бухгалтерские записи, которые представлены в таблице 2.1., составленной на основании журнала – ордера за май 2010 года

Таблица 2.1 - Корреспонденция счетов поступления денежных средств в кассу СООО «Лекфарм» за май 2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Учетный регистр (Приложение Т)

Дебет

Кредит

Поступила сумма ошибочно перечисленных алиментов

50/01

76

719 150

Журнал – ордер

по сч.50/01

Поступила сумма заработной платы по

договору подряда

50/01

51

739 500

Синтетический учёт выбытия денежных средств из кассы отражается проводками, представленными в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Корреспонденция счетов выбытия денежных средств из кассы СООО «Лекфарм» за май 2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Учетный регистр (Приложение Т)

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

Сдано в кассу ОАО Приорбанк ЦБУ

51

50/01

719 150

Журнал-ордер по сч.50

Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

Журнал-ордер по сч.50/01

Выдана заработная плата по договору подряда

70/01

50/01

739 500

Cхема документооборота по учёту кассовых операций в СООО «Лекфарм» представлена на рисунке 2.1.

Чек

Главная книга

книга

Рисунок – 2.1 Cхема документооборота по учёту кассовых операций в СООО «Лекфарм»

По моему мнению, учет кассовых операций представлен всеми необходимыми документами и операциями, которые соответствуют законодательству.

2.1.2 Учет операций на счетах в банке. В СООО «Лекфарм» безналичные расчеты производятся в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь: платежными требованиями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами, инкассовыми распоряжениями, в порядке плановых платежей.

Платежные требования (Приложение У) используются при расчетах через инкассо. Они представляют собой расчетный документ, содержащий требование поставщика и других получателей средств плательщику об уплате определенной суммы через банк. Сущность этой формы расчетов заключается в следующем. На основании отгрузочных документов выписываются платежные требования и сдают их в учреждения банка по месту обслуживания поставщика. Платежное требование представляется в банк вслед за отгруженной продукцией или в сроки, определенные в договоре. Платежное требование предоставляется в банк вместе с реестром, составленным в двух экземплярах. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписывать документы для совершения по расчетному счету поставщика, оттиском печати, образцы которых представлены банку. Он остается в банке, а второй возвращается поставщику с распиской банка в приеме документов на инкассо.

Платежное поручение (Приложение Ф) представляет собой расчетный документ, содержащий поручение обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя при различных назначениях платежа. В приложении представлено платежное поручение № 01238 от 5 мая 2010 года на сумму 741 рубль. Одновременно с данным платежным поручением прилагается мемориальный ордер № 2008 от 5 мая 2010года.

Расчетный чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение организации банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателя либо о выдаче наличных денежных средств непосредственно чекодателю. На основании чека составляется поручение-реестр чеков и в четырех экземпляров предоставляется в банк для оплаты. Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. Для подтверждения полученных денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Организация ежедневно получает от банка копии выписок из расчетного счета с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления либо списания (приложение Х). В приложении представлена выписка из лицевого счета за 5 мая 2010 года.

В СООО «Лекфарм» учет наличия и движения денег на расчетном счете ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

В конце месяца выводятся обороты по счету 51 «Расчетный счет» (приложение Ц). В приложении представлена оборотно- сальдовая ведомость по счету 51 за 5 мая 2010 года. Также формируется карточка по счету 51 (Приложение Ш). В приложении представлена карточка по счету 51 за 5 мая 2010 года.

Корреспонденция счетов поступления денежных средств на расчетный счет СООО «Лекфарм» представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Корреспонденция счетов поступления денежных средств на расчетный счет СООО «Лекфарм» за 05.05.2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция

счетов

Сумма,

руб

Источник информации (Приложение Ш)

Дебет

Кредит

Поступление денежных средств от покупателей ГрандФарм

51/00

62/04

1 073 500

Карточка по

сч.51/00

Поступление денежных средств от покупателей ФарМин

51/00

62/04

2 000 000

Поступление денежных средств от покупателей ИнтерФармакс

51/00

62/04

9 000 000

Поступление денежных средств от покупателей Фармико

51/00

62/04

10 403 360

Списание денежных средств с расчетного счета СООО «Лекфарм» в мае 2010 года представлено в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Корреспонденция счетов списания денежных средств с расчетного счета СООО «Лекфарм» за 05.05.2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция

счетов

Сумма, руб

Источник информации (Приложение Ш)

Дебет

Кредит

Перечисление денежных средств на

карт - счет

76/07

51/00

741

Карточка

по сч.51/00

Плата за услуги

76/07

51/00

2 913

Перечисление командировочных расходов

71/01

51/00

49 410

Оплата за помещение, стоянку

76/07

51/00

500 000

Предоплата за прижимную пружину

60/02

51/00

10 249 200

Предоплата за плиту потолочную

60/02

51/00

21 686 227

Для хранения средств в иностранной валюте и операций, связанных с расчетами организации в учреждениях банков, открывают валютный счет. Иностранная валюта в бухгалтерии учитывается на активном счете 52, который имеет ряд субсчетов.

Кроме хранения и движения денежных средств на расчетном и валютном счетах организация учитывает отдельные средства на специальных счетах в банке. Учет этих средств осуществляется на активном счете 55, который имеет субсчета.

Схема документооборота по учету операций на расчетном счете в банке в СООО «Лекфарм» представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Схема документооборота по учету операций на расчетном счете в банке в СООО «Лекфарм»

Проанализировав работу финансового отдела в СООО «Лекфарм» можно сделать вывод, что документация ведется в соответствии с требованиями. Осуществляется своевременный учет документов. Полученные из банка выписки обрабатываются, сверяется вступительное сальдо с предыдущей выпиской. Проверка и обработка выписок производится в день их поступления.

2.1.3. Учет расчетных операций. Организация постоянно ведет расчеты с бюджетом по платежам в бюджет и ассигнованиям из него. При этом основная часть расчетов с бюджетом – это платежи.

Налоговый учет в СООО «Лекфарм» ведется в соответствии с методическими основами и правилами, установленными Общей частью Налогового кодекса РБ от 19.12.2002г. №166-3, Инструкцией о порядке ведения налогового учета, утвержденной постановлением Министерства финансов и МНС РБ от 16.12.2003г. № 173/114, постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 декабря 2006г. № 137 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) и другими нормативными документами, принятыми в области налогового законодательства. Налоговый учет в обществе ведется сектором по учету и расчету налогов бухгалтерии (финансовым отделом), а также бухгалтерами по направлениям (обязанностям), определенных в должностной инструкции. Налоговое окружение СООО «Лекфарм» в 2010 году представлено в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Налоговое окружение СООО «Лекфарм» в 2010 году

Наименование налога, сбора (пошлины)

Ставка

Объект налогообложения

1

2

3

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров (работ, услуг)

Налог на добавленную стоимость

20,0%

Обороты по реализации продукции, товаров, работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности, основных средств, материалов; принятие на учет завершенных этапов капитального строительства; таможенная стоимость ввозимых товаров; приобретение объектов на территории РБ у нерезидентов РБ; другие объекты, с учетом международных соглашений

10,0%

0,0%

«расчетная ставка» без НДС

Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерство труда и социальной защиты РБ

35% (29%-взнос по пенсионному страхованию, 6%-взнос по социальному страхованию)

Фонд заработной платы

Ресурсные платежи

Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в пределах установленных лимитов)

В зависимости от опасности загрязняющих веществ

Выбросы в атмосферу от стационарных источников

Выбросы в атмосферу от передвижных источников

Выбросы в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов

Продолжение таблицы 2.5

1

2

3

Платеж за хранение отходов производства (в пределах установленных лимитов)

В зависимости от класса опасности

Осадки сточных вод очистных сооружений

Платеж за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживание и (или) использование, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона

В соответствии с перечнем, утвержденным Президентом РБ

Фактические объемы произведенных и (или) импортированных пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживание и (или) использование, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона

Земельный налог

В зависимости от места расположения земель в рублях за гектар

Площадь земельных участков (Га), предоставленных в установленном порядке во владение, пользование или собственность (земли города, земли промышленности, земли района)

Логойск, (К=1,3; 1,7)

Налоги, взимаемые с прибыли и доходов

Налог на доходы и прибыль

24%

Прибыль от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая ОС, ТМЦ, НА), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям за минусом налога на недвижимость

Подоходный налог

12%

Доходы физических лиц

Налоги и сборы, уплачиваемые организацией за счет средств, остающихся в их распоряжении

Налог на недвижимость:

-на основные фонды

1% в год (г.Логойск коэф.=1,8)

Стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщика

Продолжение таблицы 2.5

1

2

3

2% в год (г.Логойск коэф.=2)

Стоимость объектов незавершенного строительства

Целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)

3%

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения

Платеж за хранение отходов производства (сверх установленных лимитов)

В зависимости от класса опасности

Осадки сточных вод очистных сооружений

Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по уплачиваемым налогам и сборам предназначен активно-пассивный синтетический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». К этому счету открываются субсчета. В конце месяца выводятся обороты по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Синтетический учет ведется в журнале – ордере по счету 68 (Приложение Э). Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в СООО «Лекфарм» за май 2010 года

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Источник информации (Приложение Э)

Дебет

Кредит

Начислен налог на недостачу

94

68

408 083

Журнал – ордер по сч. 68

Начислен НДС

90/3, 91/3, 92/3

68

10 001 016

Начислен подоходный налог

70

68

26 491 302

Перечислены налоги

68

51

169 889 205

СООО «Лекфарм» страхует своих граждан как от временной нетрудоспособности, так и по возрасту (пенсионное страхование), в соответствии с законодательством РБ. Для учета расчетов с фондом социального страхования и обеспечения предназначен пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который имеет два субсчета:

- 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»;

- 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению».

Организации могут вести расчеты по страхованию своего имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечения и медицинскому страхованию), выступая при этом страхователем.

Для обобщения информации о расчетах по страхованию имущества и персонала организации предназначен субсчет 02 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для учета денежных средств, выданных под отчет своим работникам (состоящим в списочном составе) на административно-хозяйственные и операционные расходы, и служебные командировки, в СООО «Лекфарм» предназначен активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам из кассы на мелкие хозяйственные и командировочные расходы.

Выдача аванса под отчет на командировочные расходы производится в пределах сумм, необходимых на оплату стоимости проезда к месту командировки и обратно, суточных за каждый день командировки, расходов по найму помещений и других расходов. Направление работников в служебную командировку в пределах Республики Беларусь оформляется приказом с указанием пункта назначения, наименования предприятия, куда командируется работник, срока, цели и продолжительности командировки (Приложение Ю). В приложении представлен приказ от 25.05 2010 года о командировании Седовой И.Н. Командированному работнику выдается командировочное удостоверение, подписанное руководителем предприятия и скрепленное печатью (Приложение Я). Лица, убывающие в командировки и прибывающие из них, на предприятиях регистрируются в специальных журналах. Приказом нанимателя назначается работник, ответственный за ведение журнала регистрации.

Направление в служебную командировку работника, работающего по совместительству в СООО «Лекфарм», допускается в свободное от основной работы время. При этом необходимо письменное согласие с основного места работы. Заработная плата командированному работнику сохраняется в той организации, в которой он работает по совместительству.

Командированному работнику возмещаются расходы:

- по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в размере стоимости представленных подлинных проездных документов. Командированному работнику возмещаются расходы по бронированию билетов, за пользование в поездах постельными принадлежностями при проезде к месту командировки и обратно в плацкартных, купейных и мягких вагонах при наличии подтверждения их оплаты.

- по найму жилого помещения в размере стоимости представленных подлинных документов (счетов, квитанций и других документов), подтверждающих оплату расходов, но не выше стоимости одноместного номера (Приложение АА). Возмещение расходов за проживание в номерах высшего разряда допускается с разрешением нанимателя с учетом характера задания, выполняемого работником.

В случае предоставления командированному работнику дополнительных услуг, не включенных в стоимость номера, данные расходы также подлежат возмещению на основании подлинных документов (Приложение АА).

Если работник не предоставил документы, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, то ему с даты прибытия в место служебной командировки и по дату выбытия из него возмещаются расходы в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Республики Беларусь. Данная ставка составляет 4500 рублей.

За проживание вне места жительства для покрытия дополнительных личных расходов возмещаются суточные в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Республики Беларусь (15 000 рублей). В случае предоставления работнику одноразового питания суточные выплачиваются в размере 70%, двухразового - 30% установленной нормы.

Командированные работники, получившие наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны не позднее трех рабочих дней (при использовании корпоративной пластиковой карточки – не позднее 15 рабочих дней) по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, предъявить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги (Приложение АБ).

Направление работников в служебную командировку за границу производится также на основании приказа СООО «Лекфарм» (Приложение АВ).

В случае если командирование за границу осуществляется на основании приглашения зарубежной фирмы, организации, направление работников производится на основании приказа и соответствующего приглашения (Приложение АГ). Приказ и приглашение являются основанием для расчета и выплаты валютных средств работникам, направляемых в командировку.

При направлении в командировку руководитель СООО «Лекфарм» устанавливает задание по командировке, в котором указывается цель командировки, время нахождения за границей, план встреч и переговоров с представителями иностранных фирм и организаций (Приложение АД), а в случае договора – предмет договора, условия поставки, форма и вид платежа (Приложение АЕ).

Руководителем назначается ответственное лицо по организации командировок за границу и их контролю, а также определяются форма письменного отчета и порядок его представления.

За работниками, направленными за границу, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка.

При служебных командировках за границу СООО «Лекфарм» обязан выдать аванс в иностранной валюте и возместить работнику следующие расходы:

- по проезду к месту служебной командировки и обратно (Приложение АЖ);

- за проживание вне места постоянного жительства (Приложение АИ);

- по найму жилого помещения;

- иные производственные работником с разрешения или ведома СООО «Лекфарм» расходы (Приложение АИ).

Все понесенные расходы обязательно должны подтверждаться документами в оригинале (счета, квитанции, проездные билеты и другие).

В случае нахождения работника в командировке за границей более 60 дней выплата суточных, начиная с 61-го дня, осуществляется в пределах Республики Беларусь.

День пересечения границы при отъезде по норме страны назначения в валюте. День пересечения границы при возвращении – 15 000 рублей.

День и время пересечения государственной границы определяется по отметке в паспорте (Приложение АК) либо по справочной ж/д или авиа. При командировании работников в Российскую Федерацию и другие страны СНГ, где при пересечении границы отметка в паспорте не делается, день пересечения государственной границы определяется по проездным документам с учетом расписания движения пассажирского транспорта (Приложение АЛ).

Работники, которые из служебной командировки, представляют письменный отчет об итогах командировки в двухнедельный срок со дня прибытия. Отчет о командировки должен в максимальной степени отражать выполнение поставленного задания, ход переговоров за границей, договоренность с представителями зарубежных фирм, а также экономическую, конъюнктурную, ценовую и другую информацию (Приложение АМ).

При этом работники, прибывшие из зарубежной командировки, в обязательном порядке одновременно с отчетом должны сдать служебный, дипломатический паспорт в соответствующие подразделения в срок, установленный для отчета. Также необходимо предъявить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги (Приложение АН).

Также работникам СООО «Лекфарм» предоставляются денежные авансы, выдаваемые из кассы на мелкие хозяйственные расходы (Приложение АП).

В случае непредставления в установленный срок отчетов об израсходовании подотчетных сумм или не возврата в кассу предприятия остатков неиспользованных авансов бухгалтерия производит удержание их из заработной платы работников в установленном порядке. Учет по счету 71 ведется в журнале-ордере (Приложение АР, за май 2010 года).

Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с подотчетными лицами в СООО «Лекфарм» за май 2010 года представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с подотчетными лицами в СООО «Лекфарм» за май 2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Учетный регистр (Приложение АР)

Дебет

Кредит

Выплата аванса

60/00

71/00

4 490 980

Журнал – ордер по сч. 71/00

Приобретены строительные материалы подотчетным лицом

71/00

10/08

985 180

Сумма расходов общехозяйственного назначения

26/00

71/00

1 655 285

Схема документооборота по учету расчетов с подотчетными лицами в СООО «Лекфарм» представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Схема документооборота по учету расчетов с подотчетными лицами в СООО «Лекфарм»

Для отражения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в СООО «Лекфарм» используется синтетический активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Расчеты ведутся на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На счете 60/01 ведутся расчеты с поставщиками, на 60/02 зачисляются авансы выданные, на 60/11 – расчеты с поставщиками в валюте и на 60/22 – авансы, выданные в валюте.

Рассмотрим оприходование сырья на СООО «Лекфарм на следующем примере:

4 мая 2010 года с Химического центра оприходовано сырье на СООО «Лекфарм» для производства согласно товарно-транспортной накладной (Приложение АС). Товарно-транспортная накладная оформляется согласно инструкции по оформлению ТТН, утвержденной Постановлением Министерства Финансов РБ от 18.12.2008г. №192. Заполняются все реквизиты, ставится печать грузоотправителя и штамп, подпись грузополучателя.

Оплата с поставщиком, т.е. с Химическим центром производилась по факту поставки, что видно из карточки счета 60/01 (Приложение АТ).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками на СООО «Лекфарм» производятся согласно договорам. В данном случае наше предприятие заключила с Химическим центром договор поставки 31 марта 2010 года, сроком до 31 декабря 2010 года (Приложение АУ). Предприятие работает по предоплате по факту поставки и с отсрочкой на 30, 60, 90 дней.

В конце месяца выводятся обороты по счету 60 (Приложение АФ). В приложении представлена оборотно - сальдовая ведомость 60/01 за 4 мая 2010 года.

Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками представлена в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в СООО «Лекфарм» за май 2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Источник информации (Приложение АТ)

Дебет

Кредит

Поступление материалов

10/01

60/01

73 283 856

Карточка по сч.60/01

Оплата за лактозу

60/01

10/01

48 210 000

Оплата за маннитол

60/01

51/00

22 119 456

Для отражения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен синтетический активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

СООО «Лекфарм» работает со следующими субсчетами:

- 62/01 «Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)»;

- 62/02 «Расчеты по плановым платежам»;

- 62/11 «Расчеты с покупателями и заказчиками (в валюте)»;

- 62/22 «Расчеты по авансам полученным (в валюте)».

Реализация лекарственных средств СООО «Лекфарм» осуществляется согласно товарно-транспортной накладной (Приложение АХ). В конце каждого месяца формируется оборотно - сальдовая ведомость и карточка по счету 62 (Приложение АЦ, АШ).

Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками представлена в таблице 2.9.

Таблица 2.9 - Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в СООО «Лекфарм» от 12 мая 2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Источник информации (Приложение АШ)

Дебет

Кредит

Зачтена предоплата БелИнвестФарма

62/04

62/01

2 345 819

Карточка

по сч. 62/01

Учтена выручка БелИнвестФарма

62/01

90/01

7 545 130

Зачтена предоплата БелИнвестФарма

62/04

62/01

5 199 311

Информация о резервах по сомнительным долгам обобщается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленный срок (а если он не установлен – в течение нормально необходимого для этого времени) и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервы по сомнительным долгам создаются на основе результатов проведенной СООО «Лекфарм» в конце квартала или отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга в полной или частичной сумме. Если до конца года, следующего за годом создания резерва по сомнительному долгу, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом из создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы». Списанная в убыток из-за неплатежеспособности должника, сумма дебиторской задолженности учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за финансовым состоянием должника и появлением возможности ее взыскания.

Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому сомнительному долгу, на который создан резерв.

На счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обобщается информация о расчетах по разным операциям с дебиторами и кредиторами: по операциям некоммерческого характера с организациями; транспортными организациями за услуги; по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников СООО «Лекфарм» в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных листов; за товары, проданные в кредит, и другие.

К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на СООО «Лекфарм» открываются следующие субсчета:

- 76/01 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам»;

- 76/03 «Расчеты по претензиям»;

- 76/07 «Прочие расходы с разными дебиторами и кредиторами»;

На субсчете 76/01 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам» учитываются расчеты по суммам, удержанным из заработной платы работников в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов.

На субсчете 76/03 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Этот субсчет кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.

Если поставщик поставил некачественный товар, то он возвращается согласно товарно-транспортной накладной (Приложение АЩ). Движение можно проследить по карточке счета 76/03 (Приложение АЭ).

Аналитический учет ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.

На субсчете 76/07 «Прочие расходы с разными дебиторами и кредиторами» ведутся расчеты за оказанные СООО «Лекфарм» услуги. Расчеты производятся по факту постановления услуги согласно договору (Приложение АЮ).

В конце месяца выводятся обороты по субсчету 76/07 «Прочие расходы с разными дебиторами и кредиторами» (Приложение АЯ). Синтетический учет ведется в журнале – ордере по субсчету 76/07 (Приложение БА). Также формируется и карточка по этому субсчету (Приложение ББ).

Схема документооборота по учету расчетных операций в СООО «Лекфарм» представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Схема документооборота по учету расчетных операций в СООО «Лекфарм»

Информация о наличии денежных средств, задолженностям по расчетам по состоянию на начало года и конец отчетного периода содержится в бухгалтерском балансе формы №1. Более подробные данные о движении денежных средств содержатся в годовой бухгалтерской отчетности формы №4 «Отчет о движении денежных средств»

По моему мнению, учет расчетных операций в СООО «Лекфарм» представлен, в основном, теми документами и операциями, которые соответствуют требованиям законодательства по бухгалтерскому учету.

2.1.4. Учет кредитов и займов. В общем смысле слова кредит представляет собой систему экономических отношений, складывающихся при передаче стоимости в натуральной либо денежной форме одними организациями (лицами) другим во временное пользование на условиях возвратности и обычно с уплатой определенного процента.

В настоящее время под влиянием законов, направленных на развитие рыночной экономики, широко используется коммерческий и банковский кредит. Коммерческий кредит предоставляется организациями друг другу в виде отсрочки уплаты денежных средств за проданные товары. Банковский кредит выдается банками в виде денежных ссуд, направляемых на расширение производства и осуществление расчетов при текущей деятельности.

Кредитно-расчетные отношения организации с банками строятся на добровольной основе и обоюдной заинтересованности партнеров. Порядок выдачи и погашения кредитов определяется соответствующими законодательными актами и регулируется кредитным договором между организацией и банком. В нем оговариваются объекты кредитования, условия и порядок выдачи кредита, сроки его погашения, формы взаимного выполнения обязательств, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, перечень документов, периодичность их представления и т. д.

При появлении потребности в ссуде организация должна проанализировать целесообразность ее получения, возможность возврата и выбора банка, где на более выгодных условиях ее можно получить. В свою очередь банк тщательно изучает платежеспособность и ликвидность организации, оценивая при этом возможность своевременного возврата ссуды и получения процентов. Для этого он может потребовать баланс и другую отчетность организации, провести проверку обеспечения кредита соответствующим имуществом, ознакомится с документами, отчетами, учетными регистрами и т.д.

В зависимости от цели и срока, на который выдаются кредиты, они делятся на краткосрочные и долгосрочные. Срочность кредита определяется сроками (датами) его возврата (погашения).

К краткосрочным кредитам относятся кредиты, предоставленные на цели, связанные с созданием и движением текущих активов без ограничения по сроку, а также иные кредиты, выданные на срок до 12 месяцев включительно, за исключением кредитов, предоставленных на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов.

Долгосрочные кредиты – это кредиты, предоставленные на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов, без ограничения по сроку, а также иные кредиты, предоставленные на срок свыше 12 месяцев, за исключением кредитов, предоставленных на цели, связанные с созданием и движением текущих

активов. К иным кредитам относятся те, целевое использование по которым установлено в виде запрета на вложение денежных средств определенные виды деятельности, и другие.

Для получения кредита организация должна предоставить банку ряд документов.

Существует определенный состав пакета документов, предоставляемых в обязательном порядке заявителем для оформления кредита юридическому лицу при кредитовании на цели, связанные с созданием оборотных активов.

В состав пакета документов входит:

– письмо-ходатайство на имя руководителя учреждения банка о предоставлении кредита;

– анкета заявителя установленной формы;

– финансовая и бухгалтерская отчетность;

– копии документов, подтверждающие реальность кредитуемых сделок;

– документы по обеспечению кредитных обязательств зависимости от формы обеспечения;

– бизнес-план развития на год или технико-экономические и финансовые показатели развития предприятия на кредитуемый период.

В СООО «Лекфарм» порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами. Также для получения кредита финансовый отдел предприятия оформляет следующие документы: заявка на кредит, расчет потребности кредита, расчет погашения кредита и оплаты процентов за пользование кредитом, расчет проверки обеспечения кредита, баланс предприятия на отчетную дату, сертификат регистрации договора о залоге имущества, договор залога и опись к договору залога.

Краткосрочные кредиты предоставляются на цели, связанные с формированием и движением оборотных средств предприятия. Для учета краткосрочных ссуд банка предназначен пассивный счет 66 «Краткосрочные кредиты и займы». Бухгалтерия ведет учет по счету 66 согласно журналу-ордеру и ведомости (Приложение БВ). Погашение части кредита в бухгалтерском учете отражается: Д66/01 – К51/03.

Долгосрочные кредиты предприятия берут в банках на территории страны и за рубежом на срок более одного года в национальной и иностранной валютах. Наиболее часто такими кредитами пользуются при капитальных вложениях, приобретении дорогостоящего оборудования и т.п. Для обобщения информации о состоянии и движении различных долгосрочных кредитов предназначен счет 67 «Долгосрочные кредиты и займы. Учет по счету 67 отражается в журнале-ордере и ведомости.

Информация о задолженностям по кредитам по состоянию на начало года и конец отчетного периода содержится в бухгалтерском балансе организации.

Схема документооборота по учету кредитов и займов в СООО «Лекфарм» представлена на рисунке 2.5.

Для обобщения информации о состоянии различных краткосрочных и долгосрочных кредитов в отечественной и иностранных валютах, полученных организацией в банках на территории страны и за рубежом, предназначены синтетические счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Долгосрочные кредиты и займы».