Страхование гражданской ответственности автовладельцев в других странах
Практически во всех развитых странах мира страхование автогражданской ответственности – обязательный вид страхования. Поступления по нему в 24 странах Западной Европы составили в 1995 г. 57 млн. долл. США, что равняется 65% общей суммы страховых взносов по автотранспортному страхованию (остальные 35% – поступления взносов на добровольное страхование автомобилей). Самым крупным рынком по этому виду страхования является Германия, далее следуют Италия, Франция, Великобритания, Испания.
Обязательное страхование автогражданской ответственности в отдельных странах различно. Неограниченны покрытия убытков физических лиц вследствие нанесения вреда их здоровью или наступления смерти в Бельгии, Франции, Ирландии, Люксембурге, Великобритании, Финляндии, Норвегии. Более 36 млн. долл. США составляют лимиты в Швеции, более 10 млн. – в Швейцарии, 1 млн. – в Нидерландах, 880 тыс. – в Италии, 580 тыс. – в Германии. Везде покрытие распространяется на ущерб, причиненный пассажирами, включая членов семьи страхователя. Покрытие имущественного ущерба не попадает под законодательно определенное ограничение в Бельгии и в Люксембурге. В других странах лимиты по такого рода ущербу варьируются от 36 млн. долл. (Швеция) до 32 тыс. (Испания). В Дании и Швейцарии они составляют 2 млн., в Австрии – 900 тыс., во Франции – 511 тыс., в Великобритании – 370 тыс. долл. США.
В каждой стране имеется соответствующий гарантийный фонд (фонд покрытия), правила формирования и использования которого регламентируются соответствующими нормативными актами. Фонд используется при возмещении ущерба в размере обязательного покрытия жертве дорожного происшествия, совершенного неустановленным транспортным средством, либо в случае неплатежеспособности страховщика. Число незастрахованных владельцев автотранспортных средств в Германии, Дании, Бельгии, Финляндии, Нидерландах, Франции составляет около 1% их общего числа. Сам фонд, как правило, формируется за счет отчислений от поступления взносов по обязательному страхованию автогражданской ответственности.
Во всех странах водитель транспортного средства обязан подтвердить заключение договора страхования. В Дании, Германии, Австрии, Норвегии, Швейцарии регистрация транспортных средств производится исключительно при наличии договора страхования. Во Франции, Ирландии, Италии и Швеции таковое не обязательно, достаточно прикрепления на лобовом стекле удостоверения соответствующего образца, выданного страховщиком. Однако водитель в случае необходимости обязан представить страховое свидетельство.
Во всех странах премии, поступающие по обязательному страхованию гражданской ответственности, облагаются налогом. Его размер, например в Дании, составляет 50%. Этот налог используется для возмещения расходов на содержание контролирующих государственных органов, формирование гарантийного фонда, организацию деятельности по профилактике дорожных аварий, финансирование органов социального обеспечения.
Обязательные виды страхования и страхование автогражданской ответственности, в частности в европейских странах, не закреплены за одной уполномоченной государством компанией. Владельцам автотранспорта предоставляется свобода выбора страховой компании. В Германии, например, существует около 120 компаний, предлагающих этот вид услуг. Поэтому и государственное регулирование деятельности страховщиков довольно ограничено и осуществляется в основном путем изменения законодательства.
Очевидно, что изучение практики организации данного вида страхования в России и за рубежом кажется полезным в связи с давно ожидаемым введением обязательного страхования автогражданской ответственности в России.
- Министерство образования Российской федерации Самсонова и.А.
- Курс лекций
- Обязательное страхование
- Страхование внешнеэкономической деятельности
- Обязательные виды страхования
- Добровольные виды страхования
- Страхование ответственности
- Страхование ответственности за причинение вреда
- Сущность страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- Страхование гражданской ответственности автовладельцев в других странах
- Анализ финансовой устойчивости страхования
- Методы экономического анализа страховых операций
- Анализ поступления страховых платежей, выплат и финансовых результатов страхования
- Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховой компании
- Государственное регулирование и контроль страховой деятельности (Росстрахнадзор)
- Основные функции и задачи государственного страхового надзора
- Мировой опыт в области государственного страхового надзора
- Словарь основных терминов