39. Совершенствование банковского надзора
Действия ЦБ в части совершенствования банковского регулирования и надзора направлены на развитие содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора, то есть на определение его режима и применение, при необходимости мер надзорного реагирования исходя, прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками. Миссия современного надзора должна звучать следующим образом: «Создание нормативной и правовой среды для оптимизации качества и эффективности управления банковским риском с целью повышения устойчивости и надежности банковской системы». Т.о., задача ЦБ как органа банковского надзора рассматривается как мониторинг, оценка и при необходимости укрепление процесса управления рисками, осуществляемого банками.
Решение данной задачи предполагает, в частности:
продолжение работы, направленной на улучшение качественных параметров банковского капитала, корректировку капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации и предотвращение использования таких схем;
завершение работы по созданию системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем), базирующейся на модели развития ситуации в кредитной организации, и внедрение этой системы в надзорную практику;
совершенствование надзора на консолидированной основе, включая анализ рисков, принимаемых кредитными организациями в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с некредитными организациями -участницами банковских групп и банковских холдингов;
предоставление ЦБ законодательно закрепленного права оценивать деятельность КО и принимать решения надзорного характера на основе профессионального (содержательного) суждения о качестве и стоимости активов, обязательств и собственных средств (капитала), а также качестве корпоративного управления, включая внутрибанковские системы управления и контроля за рисками, прозрачность структуры собственности.
внедрение в надзорную практику института кураторов, что в целом отвечает задачам развития содержательного компонента надзора.
Укрепление надзора требует от надзорного органа не только оперативного и своевременного применения адекватных мер воздействия по факту нарушений, но и умения предотвращать само нарушение путем постоянного контроля за банковскими рисками через оценку качества работы менеджмента банка, что, возможно реализовать через введение института кураторов.
При этом очень важна ответная положительная реакция со стороны КО и готовность на открытый диалог и активное взаимодействие с надзорным органом.
ЦБ как орган надзора является только одним из звеньев, вносящих вклад в стабильность КО и банковской системы в целом. Большую ответственность за эффективность деятельности банка и адекватность проводимой политики управления банковскими рисками несет высший менеджмент КО. Именно от квалификации, опыта и честности высшего руководства, а также от глубокого понимания и знания своего дела и, что немаловажно, доверия и уважения к надзорному органу зависит эффективность применения систем и процедур управления рисками, адекватность внутреннего контроля и в конечном итоге безопасность и стабильность банка.
- 1. История возникновения и обретения центральными банками присущих им функций
- 2. История Центрального банка России
- 3. Роль цб в экономике
- 4. Правовой статус банка России
- 5. Основные цели деятельности цб
- 6. Основные функции Центрального банка рф
- 7. Экономические принципы деятельности цб рф
- 8. Основные операции цб
- 9. Баланс как форма отчетности цб
- 10. Органы управления Банком России
- 11. Организационная и функциональная структуры цб рф
- 12. Эмиссионное регулирование
- 13. Выпуск денег в обращение
- 14. Организация кассовой работы в учреждениях цб
- 15. Кассовое обслуживание кредитных организаций
- 16. Организация цб безналичных расчетов в нефинансовом секторе экономики
- 17. Формы (инструменты) безналичных расчетов
- 18. Безналичные расчеты в финансовом секторе
- 19. Прогнозирование наличного денежного оборота
- 20. Содержание денежно-кредитной политики (дкп)
- 21. Цели денежно-кредитной политики
- 22. Процентные ставки по операциям цб рф (дисконтная политика)
- 23. Нормативы обязательных резервов (политика минимальных резервов)
- 24. Операции на открытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг как инструмент дкп
- 25. Рефинансирование кредитных организаций как инструмент дкп
- 26. Основные виды и методы рефинансирования
- 27. Основные метены денежно-кредитного регулирования
- 28. Цели, задачи и методы банковского регулирования и надзора цб
- 29. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций
- 30. Виды лицензий цб, дающих право на осуществление банковских операций
- 31. Пруденциальный надзор, обязательные нормативы деятельности коммерческого банка
- 32. Работа цб с проблемными организациями
- 33. Формы предупреждения банкротства и меры оздоровления кредитных организаций
- 34. Назначение временной администрации по управлению коммерческими организациями (ко)
- 35. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций
- 36. Формы ликвидации ко и процедура ликвидации
- 37. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России
- 38. Оценка соблюдения Базельских принципов в сфере международных банковских операций
- 39. Совершенствование банковского надзора
- 40. Сущность и значение валютного контроля и валютного регулирования
- 41. Органы валютного регулирования (вр) и особенности их функционирования
- 42. Формы и методы валютного контроля и валютного регулирования
- 43. Система законодательства, регулирующего деятельность цб рф
- 44. Организация регулирования системы безналичных расчетов и платежей
- 45. Организация регулирования эмиссионно-кассовых операций
- 46. Система резервных требований
- 47. Процентная политика центрального банка
- 48. Рефинансирование коммерческих банков центральным банком
- 49. Взаимоотношения между центральным банком и международными валютно-кредитными и финансовыми институтами
- 50. Банковское регулирование и надзор