Обязательные виды страхования
В современных условиях хозяйственной деятельности обязательные виды страхования в международной сфере охватывают сотрудничество партнеров из различных стран в области торговли, производства, науки, техники, культуры, туризма. Этим объясняется то, что понятие “внешнеэкономический” стало использоваться чаще, обосновывая тем самым широкий спектр международного экономического сотрудничества.
Принимая во внимание норму Гражданского кодекса России (статья 41), действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений во внешнеэкономической деятельности, следует рассматривать как совершение или прекращение внешнеэкономических сделок. К сделкам этого рода можно отнести: экспортные и реэкспортные, импортные и реимпортные, товарообменные и компенсационные, комиссионные и консигнационные, разовые и долгосрочные. Эти и другие виды сделок по своему содержанию могут иметь экспорт и импорт товаров, предоставление услуг (строительных, монтажных, транспортных) или совершение других операций (платежных, страховых).
Применительно к договорным отношениям с иностранными партнерами используются различные термины: “сделка”, “договор”, “контракт”, “соглашение”, “протокол”.
Наиболее распространенным видом внешнеэкономической сделки является договор внешнеторговой купли-продажи. Наряду с куплей-продажей товаров все большее значение приобретают различные договоры по оказанию технического содействия в строительстве, сотрудничеству в производстве оборудования, лицензированные договоры по использованию изобретений, договоры о передаче научно-технической документации, договоры лизинга.
Все эти договоры представляют собой различные виды внешнеэкономических сделок.
Форма внешнеэкономических сделок и порядок их подписания определяются национальным законодательством независимо от места совершения таких сделок. Следовательно, если сделка совершается за границей, она должна также подчиняться требованиям национального закона относительно ее формы и порядка подписания.
Согласно Российскому законодательству внешнеэкономический договор должен быть в обязательном порядке оформлен в письменном виде и содержать подписи двух (или более) сторон, участвующих в договоре. К ним относятся прежде всего руководители организации или заместители руководителей.
Для векселей или других денежных обязательств предусмотрено обязательное участие главного бухгалтера организации.
Огромную роль играет правильная подготовка контракта к подписанию.
При формулировании договорных условий следует стремиться по возможности снизить риск возникновения потерь в случае неисполнения контракта партнером.
Инициативу составления, по возможности, следует брать на себя, помня при этом, что погашение контракта не должно противоречить нормам международного права.
Страхование внешнеэкономических рисков связано с решением проблемы защиты валютных интересов организаций нашей страны. В области страхования внешнеэкономических рисков следует выделить добровольное и обязательное страхование.
Обязательному страхованию подлежат: морское страхование, связанное со страхованием морской перевозки грузов и судов; воздушное страхование, страхование авиаперевозок и все виды транспортного страхования.
При сделках купли-продажи страхуются товары от рисков повреждения или утраты.
В туристическом бизнесе обязательно медицинское страхование групп, выбывающих за рубеж. Во многих странах обязательным является страхование ответственности автотуристов за вред, который может быть причинен имуществу, здоровью и жизни третьих лиц.
В области страхования внешнеэкономических рисков особое значение отводится обязательному морскому страхованию, являющемуся непременным требованием международных торговых контрактов.
Вопрос о том, какая из сторон обязывается провести страхование грузов, решается во время заключения международного договора.
Существует четыре основных условия, на которых заключаются унифицированные договоры купли-продажи: СЧФ, ФОБ, КАФ, ФАС.
Сделка СЧФ (цена, страхование, фрахт, порт назначения).
Продавец обязан в оговоренном в контракте порядке застраховать товар и судно и нести все расходы и риски, связанные с товаром, до того момента, когда судно прибудет в порт назначения и груз пересечет поручни судна в порту погрузки.
Покупатель обязан принять товарораспорядительные документы (коносамент, страховой полис, инвойс и т.д.). Страхование заключается на условиях от всех рисков.
Товар переходит в собственность покупателя после вручения товарораспорядительных документов. Сделки СЧФ не требуют физической передачи товара покупателю, что позволяет последнему распоряжаться товаром до его получения.
При сделках СЧФ продавец не может отвечать за платежеспособность страховщика, но в интересах покупателя и своих собственных страхование должно быть заключено у заслуживающего доверия страховщика.
Передача покупателю страхового полиса – обязанность продавца, невыполнение которой дает покупателю право отказаться от принятия груза в порту получения. При этом расходы по хранению груза в порту и уплате штрафов должен брать на себя продавец, вовремя не предоставивший все необходимые документы.
Сделка КАФ (стоимость и фрахт, порт назначения).
Продавец обязан в оговоренном контрактом порядке зафрахтовать судно и нести все расходы и риски, связанные с товаром до момента пересечения судовых поручений в порту погрузки. Обязанность страхования товара лежит на покупателе. Продавец, однако, должен своевременно сообщить покупателю все данные, необходимые для страхования товара, и вручить покупателю “чистый бортовой коносамент”.
Сделка ФОБ (свободно на борту, порт погрузки).
Продавец обязан за свой счет доставить товар в порт погрузки и погрузить его на борт судна, а также передать покупателю инвойс с “чистым бортовым коносаментом”, выданным морским перевозчиком, принявшим товар от продавца к перевозке. Покупатель обязан нести все расходы и риски, связанные с товаром с момента получения товара на борт судна в порту погрузки.
Право собственности на условиях ФОБ переходит на покупателя в момент подачи товара на борт судна.
Сделка ФАС (свободно вдоль судна, порт погрузки).
Расходы, ответственность и все риски переходят с продавца на покупателя с того момента, как в оговоренный срок, на оговоренное место причала товар будет помещен вдоль борта судна таким образом, что он может быть погружен на судно грузовыми средствами судна или береговыми кранами.
Все расходы по погрузке товара на борт и страхование груза берет на себя покупатель.
Таким образом, с точки зрения страховых интересов организации при заключении внешнеторговых сделок должны стремиться к условиям СЧФ при экспортных сделках и ФОБ или ФАС при импортных.
Воздушное страхование
Здесь рассматриваются следующие условия международных договоров:
1. Франко-аэропорт отправления: Риск гибели или порчи товара переходит от продавца к покупателю с момента получения продавцом грузовой накладной воздушного сообщения, подтвержденной воздушным перевозчиком о принятии груза к перевозке. Покупатель обязан нести все расходы и риски, связанные с хранением, погрузкой, транспортировкой и страхованием товара.
2. Франко-борт самолета: Продавец обязан зафрахтовать место на воздушном судне и нести все риски до окончания погрузки товара на борт судна.
При транспортировке груза наземными видами транспорта существуют следующие условия международного договора:
Условия ФОР (франко-вагон). Продавец несет все расходы и риски, связанные с товаром, до того момента пока, железнодорожный вагон не будет передан на ответственное хранение железной дороге. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с товаром, с момента передачи вагона продавцом железной дороге на станции погрузки. Продавец обязан вручить покупателю железнодорожную накладную и складское свидетельство.
Условия ФОТ (франко-грузовик). Все расходы и риски несет продавец до момента окончания погрузки товара в грузовик. Если товар отгружается грузовиком продавца, то риск гибели или порчи товара переходит от продавца к покупателю с момента окончания погрузки товара на грузовик.
К нетранспортным обязательным видам страхования относятся договоры на условиях:
Франко-завод (с фабрики, с предприятия, с плантации, со склада).
Продавец обязан нести все риски и расходы до того момента, когда груз будет передан в распоряжение покупателя в срок, оговоренный в контракте. При данном базисе поставки риск гибели, порчи товара переходит либо с момента его фактической передачи, либо с момента, отдельно оговоренного в контракте.
Франко-стенд (выставка, ярмарка).
В этом случае все расходы и риск гибели или порчи товара переходит от продавца к покупателю в момент подписания контракта.
- Министерство образования Российской федерации Самсонова и.А.
- Курс лекций
- Обязательное страхование
- Страхование внешнеэкономической деятельности
- Обязательные виды страхования
- Добровольные виды страхования
- Страхование ответственности
- Страхование ответственности за причинение вреда
- Сущность страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- Страхование гражданской ответственности автовладельцев в других странах
- Анализ финансовой устойчивости страхования
- Методы экономического анализа страховых операций
- Анализ поступления страховых платежей, выплат и финансовых результатов страхования
- Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховой компании
- Государственное регулирование и контроль страховой деятельности (Росстрахнадзор)
- Основные функции и задачи государственного страхового надзора
- Мировой опыт в области государственного страхового надзора
- Словарь основных терминов