Обязательное применение ккт при приеме наличных денежных средств
Особенностью работы туристских фирм является то, что практически 80% туристских продуктов продаются физическим лицам, поэтому, как правило, расчеты с ними осуществляются наличными денежными средствами.
Под денежными средствами организации или индивидуального предпринимателя понимаются все наличные денежные средства, поступающие в кассу.
Оборот наличных денежных средств строго регламентирован, в частности, Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 г. N 18 и Федеральным законом от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Документы, необходимые для документального оформления операций с наличными денежными средствами, утверждены Постановлением Госкомстата от 18.08.98 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
К унифицированным документам, относящимся к порядку ведения кассовой дисциплины, относятся: приходный кассовый ордер (форма N КО-1), расходный кассовый ордер (форма N КО-2), кассовая книга (форма N КО-4), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма N КО-3), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5).
К унифицированным документам, относящимся к порядку осуществления операций с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ), относятся: акт о переводе показаний денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма N КМ-1); акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма N КМ-2); акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3); журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4); журнал регистрации суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5); справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6); сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма N КМ-7); журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8); акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма N КМ-9).
Все эти документы необходимо заполнять турфирме при возникновении соответствующих операций.
Общие положения, касающиеся организации документооборота денежных средств, закреплены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР от 29.07.83 г. N 105.
В соответствии с принципами, изложенными в данном положении, документооборот организации должен обеспечивать непрерывное ведение деятельности хозяйствующего субъекта, исходить из принципов рациональности, необходимости и достаточности документов.
В отношении документооборота по учету денежных средств необходимо отдельно прописать те должности в организации, которые имеют доступ к наличным денежным средствам организации.
Особенностью документооборота по учету денежных средств является то, что все документы, как правило, сосредотачиваются в руках главного бухгалтера и (или) старшего кассира. Например, при осуществлении кассовых операций поступление наличных денежных средств в кассу организации должно сопровождаться оформлением приходного кассового ордера. В соответствии с законодательными требованиями приходный кассовый документ должен составляться в момент выдачи наличных денежных средств. Расходование денежных средств из кассы оформляется расходным кассовым ордером или иными документами, которые могут быть приравнены к расходным кассовым ордерам.
Одновременно с выпиской первичных кассовых документов они подлежат отражению в книге учета приходных и расходных кассовых ордеров, а также в кассовой книге.
Для учета выдачи и поступлений наличных денежных средств другим кассирам или раздатчику применяется форма КО-5. В соответствии с законодательными требованиями движение документов происходит в пределах одной операции, то есть по факту выдачи и (или) расходования наличных денежных средств.
Движение документов, относящихся к операциям с использованием ККТ, тесно связано с движением документов по кассе, поскольку в конечном итоге наличная выручка организации, полученная за день (смену) с использованием ККТ, подлежит сдаче в кассу.
Если в организации предусмотрены операционные кассы, то кассиры-операционисты обязаны вести форму КМ-4. В конце рабочего дня или смены они предоставляют формы N КМ-4 и N КМ-6 старшему кассиру (при этом сдается и выручка, полученная по операционной кассе). На основании указанных сведений старший кассир заполняет форму N КМ-7, а наличная выручка подлежит оприходованию в кассу организации с соответствующим оформлением приходного кассового ордера.
В отношении расчетов по подотчетным суммам также применяется свой порядок документооборота. В частности, приказом руководителя турфирмы должны быть установлены лица, которым выдаются наличные денежные средства организации, размер денежных средств, сроки, на которые выдаются подотчетные суммы. Наличные денежные средства организации выдаются на основании расходного кассового ордера с надписью руководителя организации (если в приложенных документах к расходному кассовому ордеру не содержится разрешительной надписи руководителя организации). Помимо расходного кассового ордера основанием для выдачи подотчетных сумм может являться также заявление сотрудника турфирмы на выдачу денежных средств. Однако при этом указанный документ должен иметь реквизиты расходного кассового ордера.
В соответствии с законодательными требованиями срок для предоставления работником авансового отчета устанавливается в течение трех рабочих дней по истечении срока, на которых они были выданы, или же со дня возвращения из командировки. При этом порядок рассмотрения и сроки утверждения авансового отчета сотрудника руководителем туристской организации должны быть установлены графиком документооборота.
Следует обратить внимание, что дата утверждения авансового отчета является очень важным моментом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, поскольку именно на дату утверждения авансового отчета произведенные затраты признаются расходами организации. В данном случае особенно важным является, чтобы авансовый отчет незамедлительно направлялся из бухгалтерии к руководителю организации.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Однако согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Турфирмы могут использовать для расчетов с физическими лицами бланки строгой отчетности (форма ТУР-1), утвержденные Приказом Минфина от 09.07.2007 г. N 60н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности".
Следовательно, Закон N 54-ФЗ допускает применение бланков строгой отчетности при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг именно населению. Для юридических лиц данный Закон расчеты с применением бланков строгой отчетности не установил, поэтому если турфирма заключает договор на оказание услуг с юридическим лицом и расчет производится наличными денежными средствами, наличие ККТ обязательно.
Также возникает необходимость применения ККТ при получении с клиентов частичной предоплаты за оказание туристских услуг (Письмо Минфина от 08.12.2005 г. N 03-01-20/5-231, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 г. N 13854/05 по делу N А40-68563/04-149-181).
Такие же разъяснения дают и налоговые органы. В частности, в Письме УФНС по г. Москве от 08.02.2007 г. N 22-12/012455 указано, что в случае получения организацией, осуществляющей туристскую деятельность, частичной оплаты (предоплаты) наличными денежными средствами (с использованием платежных карт) за оказание туристских услуг применение ККТ обязательно. При окончательном расчете за предоставляемые услуги на сумму аванса, проведенного через ККТ, производится возврат денежных средств с оформлением соответствующих документов и выписывается бланк строгой отчетности "Туристская путевка" на полную стоимость услуги.
Однако такой вариант оформления имеет существенные недостатки: во-первых, не совсем понятно, на каком основании составляется акт о возврате денежных средств, ведь на самом деле никто никому ничего не возвращает; во-вторых, при большом количестве туристов этот вариант отнимает очень много времени и не удобен ни бухгалтерии, ни клиентам.
Замечу, что судебные органы указывают на обязательность применения ККТ в случае получения аванса за оказание туристских услуг (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 г. N 13854/05, ФАС Волго-Вятского округа от 10.05.2007 г. по делу N А31-7235/2006-19, ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2007 г., 27.06.2007 г. по делу N А04-936/2007-14/36, ФАС Поволжского округа от 22.08.2008 г. по делу N А72-1921/08-11/133).
Применять ККТ туристская фирма обязана и в случае оказания дополнительных услуг туристам, например при бронировании билетов, оформлении загранпаспортов и т.д.
Напомню, организации, осуществляющие расчеты с помощью ККТ, обязаны выдавать покупателям (заказчикам) чеки, подтверждающие прием от них наличных денежных средств.
Обязанность по надлежащему применению ККТ может быть исполнена турфирмой в полной мере только лишь в случае применения ККТ, сведения о которой содержатся в Государственном реестре контрольно-кассовой техники, утвержденном Письмом Роспрома от 20.03.2007 г. N СП-915/16 "О введении государственного реестра контрольно-кассовой техники".
Особенно следует обратить внимание на порядок применения ККТ при осуществлении туристских услуг по посредническим договорам.
Разновидностью посреднического сотрудничества является договор комиссии. Договор комиссии регулируется гражданским законодательством, в частности, главой 51 ГК РФ. В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона турагент (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны туроператора (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет туроператора.
Обратите внимание: турагент действует за счет туроператора, но от своего имени, а, следовательно, продавцом по договору купли-продажи является турагент, а значит, он и должен применять ККТ при осуществлении наличных расчетов в обязательном порядке.
Аналогичного мнения придерживаются и суды. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 29.08.98 г. по делу N Ф09-448/97-АК суд указал, что комиссионер в рамках договора комиссии обязан применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
Когда турагент передает все полученное по сделкам туроператору, последний может не применять ККТ. И наоборот, когда туроператор рассчитывается с турагентом, последний обязан применять контрольно-кассовый аппарат, поскольку для турагента посредническая деятельность признается деятельностью по оказанию услуг, в отношении которых Законом N 54-ФЗ установлена обязанность хозяйствующего субъекта применять ККТ.
В агентском договоре решающее значение в отношении применения ККТ будет иметь, от чьего имени действует турагент. В соответствии со ст. 1005 ГК РФ агентский договор предусматривает две формы представления интересов туроператора (принципала): от имени туроператора и за его счет либо от имени турагента, но за счет туроператора. Данное условие необходимо изначально определить в агентском договоре. Поэтому если турагент будет действовать от своего имени, то именно он, а не туроператор будет обязан применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
Таким образом, при решении вопроса о том, кто же на самом деле обязан применять ККТ в соответствии с Законом N 54-ФЗ, следует иметь в виду особенности договорных отношений между участниками сделки, а также, связано ли поступление наличных денежных сумм с оказанием услуг.
Пунктом 2 ст. 14.5. КоАП установлено, что неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;
- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.09.2008 г. по делу N А31-1015/2008-19).
В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина"
"Аудит и налогообложение", N 6, июнь 2012 г.