42.Фискальная политика, ее цели и инструменты
Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
Целями фискальной политики являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты.
Виды фискальной политики
Существует два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Ее цель – сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:
1) увеличение государственных закупок;
2) снижение налогов;
3) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, и направлена на сокращение совокупного спроса.
Инструменты:
- сокращение государственных закупок;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Кроме того различают фискальную политику:
1) дискреционную;
2) недискреционную (автоматическую).
Дискреционная бюджетно – налоговая политика – законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов – инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует ее , стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся:
1) Подоходный налог;
2) Косвенный налог;
3) Пособие по безработице;
4) Пособие по бедности.
Подоходный налог действует следующим образом:
при спаде, уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.
Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при буме максимальны.
Таким образом, из-за наличия налогов, экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.
Действия косвенных налогов НДС:
При спаде объемы продаж сокращаются, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то сокращаются и налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики).
При буме наоборот. поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается. увеличиваются поступления от косвенных налогов, экономика автоматически стабилизируется.
Пособия по безработице и по бедности. Общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди теряют работу). и сокращается при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост расходов.
Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономике. Их выплата способствует росту доходов. а следовательно расходов, и стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат пи буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.
Достоинства и недостатки фискальной политики
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
- эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
- отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
- наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
Недостатки фискальной политики:
- эффект вытеснения.
Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период распада и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).
А поскольку кредиты в первую очередь берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска.
- наличие внутреннего лага.
Это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения об ее изменении. Решение об изменении принимает правительство, а введение их в действие принимается законодательно. Эти согласования требуют длительного периода времени. Более того, вступает в силу только со следующего финансового года, а за это время ситуация в экономике может измениться.
- неопределенность.
Касается проблемы идентификации экономической ситуации,
проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты ВВП
- дефицит бюджета.
Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета.
- 1. Макроэкономика как наука
- 2. Система национальных счетов и ее показатели
- 3.Ввп и методы его подсчета
- 4. Макроэкономические показатели: национальное богатство, ввп, национальный доход, личный располагаемый доход, качество и уровень жизни.
- 5. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен и дефлятор ввп.
- 6. Основные положения теории потребления и сбережения.
- 7. Финансовая система
- 8. Фискальная политика
- 9. Межотраслевой баланс
- 15Спрос на деньги и его виды
- 16. Денежные агрегаты
- 17 .Равновесие на денежном рынке
- 18.Денежная база и денежная масса
- 19. Совокупный спрос и его структура.
- 20. Совокупное предложение. Факторы, влияющие на него.
- 21. Макроэкономическое равновесие.
- 23 Вопрос. Кредит и кредитная система. Формы кредита.
- 24 Функции центрального и коммерческих банков.
- 25 Пассивные и активные Операции коммерческого банка
- 26 Сущность и цели манетарной политике
- 27.Инструменты монетарной политики
- 31. Трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население
- 32. Безработица: виды и показатели измерения.
- 33. Последствия и методы борьбы с безработицей. Закон Оукена.
- 41.Понятие налоговой системы
- 46Вопрос. Экономическое содержание бедности.
- 42.Фискальная политика, ее цели и инструменты
- 47. Рынок капитала.
- 48.Ссудный процент и факторы, определяющие его величину.
- 49Вопрос. Экономический цикл и его характеристики.
- 50Вопрос. Теории циклических колебаний.
- 51Вопрос. Экономический рост. Показатели экономического роста.
- 52. Факторы и причины экономического роста. Цели экономического роста.
- 53. Модели экономического роста
- 54. Становление и сущность мирового хозяйства.
- 56.Международная экономическая интеграция
- 57.Международная валютная система
- 58.Международная миграция рабочей силы
- 59.Международное движение капитала
- 60. Глобализация мировой экономики