8. Дистанционный надзор
Банк России продолжит внедрение в практику международно признанных подходов к организации дистанционного банковского надзора в Российской Федерации. Дальнейшее развитие получит применение в дистанционном надзоре за деятельностью кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов содержательных подходов к анализу ситуации в кредитных организациях, базирующихся на современных приемах анализа и оценки существенных для кредитных организаций рисков, уровня их концентрации и качества управления.
В процессе организации дистанционного надзора Банком России будет уделяться особое внимание:
наличию у кредитных организаций адекватных характеру и масштабу деятельности современных систем корпоративного управления и управления рисками, позволяющих своевременно идентифицировать, оценивать, отслеживать, контролировать и ограничивать все существенные риски и определять общую достаточность собственных средств (капитала) с учетом профиля рисков кредитной организации;
наличию должного контроля со стороны совета директоров (наблюдательного совета) и топ-менеджеров за деятельностью кредитной организации, качеством принимаемых стратегических и операционных решений, сбалансированным ведением и устойчивостью бизнеса, достоверностью публикуемой и предоставляемой в органы контроля и надзора информации;
оценке степени транспарентности деятельности кредитных организаций, включая оценку прозрачности структуры собственности.
Будет продолжена работа по развитию методологии и практики надзора, позволяющей определить возникновение проблем у кредитных организаций на ранних стадиях с целью принятия соответствующих профилактических и корректирующих мер и определения режима дальнейшего надзора. В рамках надзорной работы будут в том числе совершенствоваться подходы к анализу надежности предприятий нефинансового сектора экономики в целях оценки кредитных рисков, принимаемых кредитными организациями.
В рамках реализации риск-ориентированных подходов Банк России продолжит работу по использованию дифференцированного режима надзора за кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, степени прозрачности, сложности бизнеса и соблюдения регулятивных норм. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости обеспечить усиление надзора прежде всего за системно значимыми банками. С учетом этого Банк России намерен осуществить более эффективное распределение надзорных ресурсов.
Предусматривается формирование механизмов осуществления дополнительного контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией в системно значимых кредитных организациях, а также его непосредственного участия в надзорной деятельности. Банк России также предпримет меры по развитию института кураторов банков.
Перечисленные подходы к организации банковского надзора будут осуществляться в комплексе с мерами, предпринимаемыми по всем направлениям надзорной деятельности (инспектирование, лицензирование, работа с проблемными банками).
Учитывая опыт работы уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях, получивших в ходе кризиса средства государственной поддержки, Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из целесообразности и в дальнейшем использовать указанный институт при осуществлении надзора в банках, имеющих системное значение.
В рамках развития дистанционного надзора будет продолжена работа:
по организации надзорных коллегий за деятельностью банковских групп и банковских холдингов, головными организациями которых являются российские банки, в том числе с привлечением зарубежных органов надзора, если в состав указанных групп входят нерезиденты;
по развитию участия Банка России в работе надзорных коллегий за трансграничными кредитными организациями;
по созданию законодательных основ взаимодействия Банка России и аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций.
- I. Цели и факторы развития банковского сектора
- 1. О выполнении Стратегии развития банковского сектора
- 2. Проблемы развития банковского сектора
- 3. Переход к преимущественно интенсивной модели развития
- II. Задачи по реформированию банковского сектора
- 1. Основные задачи Правительства Российской
- 2. Ожидаемые результаты развития банковского сектора
- III. Об основных направлениях деятельности
- 1. Участие государства в капиталах кредитных организаций
- 2. Участие государства в развитии современной
- 3. Участие иностранного капитала
- 4. Развитие конкуренции и поддержание конкурентной среды
- 5. Территориальные аспекты предоставления банковских услуг
- 6. Меры по развитию банковского обслуживания нефинансового
- 7. Меры по снижению административной нагрузки
- 8. Вопросы развития и внедрения современных банковских
- 9. О повышении качества и расширении перечня банковских
- 10. Вопросы создания международного финансового
- 11. Вопросы защиты прав потребителей банковских услуг
- 12. Вопросы повышения капитализации банковского сектора
- 13. Развитие финансового обслуживания малого бизнеса
- 14. Об организации обращения наличных денег
- 15. Функционирование системы страхования вкладов
- 16. Противодействие легализации (отмыванию) доходов,
- 17. Взаимодействие с банковским сообществом
- 18. Развитие инструментов регулирования ликвидности
- IV. Основные направления совершенствования банковского
- 1. Недостатки в банковском регулировании
- 2. Требования к корпоративному управлению и системам
- 3. Консолидированный надзор,
- 4. Меры по совершенствованию регулирования и надзора
- 5. Реализация в Российской Федерации международных подходов
- 6. Лицензирование. Порядок инвестирования капитала
- 7. Транспарентность кредитных организаций
- 8. Дистанционный надзор
- 9. Инспектирование
- 10. Предупреждение несостоятельности (банкротства)
- 11. Контроль за ликвидацией кредитных организаций и защита
- V. Заключительные положения