8.1. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Транспортные средства, и в первую очередь автомобиль как самое распространенное транспортное средство, являются источником повышенной опасности для окружающих. Статистика показывает, что ущерб, связанный с эксплуатацией автомобильного транспорта, огромен. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает свыше 300000 человек, около 2,5 млн. человек получают травмы и увечья. Только в ФРГ ежегодно регистрируется более 4 миллионов транспортных происшествий, в которых несмотря на огромные усилия по предотвращению несчастий гибнет более 10000 человек. На дорогах России ежегодно погибает более 40000 человек и более 190000 человек получают ранения различной степени тяжести. Огромный ущерб наносится имуществу граждан, предприятий и организаций. Как же возмещать такие ущербы? За счет каких средств? По закону виновник обязан возместить ущерб. А если виновник аварии неплатежеспособен? Ответ на эти вопросы дает практика страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, получившая широкое распространение во всех странах мира.
Наиболее распространенным в мире видом страхования ответственности является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое в большинстве стран является обязательным. Вопрос об обязательности страхования автогражданской ответственности в РФ находится на повестке дня и, по-видимому, оно будет введено в ближайшее время. В настоящее время страхование ответственности владельцев автомобилей в РФ осуществляется в добровольной форме. По обязательному страхованию автогражданской ответственности все транспортные средства, приравненные к автомобилю, и прицепы подлежат страхованию на условиях, которые установлены в законодательных актах. Например, в ФРГ законом об обязательном страховании установлены минимальные суммы покрытия, которые составляют: 1000000 марок за личный ущерб одному лицу или 1500000 марок при ранении нескольких лиц; 400000 марок по имущественным убыткам и 40000 марок по прочему ущербу. Страховые компании иногда предлагают более высокий уровень страхового покрытия за повышенную премию [26].
Согласно общим условиям страхования обязательным страхованием покрыты как собственник автомобиля, так и водитель, если он не является собственником. Страховщик оплачивает фактические расходы, вызванные страховым случаем, однако не больше страховой суммы, предусмотренной договором страхования. Страхование гражданской ответственности предполагает компенсацию имущественного ущерба: покрытие расходов на ремонт автомобиля или возмещение стоимости автомобиля в случае его полной гибели (более половины всех расходов по этому виду страхования); возмещение убытков при понижении стоимости автомобиля; потере заработка; покрытие расходов на аренду автомобиля на период его ремонта (некоторые страховые компании предоставляют арендный автомобиль застрахованному в течение часа после наступления страхового случая); возмещение убытков от простоя автомобиля и прочих материальных убытков. В качестве компенсации личных убытков возмещаются: расходы на лечение, потеря заработка, моральный ущерб, расходы на похороны и другие. Возмещаются также прочие расходы: издержки на всякого рода экспертизы и составление протоколов, судебные издержки и расходы на адвоката.
Поскольку страхование ответственности владельцев автотранспорта преследует цель защиты жертв аварии, то в странах с обязательным страхованием потерпевшее лицо имеет право прямого заявления к страховщику гражданской ответственности. Таким образом, в распоряжении жертвы происшествия находятся два должника, которыми он может воспользоваться по выбору. Если выплату осуществляет один из должников, то потерпевший уже не может обратиться к другому должнику. Если сумма действительного ущерба превышает страховую сумму, то разницу согласно закону возмещает виновник ущерба.
Несмотря на обязательность страхования ответственности владельцев автомобиля и процедуру допуска и контроля управления автомобилем, казалось бы, исключающую проблемы возмещения ущерба, иногда бывают случаи, когда виновник аварии или не установлен, или совершил аварию умышленно, или срок страховки закончился. Для защиты жертв аварии в таких случаях в некоторых странах (например, ФРГ) производятся выплаты возмещения за счет специальных фондов, создаваемых страховыми организациями, занимающимися страхованием ответственности.
Особенностью страхования ответственности владельцев автомобилей является то, что тарифные ставки очень дифференцированы в зависимости от мощности двигателя автомобиля, местности, где зарегистрирован автомобиль, стажа безаварийной езды застрахованного и других факторов. При построении страховых тарифов страховые компании тщательно учитывают влияние различных факторов на показатели убыточности страховых сумм и исходя из этого предлагают различные скидки и коэффициенты к базовым страховым тарифам.
В связи с расширением мирохозяйственных связей, развитием туризма, расширением контактов страхование автогражданской ответственности приобрело в настоящее время международное значение. Международная система страхования этого вида ответственности, широко известная под названием "система Зеленой карты", вступила в силу 1 января 1953 года. Получила название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего заключение данного договора. В настоящее время число участников этой системы включает 36 стран, в т.ч. 6 неевропейских стран. Страны - участники договора о Зеленой карте приняли на себя обязательство признавать на территории любой из этих стран страховые полисы о страховании гражданской ответственности транспортных средств в международном автомобильном сообщении, приобретенные в любой из стран, входящих в соглашение. Основным элементом системы Зеленой карты являются национальные бюро стран-участников, которые организуют контроль за наличием страхования при пересечении границы, а также решают совместно со страховыми компаниями (внутри страны и за рубежом) вопросы урегулирования заявленных претензий по страховым случаям. Национальные бюро объединены в Международное бюро со штаб-квартирой в Лондоне, которое координирует их деятельность. Непосредственное возмещение по Зеленой карте производят уполномоченные страховые компании. В РФ некоторые страховые компании (Ингосстрах, Росгосстрах и др.) выдают страховые полисы уполномоченных иностранных страховых компаний, которые действительны за рубежом.
Наряду со страхованием ответственности владельца автомобиля существуют также другие виды страхования ответственности владельцев транспортных средств: ответственности авиаперевозчика, ответственности судовладельца или перевозчика в морском страховании, ответственности автоперевозчика и другие.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление
- 1. Сущность страхования, основные понятия и термины
- 1.1. Основные понятия и термины страхования
- Страховые понятия и термины, выражающие наиболее общие условия страхования
- Страховые термины, связанные с процессом формирования страхового фонда
- Страховые термины, связанные с расходованием средств страхового фонда
- 1.2. Экономическая сущность страхования
- 2. Организация страхового дела
- 2.1. Принципы организации страхового дела
- 2.2. Организационно-правовые формы страхования
- 2.3. Меры государственного регулирования страховой деятельности
- 3. Классификация страхования
- 3.1. Отрасли, подотрасли и виды страхования
- Страхование жизни.
- Страхование от несчастных случаев и болезней.
- Медицинское страхование.
- Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
- 3.2. Формы страхования
- 4. Правовые (юридические) основы страхования
- 4.1. Система правового регулирования страхового дела
- 4.2. Правовые основы страховых отношений
- Условия прекращения договора страхования и его недействительности
- Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (суброгация)
- 5. Экономико-финансовые основы страхового дела
- 5.1. Собственные средства страховщика
- 5.2. Построение страховых тарифов
- 5.3. Формирование и использование страховых резервов
- 5.4. Оценка финансовой устойчивости страховой компании
- 6. Имущественное страхование
- 6.1. Общие основы имущественного страхования
- Заключение и прекращение договора имущественного страхования
- Факторы, влияющие на степень риска при заключении договора страхования. Увеличение степени риска
- Двойное страхование
- Экспертиза
- Возвращенное имущество
- 6.2. Виды имущественного страхования
- Страхование имущества предприятий и организаций
- Основные условия страхования имущества предприятий
- Страхование от огня (огневое страхование)
- Страхование имущества граждан
- Транспортное страхование
- Страхование от убытков вследствие перерывов в производстве
- Страхование коммерческих рисков
- Страхование рисков новой техники и технологии
- Другие виды имущественного страхования
- 7. Личное страхование
- 7.1. Страхование жизни
- Смешанное страхование жизни
- Другие виды страхования жизни
- 7.2. Страхование от несчастных случаев и болезней
- Обязательное страхование пассажиров.
- 7.3. Медицинское страхование
- 8. Страхование ответственности
- 8.1. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- 8.2. Страхование гражданской ответственности на случай причинения вреда в процессе хозяйственной и профессиональной деятельности.
- Страхование гражданской ответственности предприятий
- Страхование ответственности производителей товаров
- Страхование профессиональной ответственности
- Страхование ответственности за неисполнение обязательств по коммерческому кредиту (страхование делькредере)
- 8.3. Другие виды страхования гражданской ответственности
- 9. Сострахование и перестрахование
- 9.1. Сострахование
- 9.2. Перестрахование
- Библиографический список