9.3. Государственный кредит
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем - государство в лице его органов (министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь,местных органов власти). Для кредитополучателя данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита, (государственных расходов) без использования для этих целей бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, для регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях регулирования инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.
Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей: гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом кредитополучателя и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и кредитополучателя.
В зависимости от характеристики кредитополучателя государственный кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве кредитополучателя выступает Совет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы - для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. В качестве примера можно привести следующее.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различаются: государственные облигационные и безоблигационные обязательства (займы). Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.
Государственный кредит в форме ценных бумаг в Республике Беларусь можно классифицировать по следующим признакам:
По форме выпуска государственных ценных бумаг: в виде записи по счетам (ГКО) и документарной (облигации выигрышного займа в свободно конвертируемой валюте на предъявителя).
По форме получения дохода: купонный, процентный, выигрышный.
По форме размещения: продажа на аукционе; прямая продажа юридическим лицам; передача или продажа банкам для их последующей реализации.
По сроку размещения: краткосрочные (обычно до 1 года); долгосрочные на более длительные сроки.
По условиям обращения: на первичном рынке; на первичном и вторичном рынке.
По типам инвесторов: юридические лица; физические лица.
По видам валют: в белорусских рублях; в свободно конвертируемой валюте.
Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь в 1993-1994 гг. был определен порядок выпуска краткосрочных облигаций (ГКО), в 1996 г. начался выпуск государственных долгосрочных облигаций. В дальнейшем был принят ряд постановлений, направленных на развитие рынка государственных ценных бумаг
Внутренний государственный долг представлен следующими формами: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и местных органов власти; кредитов Национального банка Республики Беларусь Правительству, других долговых обязательств.
Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов. Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета Министров Республики Беларусь эмитирует государственные ценные бумаги: краткосрочные и долгосрочные в белорусских рублях и свободно конвертируемой валюте.
Форма выпуска облигаций в виде записей на счетах с отражением их выпуска в глобальном сертификат. Доход по облигациям может быть процентным и дисконтным. Министерство финансов имеет право досрочно погасить облигации путем их выпуска или обменять их на облигации других выпусков, когда наступает срок их погашения.
Размещаются облигации среди юридических и физических лиц. Юридические лица могут приобрести их на аукционе, проводимом Национальным банком; через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», непосредственно у Министерства финансов путем передачи или продажи банкам. Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется через банки.
С марта 2000 года Национальный банк Республики Беларусь приступил к размещению первого выпуска облигаций для физических лиц, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Для приобретения облигаций физические лица заключают с банком договор комиссии или доверительного управления, или открывают счет «депо» в депозитарии банка. Выплата денежных средств от продажи облигаций, а также процентного дохода, номинальной стоимости облигаций при их погашении может производится физическому лицу наличными денежными средствами.
Местные займы областных, городских и районных Советов депутатов представлены в Республике Беларусь облигациями выпускаемыми в виде записей на счетах. Размещение эмитентом может происходить открытым и закрытым путем через Национальный банк Республики Беларусь и другие банки с участием профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В зависимости от назначения привлечения денежных средств могут проводиться общие и целевые местные облигационные займы. Облигации общих местных займов являются краткосрочными и выпускаются с целью привлечения денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов. Облигации целевых местных займов – выпускаются с целью финансирования конкретных проектов, могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Размещаются среди предприятий и населения. Решения о проведении общих местных облигационных займов принимаются:
- для областей и города Минска – по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь;
- для городов областного подчинения и районов – по согласованию с вышестоящим органом местного управления.
- Деньги, кредит, банки
- 1. Сущность и функции денег
- 1.1. Причины появления денег
- 1.2. Сущность денег, их функции
- 2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- 2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
- 2.2. Денежная масса и денежная база
- 2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
- 2.4. Налично-денежная эмиссия
- 3. Платежная система
- 3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
- 3.2. Безналичный денежный оборот, его значение.
- 4. Наличный денежный оборот, его экономическое содержание
- Центральный банк
- Коммерческие банки
- 5. Денежная система
- 5.1. Понятие, типы и элементы денежных систем
- 5.2. Денежная система Республики Беларусь
- 6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
- 7. Валютная система и валютное регулирование
- 7.1. Валютная система, ее элементы
- 7.2. Конвертируемость национальных валют
- 7.3. Валютный курс
- 7.4. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь
- 8. Сущность и роль кредита
- 8.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
- 8.2. Сущность кредита
- 8.3. Функции кредита, их характеристика
- 9. Формы кредита
- 9.1. Понятие форм кредита и их классификация
- 9.2. Банковский кредит
- 9.3. Государственный кредит
- 9.4. Коммерческий кредит
- 9.5. Потребительский кредит
- 9.6. Лизинговый кредит
- 9.7. Ипотечный кредит
- 9.8. Факторинговый кредит
- 9.9. Международный кредит
- 10. Банки и их роль
- 10.1. Сущность и роль банков
- 10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации
- 11. Банковские операции
- 11.1. Банковские услуги и операции
- 11.2. Классификация банковских операций
- Банковские операции
- 11.3. Перспективы развития банковских услуг
- 12. Банковская система
- 12.1. Центральный банк, его статус и функции.
- 12.2. Национальный банк Республики Беларусь
- 12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
- 13. Банковские проценты
- 13.1. Сущность банковского процента, его функции
- 13.2 Депозитный процент
- 13.3. Процент по банковским кредитам
- 13.4. Ставка рефинансирования центрального банка
- 14. Небанковские кредитно-финансовые организации
- 14.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций
- 14.2. Лизинговые компании
- 14.3. Финансовые компании
- Литература
- Вопросы к экзамену
- Примерная тематика курсовых работ