logo
УМК МВКО 2008, Миянов Р

Тема 10. Организация валютного контроля в Российской Федерации

План лекции:

1. Валютный контроль и основные его направления

2. Основы и принципы валютного контроля в России

3. Органы и агенты валютного контроля

4. Документы валютного контроля

Валютный контрольобеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основные направления валютного контроля:

-определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

-проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

-проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок").

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Подписанию паспорта сделки предшествует открытие счетов в иностранной валюте. В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов, как в рублях, так и в иностранной валюте устанавливается Банком России.

Правовой режим валютных счетов юридических лиц определяется комплексом нормативных актов. К основополагающим актам можно отнести Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон №173-ФЗ от 10 декабря 2003 года “ О валютном регулировании и валютном контроле”, а также иными нормативно-правовыми актами ЦБ РФ.

Открытие и ведение валютных счетов допускается только в Уполномоченных банках, имеющих лицензию на проведение валютных операций. Каких-либо ограничений по количеству валютных счетов, которые могут быть открыты резидентам и нерезидентам уполномоченными банками, на настоящий момент не существует. При этом взаимоотношения уполномоченного банка и владельца валютных счетов определяются на основе действующих правовых актов, а также заключаемого ими договора банковского счета. Каждому резиденту открываются два отдельных валютных счета: текущий валютный счет и транзитный валютный счет, режим которых определяется сущностью самой валютной операции.

Транзитный валютный счет – для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте (в т.ч. не подлежащих обязательной продаже).

Текущий валютный счет – для зачисления части экспортной выручки, остающуюся в распоряжении экспортера после обязательной продажи и проведения всех видов валютных операций в рамках действующего валютного законодательства.

Уполномоченный банк заключает с клиентом договор банковского счета, в котором определяется перечень тарифов и услуг, оказываемых банком клиенту. Одновременно банк доводит до клиента необходимый комплект документов валютного контроля.

Представление паспорта сделки (паспорта импортной сделки, паспорта экспортной сделки) (далее - паспорт сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемый таможенный режим, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании Контракта, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении паспорта сделки.

План семинарского занятия по теме 10: Организация валютного контроля в Российской Федерации

1. Валютный контроль: цели, основные направления и принципы реализации

2. Органы и агенты валютного контроля

3. Паспорт сделки в системе валютного контроля

4. Таможенно-банковская система валютного контроля

Список литературы

Основная

1. Валютное право: Учеб. пособие. – М.: НормаЮ 2007.

2. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. М.: Омега-Л.

3. Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник – М.: КноРус, 2008.

Дополнительная

1. Банковское законодательство. Учебник / под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2007.

2. Валютное право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.

3. Суэтин А. А. Валютные операции.// Аудитор. - 2004. - № 10.

4. Финансовый словарь / Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы

1. Каковы цели и задачи организации валютного контроля в России?

2. На конкретном примере (внешнеторговом контракте) составьте паспорт сделки и объясните причины необходимости его подписания в уполномоченном банке.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ

1. Валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.