logo
ДКБ для бакалавров 2013

5. Типы денежных систем. Денежная система России.

Денежная система - это форма организации денежного обо­рота в стране, сложившаяся исторически и закрепленная нацио­нальным законодательством.

Денежные системы государств возникают и эволюционируют по мере развития видов и форм денег.

Можно дать следующую классификацию основных типов денежных систем:

  1. товарные денежные системы;

  2. система металлического обращения, при которой денеж­ный товар непосредственно обращается и выполняет все функ­ции денег, а кредитные деньги размены на металл;

  3. фидуциарные системы ( бумажные и кредитные, электронные), при ко­торых золото вытеснено из обращения.

Кроме названных основных типов денежных систем, существуют их смешанные и переходные разновидности.

Товарные денежные системы формируются нас самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государства. Содержание товарных денежных систем в значительной мере обуславливается природной средой обитания. В зависимости от вещного вида товаров, которые призваны играть роль денег, они подразделяются на речные, морские, лесные и т.д.

Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных денежных систем к металлическим.

Металлические денежные системы классифицируют в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Развитые металлические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра и золота.

В зависимости от того, какое число металлов было принято в стране для выполнения роли денег, различают следующие типы денежных систем при металлическом обращении:

  1. Монометаллизм. Денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. В обращении находятся монеты и знаки стоимости, разменные на этот металл.

  2. Биметаллизм. Денежная система, при которой законодательно закрепляется роль денег за двумя металлами - золотом и серебром .

Биметаллизм существовал в трех разновидностях:

  1. система параллельной валюты. Соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно в соответствии с рыночной ценой на эти металлы;

  2. система двойной валюты. Соотношение межу металлами устанавливалось государством и в соответствии с этим производилась чеканка монет из золота и серебра.

  3. система «хромающей» валюты. Государство отказывается от чеканки монет какого-либо денежного металла. Вместе с тем в обращении используются и золотые, и серебряные монеты.

Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, в связи с чем биметаллизм уступил место монометаллизму.

Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в течение длительного периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем.

Разновидности золотого монометаллизма

Золотомонетный стандарт

Золотослитковый стандарт

Золотодевизный стандарт

1) Внутри страны обращается полноценная зо­лотая монета, выполняющая все функции де­нег; 2) допускается свободная чеканка золотых монет с фиксированным золотым содержани­ем для частных лиц;

3) неполноценные деньги по их нарицательной стоимости неограничен­но размениваются на золото;

4) допускается неограниченное движение золота и иностран­ной валюты между лицами и странами

1) В обращении от­сутствуют золотые монеты и их свобод­ная чеканка;

2) об­мен неполноценных денег производится только на золотые слитки

1) В обращении отсут­ствуют золотые моне­ты и запрещается их свободная чеканка;

2) неполноценные деньги обмениваются на ино­странную валюту (де­визы), разменную на золото

«Урезанные» формы золотого стандарта просуществовали недолго. В результате мирового экономического кризиса (1929- 133 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система неразменных и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег. С середины 30 годов XX в. в мире начинают функционировать денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денежных знаков - фидуциарные системы.

Основным видом денег в развитых странах мира являются безналичные деньги. Они вытесняют наличные деньги в силу своего удобства и безопасности. Соответственно, и современная денежная система приобрела черты фидуциарной, то есть системы с деньгами без золотого обеспечения. Современная мировая экономика столь велика и разнообразна, что золото не в состоянии играть роль мировых денег, роль меры стоимости товаров по многим причинам. В том числе потому, что в современной экономике существенно изменилась шкала ценностей и приоритетов. Приоритетами стали величина и качество человеческого капитала и ВВП (технологий, товаров и услуг). Не случайно то обстоятельство, что золотовалютные резервы передовых стран мира невелики, за исключением восточно-азиатских стран во главе с Японией (см. табл.5.3.1). Но это в основном страны с догоняющими экономиками (исключение Япония и Сингапур, которые уже сумели догнать передовые страны по уровню развития) и своеобразным менталитетом. В то же время все ведущие европейские страны в сумме имеют золотовалютные резервы меньшие, чем у Тайваня, а США - много меньшие, чем у Мексики, Индии или России. Причем, доля золота в них не превышает 10%.

Эффективность и стабильность современных экономик определяют новые факторы и ценности: человеческий капитал (образование, наука, менталитет и культура, здоровье населения и т.д.), высокие технологии, инновационный потенциал страны, уровень и качество жизни населения, развитая инфраструктура, развитые институты страны, высокий уровень и качество ВВП, а не накопленные золото и валюта. Золотовалютные резервы служат определенным гарантом стабильности у развивающихся стран. В то время как передовые страны мира имеют саморазвивающиеся экономики и гражданские общества, базирующиеся на ценностях и факторах экономики знаний, информационной экономики, инновационной экономики, достижениях науки и техники, которые являются более «стабильной валютой», чем золото, доллар или евро.

 

Таблица 5.3.1.  Крупнейшие золотовалютные резервы стран мира в 2008г.

Страна

Резервы, млрд. долл.

Китай

2033

Япония

954

Россия

448     на 7.12.09.

Индия

274

 

Наличные деньги пока сохраняют достаточно важное значение для экономик развивающихся стран. Для них и осуществляют в основном эмиссию наличных долларов США. Например, в России объем наличных долларов превосходит  их сумму в самих США. Ведущим странам Европы (зоны евро) и США подобная ситуация очень выгодна. Их банкноты, не обеспеченные золотом, являются реальным средством накопления и хранения результатов трудовой деятельности остальных стран мира (т.е. их валюта - «сокровище»  в историческом понимании для других стран). И это - одно из существенных конкурентных преимуществ развитых стран мира и их финансовых систем.

Основным видом наличных денег в настоящее время являются банкноты, а также монеты. Право на выпуск банкнот законодательно закреплено за центральными банками. Банкноты имеют обеспечение в форме активов центрального банка, а также косвенно ВВП страны. Золотого обеспечения банкноты не имеют, хотя золото продолжает играть роль резервной мировой валюты и входит в состав золотовалютных резервов стран мира. Продажа банкнот осуществляется по номиналу.

В некоторых странах центральные банки помимо эмиссии банкнот осуществляют чеканку монет.

В настоящее время казначейские билеты сохранились только в США и Бельгии и выпускаются министерством финансов для финансирования бюджетных расходов.

 ЦБ планируют ориентиры роста денег, наряду с планированием уровня инфляции и других параметров.

Наличные деньги в развитых странах мира составляют небольшую долю всех денег, и их значение и роль продолжают снижаться. И этот процесс является основной долгосрочной закономерностью и тенденцией в части обращения наличных денег. Безналичные деньги и ценные бумаги, в т. ч. документарные, вытесняют из обращения наличные деньги. Поэтому в развитых странах прогнозируется в основном денежная масса (денежный агрегат М2).

На базе принципов управления денежной системой формируются элементы национальной денежной системы.

Принципы управления де­нежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны.

Раскроем их.

Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота означает, что пла­ны денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной эко­номики или отдельных ее секторов в будущем. Создание достоверного мак­роэкономического прогноза — одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, и для их реализации не создаются специальные органы административного управления.

Вместе с тем основной финансовый план государства — государственный бюджет — оформляется законодательно и носит директивный характер. Ис­полнение госбюджета возлагается на правительство в целом и Министерство финансов.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно коррелироваться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении по­требности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом, что­бы не допускать инфляции.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии обязывает, во-первых, проводить дополнительные выпуски денежных знаков — как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных опера­ций, во-вторых, не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства.

Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в оборот, пред­полагает, что все заменители реальных денег — денежные знаки — обеспече­ны различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.).

Принцип неподчиненности правительству Центрального банка и его подотчетности парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен -исполнительной власти, т. е. правительству или какому-либо иному органу. Только в этом случае Центральный банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если зависимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования выражается в том, что Центральный банк не финансирует правительство. В случае предоставления средств они выделяются, во-первых, на условиях кредитования и, во-вторых, под определенное обеспечение (государственные ценные бумаги, государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и пр.) с целью их гарантированного возврата. В результате ставятся преграды для эмиссионного покрытия дефицита бюджетов всех уровней.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования декларирует широкие возможности для Центрального банка области поддержания устойчивости денежного оборота.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом — неотъемлемая функция системы государственного управления. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными ор­лами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.) за наличным и без­личным денежным оборотом.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиесяденежному обращению внутри государства. В соответствии с ним законны­ми на территории страны являются только те платежи, которые произведены национальной валюте. Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за ва­люту своей страны, накапливать ее, хранить на вкладах в банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом.

На базе рассмотренных принципов формируются элементы национальной денежной системы.

Денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с правовыми основами, заложенными Конституции РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России.

Основные элемен­ты современной денежной системы РФ:

Для современных денежных систем бумажных и кредитных денег характерно:

Современное устройство денежной системы Российской Федерации являет­ся результатом ряда денежных реформ. Денежная система Россий­ской Федерации основывается на признании в качестве официальной денеж­ной единицы рубля. Введение в обращение на территории страны иных де­нежных знаков запрещено законом. Официальное соотношение, между рублем и золотом, другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, изъятия их из обращения принадлежит Банку России. Видами денег, имеющих законную платежную силу, являются: банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, которые обеспечиваются активами ЦБ РФ. Один рубль делится на 100 копеек. Курс рубля по отношению к иностранным валютам определяется Цен­тральным банком России и публикуется в официальных правительственных изданиях.

Правительство РФ совместно с Банком России разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежно-кредитной. Планирование денежного обращения осуществляется на основе прогнозных расчетов баланса денежных доходов и расходов населения и прогнозов кассовых оборотов банков.

Регулирование денежного обращения осуществляется Банком России посредством использования таких инструментов как:

  1. Причины и сущность инфляции, формы ее проявления.

Инфляция представляет одну из наиболее острых пробл­ем современного развития экономики во многих странах мира.

Инфляция — это повыше­ние общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с дли­тельным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и сово­купным предложением, выражаемый в росте цен, не связанный с повышением качества товаров.

Инфляция – нарушение закона денежного обращения, вызванное диспропорциями в процессе общественного воспроизводства и экономической политикой и проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них оборота, обесценении денег.

Хотя причины инфляции коренятся в сфере воспроизводства, она непосредственно проявляется в денежной сфере. Денежный оборот как бы проверяет течение народнохозяйственного процесса и остро реагирует на нарушения его пропорций и закона денежного обращения переполнением сферы обращения избыточной массой денежных знаков и их обесценением

Все факторы-причины, которые вызывают инфляцию, можно подразделить на две группы: денежные и неденежные. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требо­ваний закона денежного обращения. Неденежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров.

Причины возникновения инфляции связаны с диспропорциями между:

Классификация инфляции:

1. В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инф­ляция спроса означает нарушение равновесия между спросом и совокупным предложением со стороны спроса, т. е. избыток средств наталкивает на ограниченное предложение и как резуль­тат — повышение цен.

Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличе­ния издержек производства. Структурная инфляция сочетает ин­фляцию спроса и издержек, и в ее основе лежат процессы, свя­занные с изменениями структуры спроса