logo
ekonomika_otvety

28. Государственный сектор. Теория общественного выбора.

Для регулирования протекающих в экономике процессов государство создает собственную хозяйствующую систему — государственный сектор экономики, в рамках которого и функционирует государственная собственность.

В государственный сектор экономики входят все государственные ин­ституты и учреждения: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации. Государство занимается производством обществен­ных товаров, ликвидацией отрицательных внешних эффектов рынка, выплачивает пенсии и посо­бия домашним хозяйствам, выдает субсидии предпринимательскому сек­тору, проводит денежно-кредитную, финансовую, антимонопольную политику и т. д. Источниками покрытия государственных расходов служат налоги, которые взимаются с домашних хозяйств и предпри­нимательского сектора. Еще одна важнейшая функция государства (в лице Центрального банка страны) — это эмиссия денег. Коротко экономическую активность государственного сектора как макроэкономического субъекта можно представить следующим образом:

- государство закупает блага, произведенные в предприниматель­ском секторе, для своих целей;

- взимает налоги;

- обеспечивает экономику необходимым количеством денег. Размер государственного сектора может измеряться в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе.

Причины роста гос сектора: политические и экономические (индустриализация, наемный труд промышленности). Гос. сектор может расти сам по себе, на основе внутренней политической логики принятия решения.

Масштабы гос сектора: В Швеции в 80-е годы 62% ВНП – более 50% дотации и трансферты (политика перераспределения), сейчас гос.сектор составляет 27%. В США 20% гос сектор = 1/3 ВНП.

Теория общественного выбора Public Choice рассматривает способы, с помощью которых люди используют правительственные учреждения для достижения личной выгоды. Процесс принятия политических решений необходимо анализировать также, как анализируют поведение предприятий и потребителей. Предприятия и потребители принимают решения исходя из собственных интересов.

Эта теория получила всеобщее признание в 1987 г., а ее основателем считается Джеймс Бьюкэнен.