logo
ekonomika_otvety

38. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия. Борьба с инфляцией.

Инфляция – снижение покупательной способности денег, устойчивый рост общего уровня цен и обесценивание денег. Уровень инфляции измеряется с помощью индекса цен. Виды инфляции:

1. По темпам роста:

- умеренная (ползучая): темп инфляции не превышает 10%;

- галопирующая: до 100-500%; хар-ся ростом цен, спроса > предложение.

- гиперинфляция: десятки и сотни тысяч в год; сокращение производства, усиление гос.автономности и натурализация;

2. По форме проявления:

- открытая (продолжительный рост цен): инфляция по стороны спроса (когда спрос на товары и услуги превышает предложение); инфляция со стороны предложения (издержек - из-за роста издержек производства – рост цен на сырьё); структурная инфляция (при несбалансированном развитии отраслей спрос на отдельные виды продукции неудовлетворён).

- скрытая (цены на товары контролируются государством; рост товарного дефицита)

3. По соотношению роста цен по различным товарным группам:

- сбалансированная (относительно друг друга цены на виды товаров не меняются)

- несбалансированная;

4. По ожидаемости или предсказуемости инфляции:

- ожидаемая - неожидаемая (возникает стихийно).

Основная причина: нарушение пропорций развития национального хозяйства в результате действия различных факторов. Причины:

1). Внутренние: дефицит гос. бюджета->чрезмерная эмиссия денег; развитие военных отраслей в ущерб гражданским-> нарушается структура экономики; рыночная власть монополий, олигополий и государства-> сокращение производства и повышение цен; инфляционные ожидания (население запасается товарами на случай инфляции).

2). Внешние: рост мировых цен на энергоносители-> рост цен на внутреннем рынке.

Последствия: спад реальных доходов населения, перераспределение их в пользу малого % населения, потеря заинтересованности у производителей в создании кач-х товаров, ухудшение условий жизни у населения с фиксированными доходами.

Антиинфляционная политика должна быть направлена на сдерживание и регулирование трёх компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

1. Пассивный путь – население и государство приспосабливается к росту цен.

2. Активный – гос-во принимает законы, стимул-щие предпринимательскую деят-ть.