logo
шпоры дкб айка

64. Раскройте функции банков и их новую роль в современных условиях

Закон «О разгосударствлении и приватизации» предусматривал сле­дующие формы преобразования объектов государственной собственности: сдача имущества в аренду; выкуп имущества, сданного в аренду; выкуп имущества членами трудового коллектива; продажа имущества по конкурсу или на аукционе; преобразование госпредприятия в акционерное общество. При приватизации средних и крупных госпредприятий преобладало созда­ние акционерных обществ (АО), а приватизация мелких и средних предпри­ятий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в основном осуществлялась через прямые продажи.

Приватизация в Казахстане прошла четыре этапа. На первом этапе - 1991-1992 годы - приватизация носила инициативный характер, когда го­сударственные органы принимали решение после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры.

В целях совершенствования порядка осуществления платежей и уменьшения документооборота между банками в 1995 году была создана первая в Республике Казахстан клиринговая палата (Алматинская клиринговая палата), которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Окончательные расчеты банки производили один раз в конце операционного дня по чистой позиции каждого участника.

В том же 1995 году Национальным Банком была осуществлена выверка счетов и урегулирование со странами рублевой зоны результатов корреспондентских счетов национальных банков, а также проведена подготовка соответствующих межгосударственных соглашений.

В целях развития и совершенствования платежной системы Республики Казахстан в 1996 году при областных филиалах Национального Банка были созданы региональные клиринговые палаты, которые осуществляли межбанковский клиринг внутрирегиональных платежей.

Невостребованные объекты были реализованы в 1996 году после мно­гократных снижений цен. Стоимость объектов малой приватизации могла оплачиваться деньгами (50%) и жилищными купонами (50%). Через отделения народного сберегательного банка вводилась свободная купля-продажа жилищных купонов. Практиковался и метод адресной продажи объектов трудовым коллективам. 50% средств от малой приватизации оставлялось в местном бюджете.