logo
MAKROEKONOMIKA1

42.Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты.

Виды фискальной политики

Существует два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Ее цель – сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:

1) увеличение государственных закупок;

2) снижение налогов;

3) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, и направлена на сокращение совокупного спроса.

Инструменты:

- сокращение государственных закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

Кроме того различают фискальную политику:

1) дискреционную;

2) недискреционную (автоматическую).

Дискреционная бюджетно – налоговая политика – законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов – инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует ее , стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся:

1) Подоходный налог;

2) Косвенный налог;

3) Пособие по безработице;

4) Пособие по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом:

при спаде, уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при буме максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов, экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Действия косвенных налогов НДС:

При спаде объемы продаж сокращаются, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то сокращаются и налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики).

При буме наоборот. поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается. увеличиваются поступления от косвенных налогов, экономика автоматически стабилизируется.

Пособия по безработице и по бедности. Общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди теряют работу). и сокращается при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост расходов.

Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономике. Их выплата способствует росту доходов. а следовательно расходов, и стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат пи буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

- эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

- отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

- наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

- эффект вытеснения.

Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период распада и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

А поскольку кредиты в первую очередь берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска.

- наличие внутреннего лага.

Это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения об ее изменении. Решение об изменении принимает правительство, а введение их в действие принимается законодательно. Эти согласования требуют длительного периода времени. Более того, вступает в силу только со следующего финансового года, а за это время ситуация в экономике может измениться.

- неопределенность.

Касается проблемы идентификации экономической ситуации,

проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты ВВП

- дефицит бюджета.

Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета.