1.3. Направления развития и перспективы российского страхового рынка в 1999 - 2001 годах.
Основные функции страхования в экономике, определяющие перспективные направления развития рынка. Страхование во всем мире является «обслуживающим сектором» экономики, и состояние этого рынка определяется общим уровнем ее развития. Задачи страхования в экономическом механизме сводятся к трем основным функциям:
-
ликвидация последствий внешних и внутренних неблагоприятных событий (рисковая функция),
-
предупреждение неблагоприятных событий (превенция) и контроль уровня риска,
-
сберегательная функция.
Главной является рисковая функция, связанная с основным назначением страхования - оказанием денежной помощи пострадавшим от неблагоприятных событий лицам и предприятиям. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежных средств среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.
Предупредительная функция направлена на финансирование за счет части средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. Контрольная функция страхования заключена в зависимости страхового взноса (страховой премии) от уровня риска (вероятности наступления ущерба), при помощи которой страховщики имеют возможность влиять на уровень риска, а также принуждать страхователей к снижению размеров и частоты наступления ущербов.
Сберегательная функция страхования осуществляется двумя способами. Во-первых, она выражается в накоплении средств в благоприятный период и их расходовании при наступлении страховых событий, а, во-вторых, в выплате страховой суммы, бонуса и т.д. при окончании договора страхования. Сберегательная функция особенно ярко проявляется в страховании жизни.
Роль страхования в обеспечении непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного производства проявляется в конечных результатах его проведения: в повышении защищенности субъектов хозяйствования от неблагоприятных событий, а также в полноте и своевременности возмещения ущерба и потерь в доходах. Эту область деятельности страховых компаний можно назвать решением их «прямых» задач. Однако существуют и другие, косвенные возможности использования потенциала страховых организаций. К ним относится:
-
использование инвестиционного потенциала страховых компаний в экономике страны;
-
перекладывание на страховщиков ряда задач государственного социального страхования по защите населения;
-
введение социально значимых видов обязательного страхования - например, страхования автогражданской ответственности.
В первую очередь, государственные органы заинтересованы в финансовом, инвестиционном потенциале страхования. Во всем мире страховые компании являются крупными институциональными инвесторами, играющими большую роль на финансовом рынке. Так, например, во Франции в 1996 году суммарные инвестиции страховых компаний в экономику составили 3089 миллиардов франков (примерно 560 миллиардов долларов США), из них примерно 2500 миллиардов (80%) пришлось на резервы, сформированные за счет страхования жизни. Инвестиции французских страховых компаний в 1996 году составляли сумму, равную 39% ВВП. Страховые компании являлись собственниками 18% всех акций компаний, котируемых на бирже и 46% всех государственных ценных бумаг. Такой огромный инвестиционный потенциал объясняется, в первую очередь, развитием долгосрочных видов страхования жизни - на них приходится львиная доля всех инвестиций. Причем компании, занимающиеся страхованием жизни, вкладывают 72% своих свободных средств в государственные ценные бумаги, т.е. играют очень значительную роль в финансировании внутреннего долга страны. Долгосрочное страхование жизни способствует связыванию свободных денег населения и предотвращения инфляции, поэтому оно пользуется благоприятным режимом налогообложения. За счет этого примерно 19% всех накоплений французов приходится именно на долгосрочное страхование жизни57.
В России инвестиционный потенциал страховых компаний еще остается незначительным. Это связано, во-первых, с тем, что российские страховые компании созданы относительно недавно и еще не успели накопить существенных свободных активов. Во-вторых, страховой рынок в нашей стране развивается, в основном, по направлению рискового страхования, которое не дает существенного инвестиционного потенциала из-за краткосрочного характера договоров. Основную часть финансовых вложений страховщиков в развитых странах обеспечивает долгосрочное страхование жизни, которое не развито в России. Тем не менее, российское правительство заинтересовано в развитии долгосрочного страхования жизни с целью привлечения долгосрочных инвестиций в экономику страны. По имеющимся оценкам, население хранит «в чулке» от 15 до 60 млрд. долларов, и долгосрочное страхование жизни должно вернуть эти деньги в экономический оборот58. При этом надо отметить, что верхняя оценка валютных накоплений россиян составляет 200 млрд. долларов59.
Еще одним важным направлением использования потенциала страховщиков для получения макроэкономического эффекта является их участие в социально значимых проектах, прежде всего, в обязательном страховании рисков, связанных с нанесением большого ущерба физическим лицам - например, в страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Здесь следует также упомянуть возможное участие страховщиков в целевых федеральных программах по защите музеев60, а также в иных национальных программах.
Влияние экономического кризиса на развитие страхования. Основной причиной обвала финансового рынка произошедшего 17 августа 1998 года, является реструктуризация выплат по государственным обязательствам - фактическая кассация внутреннего долга страны. На 1 июля 1998 года размер внутреннего государственного долга по краткосрочным облигациям составил 436 млрд. руб. С июля до конца 1998 года расходы на обслуживание внутреннего долга должны были бы составить 180 млрд. руб. (около 30 млрд. долларов, из них 25 млрд. - на погашение ГКО и ОФЗ) при прогнозируемых доходах бюджета в 367 млрд. руб. Живые налоговые поступления не были достаточны для проведения текущих платежей по погашению ценных бумаг - в июле было собрано 12 млрд. руб. налогов при плане в 20 млрд. Предложение добровольно переоформить ГКО в долгосрочные ценные бумаги не дало существенного результата - в долгосрочные евробонды были конвертированы ГКО только на сумму на 6,4 млрд. долларов.
Предпринятые Правительством и Центробанком в августе 1998 года меры привели к проявлению экономического и финансового кризиса в явной форме. По данным Госкомстата за два месяца (с 17 августа по 17 октября 1998г.) инфляция составила около 45% при снижении курса рубля на 59,5%. Произошел рост объема денежной массы, которая за эти два месяца увеличилась на 23,2 млрд. рублей или на 14,4% по сравнению с 17 августа 1998 года. Суммируя основные параметры кризиса, можно выделить его основные составляющие:
-
разорение или резкое падение ликвидности банков и иных финансовых институтов с ударом по устойчивости всей экономики,
-
дестабилизация расчетной системы и фактическое разрушение банковской системы страны,
-
девальвация рубля и, как следствие, резкое сокращение импорта и уход с рынка значительного числа компаний, ориентирующихся на импорт и его обслуживание,
-
резкое снижение жизненного уровня населения и продолжение дифференциации уровня доходов,
-
снижение платежеспособности большинства предприятий,
-
повышение вероятности социальных волнений, вызванных невыплатой заработной платы и обесцениванием накоплений в сочетании с потерей или фактическим замораживанием вкладов и повышением цен на продовольствие.
Замораживание государственных ценных бумаг и резкое падение курса рубля имеет два основных последствия для страхового бизнеса - изменение клиентской базы и уменьшение платежеспособности самих страховых компаний.
1. Изменение клиентской базы.
В условиях значительной зависимости России от импорта доходы населения и активы предприятий значительно уменьшились из-за девальвации и сопутствующего ей роста цен. Вследствие этого можно ожидать резкого сокращения платежеспособного спроса на страхование, которое, как правило, имеет замыкающий характер в потребностях населения и предприятий (за исключением случаев обязательного страхования). Масштабы снижения совокупной страховой премии оценить в условиях неопределенности довольно сложно. Однако можно предполагать, что объем страховой премии, выплачиваемой физическими лицами, в реальном исчислении сократится в 1999 г. не менее чем в 1,5 - 2 раза. Примерно так же или больше сократится объем премии по классическому страхованию имущества и ответственности юридических лиц. Причиной падения сбора страховой премии наряду с падением платежеспособности из-за инфляции и реструктуризации государственных ценных бумаг является недоверие к банкам и прочим финансовым институтам. Вследствие этого можно планировать практически полное прекращение функционирования накопительных видов личного страхования.
В условиях девальвации выраженный в рублях объем ответственности страховой компании резко падает по сравнению с реальной стоимостью убытков страхователя. Для тех клиентов, которые заключили договора с ответственностью, номинированной в рублях, потери могут составить на сегодняшний день до 70% страховой суммы. Поэтому девальвация дискредитирует саму идею страхования - клиенты будут считать, что страховщики их обманули. Надо помнить, что именно обесценивание вкладов населения в Росгосстрахе в 1992 году привело к резкому падению престижа страхования.
В то же время, для предприятий-экспортеров девальвация означает относительное увеличение доходов и может повысить привлекательность страхования на внутреннем рынке. Кроме этого, страхование с установлением страховой суммы в валюте в определенной мере может считаться выгодным вложением средств, так как уплата премии в обесценивающихся рублях производится вперед.
Наибольшие потери от кризиса в России понесли те страховые компании, которые предоставлял услуги по накопительным видам страхования. Панические настроения вкладчиков банков передались и клиентам страховщиков. Так, в течение первых нескольких недель после начала кризиса из Промышленно- страховой компании было изъято около 100 млн. рублей61.
2. Снижение платежеспособности страховых компаний.
Замораживание государственных ценных бумаг проделало бреши в платежеспособности практически всех страховых компаний. По имеющимся данным62, существенные сложности в этой связи испытали не менее 25% российских страховых компаний. Положение особенно сложно у медицинских страховых компаний, вкладывавших в ГКО до 100% резервов. На ГКО система ОМС потеряла 168 млн. рублей63. Положение системы ОМС ухудшилось еще и в связи с тем, что существенно снизились поступления от налогоплательщиков в соответствующие фонды64. Надо отметить, что у страховых компаний системы ОМС было всего два возможных (законодательно определенных) направления инвестирования резервов - депозиты в банках или государственные ценные бумаги. Ввиду непривлекательности депозитов средства вкладывались в ГКО. Однако и резервы, вложенные в банковские депозиты, как правило оказывались в конце концов именно на рынке ГКО. При этом, как считают эксперты, отказ государства от погашения части ГКО/ОФЗ не является главной причиной ухудшения ситуации в системе обязательного медицинского страхования65, так как величина резервов по этому виду страхования на любую конкретную дату была, как правило, в десятки или сотни раз меньше, чем общая сумма страховых взносов и выплат за год. Иными словами, даже в том случае, если бы все компании строго выполняли законодательство по размещению резервов в ГКО, в государственных ценных бумагах оказалось бы замороженным не более 5% средств, предназначенных для финансирования медицинских учреждений в 1998 году. В то же время несколько крупных компаний, занимающихся обязательным медицинским страхованием, согласно их отчетности на 1 июля 1998 года вообще не имели вложений в госбумаги. Поэтому главной причиной ухудшения ситуации в сфере ОМС стало сокращение платежей основных плательщиков взносов как из-за уменьшения уровня оплаты труда, так и по причине ухода от уплаты взносов.
В соответствии с правилами инвестирования страховых резервов страховщики были обязаны инвестировать в ГКО не менее 10% резервов по страхованию жизни, 20% резервов по имущественным видам страхования и 100% резервов по обязательному медицинскому страхованию. Вложения 100 крупнейших компаний в государственные ценные бумаги на 1 июля превышали 1,6 млрд. рублей, что составляет более 16% от общей величины средств, находящихся в их распоряжении. По оценке "Интерфакс-АФИ" общая сумма вложений страховщиков в ГКО- ОФЗ составляла на момент кризиса около 4 млрд. рублей. По другим данным66 на 1 июля общая сумма вложений в госбумаги и остатков на срочных счетах ста крупнейших компаний достигла 2523 млн. рублей. В то же время совокупная величина собственных средств равнялась на ту же дату 2675 млн. рублей. Таким образом, при неблагоприятном развитии событий страховые компании России могут потерять до 95% своих собственных средств (капиталов), что резко снизит их надежность, и не позволит им обеспечить страховую защиту своим клиентам. Общий ущерб, нанесенный замораживанием государственных ценных бумаг, оценивается страховщиками в 400 тыс. долларов.
У 33 компаний соотношение суммы вложений в госбумаги и остатков на депозитах к капиталу превысило 100%. Еще у 18 компаний это соотношение находилось в диапазоне от 50% до 100%, а у 38 страховщиков данное соотношение было больше 0, но было меньше 50%.
В соответствии с ростом курса доллара реальная стоимость рублевых активов страховщиков также уменьшается. Особенно отрицательно это скажется на страховых компаниях, практикующих установление страховой суммы в валюте - потенциально это означает рост уровня выплат в соответствии с курсом доллара. Положение усугубляется "реструктуризацией" (точнее - замораживанием) ГКО - фактической потерей активов страховщиков.
В соответствии с договоренностью, достигнутой между Минфином и Всероссийским союзом страховщиков, государство намерено полностью погасить ГКО, принадлежащие медицинским страховым компаниям, которые в соответствии с законодательством должны были размещать все свои резервы в госбумаги67. Для остальных страховых организаций погашение ГКО-ОФЗ будет осуществляться по следующей схеме: 30% будет погашено "живыми деньгами", 20% - недоходными инвестиционными бумагами, а 50% - среднесрочными купонными облигациями.68.
Помимо прямого удара по платежеспособности страховщиков финансовый кризис принес им и косвенные потери - прежде всего, за счет «закупорки» банковской финансовой системы. Невозможность проводить платежи через ряд банков привела особенно в начале кризиса к приостановке страховых операций.
Вследствие снижения платежеспособности страховщиков следует произошли задержки выплат страховых возмещений. Возникли сложности в расчетах по перестрахованию между российскими компаниями, что еще больше осложнило ситуацию. Следствием этого стало недоверие к перестрахованию внутри страны и резкий рост оттока премии за границу - компании попытаются защитить свои активы и резервы за счет внешнего перестрахования.
Единственной категорией страховщиков, на деятельности которых нынешний кризис отразился мало, являются компании которые имеют низкий уровень убыточности страховой премии - не более 20 - 30%. Несмотря на снижение ликвидности собственных активов и удорожание выплаты страхового возмещения (при его номинировании в валюте) они имеют возможность покрыть свои обязательства за счет текущих поступлений страховой премии - построить «финансовую пирамиду». Это в первую очередь характерно для кэптивных страховых компаний финансово-промышленных групп.
Экономический кризис отрицательно повлиял практически на все инвестиционные инструменты. Относительно ликвидными остались недвижимость, «голубые фишки» и валютные ценности (если они существуют не в виде депозитов в банках - банкротах). Финансовые вложения и участие в капитале, имеющие большой вес в инвестиционном портфеле некоторых страховщиков, довольно часто представляют собой участие в капитале материнских или дочерних компаний (т.е. малоликвидные активы). К неликвидным активам также относятся акции различных предприятий за исключением «голубых фишек». Вообще следует отметить, что все, даже относительно ликвидные активы страховщиков резко упали в цене и это особенно неприятно для компаний, имеющих высокую убыточность страховой премии.
На снижение ликвидности компаний накладывается такой фактор, как высокая убыточность страхового портфеля, в ряде случаев не обеспеченная страховыми резервами, а также высокие расходы на ведение дела. Чаще всего компании, имеющие большое количество филиалов, хуже поддаются управлению в период кризиса и более подвержены внешним неблагоприятным воздействиям из-за того, что работники филиалов, как правило, менее квалифицированны. Кроме того, статус филиала дает больше свободы для различных финансовых махинаций. Поэтому общим принципом управления в кризисных условиях является именно централизация основных рычагов и ресурсов в едином центре. Развитая агентская сеть также является тяжелым бременем для страховщика в условиях кризиса. Агентское вознаграждение отнимает значительную часть премии, что в условиях высокой убыточности и падения сбора премии, характерной для массовых рисков, снижает финансовый результат страховщика. С другой стороны, агентам, как правило, платят не за качество, а за количество договоров страхования, что также способствует повышению убыточности. Поэтому компании, имеющие большое количество филиалов и агентов, как правило, менее устойчивы. Кроме того, в условиях кризиса произойдет достаточно резкое сокращение страхового поля, поэтому компании, имеющие развитую агентскую сеть и большое число агентов, будут испытывать большие трудности.
Инфляция и экономический кризис приведут к резкому сужению рынка страхования физических лиц, поэтому будущее компаний, рассчитывавших на самый широкий охват физических лиц (включая страхование жизни) также ставится под вопрос. Как представляется, не претерпит существенных изменений положение корпоративных банковских страховщиков, ориентированных на работу с промышленными предприятиями экспортной направленности. Напротив, инфляция будет стимулировать развитие этих компаний. Данная разновидность страховщиков, как правило, в большей степени ориентирована на имущественное страхование, которое имеет относительно низкий уровень убыточности. Наличие значительной балансовой прибыли дает им возможность компенсировать снижение ликвидности активов. Кроме того, доверительные отношения между страховщиком и страхователем, принадлежащим к одной корпорации, позволяют отсрочить или вовсе снять претензии по выплатам страхового возмещения.
Деятельность кэптивных компаний финансово-промышленных групп будет зависеть от финансового положения материнских структур. Однако кризис, скорее всего, не окажет существенного разрушительного воздействия на промышленные группы, связанные с производством экспортной продукции (Газпром, Лукойл) или продукции, жизненно важной для российского рынка (ЕЭС России, Аэрофлот). Соответственно, не пострадают или пострадают в малой степени их дочерние страховые компании. Значительным риском для них является усиление государственного контроля за доходами и расходами естественных монополистов - это может существенно повысить убыточность страховой премии по этим компаниям или вовсе пресечь их деятельность в случае национализации материнских структур.
В России в настоящий момент сложилась группа страховщиков, обладающих практически полной монополией на страхование в определенных областях бизнеса. Классическим примером этого явления служит гроздь страховых компаний, группирующихся вокруг Правительства Москвы. Эти компании, опирающиеся на бизнес, предоставляемый ведомствами или органами власти, а также на их финансовый потенциал, не потеряют своих позиций. Более того, можно ожидать атаки на свободный страховой рынок со стороны «карманных» страховщиков различных ведомств и органов власти под прикрытием требования большего контроля и управляемости страхового рынка.
Резкое снижение платежеспособного спроса на страховые услуги, особенно в регионах, приведет к тому, что все ранее сделанные усилия по наращиванию филиальной и агентской сети окажутся напрасной и дорогостоящей затеей. Более того, содержание созданной инфраструктуры ляжет тяжелым бременем на компанию.
В ближайшие месяцы следует ожидать продолжения резкой дифференциации населения по уровню доходов на очень бедных и очень богатых - произойдет разрушение немногочисленного «среднего класса», особенно в российских регионах. Его остатки сконцентрируются в крупных финансовых центрах - прежде всего, в Москве. Еще одним губительным последствием кризиса станет для этих компаний невозможность финансировать выплаты за счет текущих платежей - построить финансовую пирамиду, предназначенную для покрытия ущерба от снижения ликвидности и потери активов. Положение осложняется тем, что для привлечения дополнительной клиентуры по массовым рискам компании часто номинировали страховую сумму в валюте. В сочетании с высокой убыточностью страховой премии и высоким уровнем расходов на администрирование агентской сети все это приведет к серьезным проблемам для данной категории страховщиков.
Вывод: к сожалению, кризис неизбежно нанесет серьезный удар по свободному рынку классического страхования. Из-за снижения жизненного уровня сократятся объемы страхования физических лиц. Напротив, практически не пострадает корпоративное и кэптивное страхование, особенно в отраслях, ориентированных на экспорт или в области естественных монополий
Можно ожидать «контратаки» со стороны «карманных» страховщиков различных органов власти, корпораций и ведомств, а также самих корпораций и органов власти на рынок свободного классического страхования под лозунгом «повышения надежности и стабильности» страховых операций.
Можно ожидать роста доли кэптивного и корпоративного страхования (особенно в топливно-энергетической сфере и иных экспортных отраслях) в общем сборе страховой премии. . Не претерпит существенных изменений система «зарплатного» страхования - она, скорее всего, напротив, получит дополнительный импульс к развитию. Кроме того, Правительство так и не построило эффективной системы пресечения зарплатного страхования.
В условиях кризиса скорее всего произойдет рост страховых тарифов с учетом прогнозируемой инфляции. Практически повсеместным станет установление страховой суммы в долларовом эквиваленте. Неизбежно произойдет изменение системы регулирования страховых отношений - особенно в части размещения страховых резервов.
Кризисные явления, в сочетании с требованием увеличения уставного капитала, приведут к еще большем сужению числа страховщиков - их останется не более 250. В основном это будут московские компании и кэптивные региональные страховщики типа Росэнерго. По рынку прокатится волна невыполнения обязательств страховщиками. Произойдет концентрация страхового капитала - часть компаний, не вписавшихся в требования рынка, должна будет присоединиться к более сильным страховым группам. Этот процесс начался уже в конце 1988 г.: например, семь региональных страховых компаний за июль - сентябрь вошли в состав филиалов страхового общества РОСНО69.
Программа развития российского страхования. К сожалению, российское Правительство еще не полностью осознало потенциальные возможности страховых компаний, хотя в 1997 году российские страховщики выплатили в бюджет в качестве налогов более 1 трлн. неденоминированных рублей70.
Российское Правительство заинтересовано в наращивании инвестиционной активности страховых компаний. Охват страховой защитой создает стабильность, уверенность в завтрашнем дне у больших групп граждан, переводит инвестиционный потенциал населения из "чулка" и долларов на рынок инвестиций, поскольку страховые компании являются крупнейшими инвесторами во многих развитых странах. В потенциале размер инвестиционных ресурсов, которые могут привлечь страховые компании в экономику страны, может составить в ближайшей перспективе (2000 - 2001 год) 15 - 20% от прогнозируемого объема прямых иностранных инвестиций. На сегодня в России принята Федеральная программа «Развитие национальной системы страхования в РФ в 1998 - 2000 годах», которая ставит перед страхованием именно эти цели - наращивание суммарных страховых резервов и иных активов (инвестиционного потенциала) до уровня 5 - 7 млрд. рублей71 (в ценах до 17 августа 1998 г.).
Кроме того, страховые компании снимают с бюджета нагрузку по социальному обеспечению, что особенно важно для России в период бюджетного и инвестиционного кризиса. Добровольное страхование жилых помещений, иного имущества, ответственности, жизни и здоровья образует финансовый амортизатор, способный погасить неблагоприятные внешние воздействия на население. Так, во Франции в 1996 году на страхование основных производственных фондов предприятий пришлось всего лишь 3,3% общего сбора страховой премии и 13,1% - сбора премии по рисковому страхованию. Основной группой плательщиков страховой премии и, соответственно, получателей возмещения, являются физические лица. А в России, напротив, из общего сбора премии по имущественному страхованию на основные производственные фонды юридических лиц приходится около 60%. Значительная доля личного страхования также осуществляется за счет средств предприятий. Это свидетельствует о крайне малой освоенности рынков страхования физических лиц. Федеральная программа развития страхования ставит в этой связи задачу увеличения сбора премии по добровольному страхованию к 2001 году в 2 - 3 раза, а доли страхования в ВВП - до 2 - 2,5% против 1,3% в 1997 г.
Меры по развитию российского страхового рынка. Для достижения задач, поставленных перед страховым сообществом, Программа развития страхования предусматривает проведение работы по ряду направлений. К ним относятся
-
Обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования,
-
Проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг,
-
Повышение эффективности методов государственного регулирования страховой деятельности,
-
Развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков,
-
Совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
Одной из главных задач, стоящих перед надзорными страховыми органами в свете этой Программы, является укрепление инфраструктуры страхового рынка. Для решения этой задачи предполагается использовать ряд инструментов:
-
укрупнение страховых компаний,
-
расширение сети агентов и брокеров,
-
расширение филиальной сети страховщиков,
-
укрепление региональной страховой инфраструктуры,
-
пресечение псевдостраховых операций,
-
поощрения слияния страховых компаний и их объединения с целью реализации крупных страховых проектов,
-
повышение требований к аудиту страховых компаний,
-
обучение первых лиц и специалистов страховых компаний, повышение требований к их квалификации.
Результатом этого комплекса мер должно стать резкое увеличение размеров уставного капитала российских компаний.
Программа предполагает ряд мер, направленных на совершенствование структуры страховых платежей. К 2001 году намечено увеличить сбор премии по добровольному страхованию в 2 - 3 раза а по обязательному - в 1,5 - 2 раза. Предусматривается пресечение практики необоснованного и неупорядоченного обязательного страхования, а также создания различных фондов за счет средств страховщиков. Стимулирование добровольного страхования предполагается осуществлять за счет
-
облегчения налогового пресса на страховые компании,
-
повышение нормы отнесения затрат на страхование имущества и ответственности предприятий на себестоимость продукции, причем увеличение предела отнесения страховой премии на затраты может произойти уже в ближайшее время72,
-
пропорциональное снижение налогооблагаемой базы для физических лиц при уплате ими страховых взносов по обязательному страхованию и долгосрочному страхованию жизни,
-
выпуск специальных высокодоходных ценных бумаг для инвестирования резервов по долгосрочному страхованию жизни,
-
совершенствование аудита страховых компаний, занимающихся долгосрочным страхованием жизни.
Развитие российского страхового рынка в связи с повышением его открытости для иностранных страховщиков Достаточно важным фактором, определяющим состояние российского страхования в ближайшие годы, станет открытие российского страхового рынка для иностранных компаний. На основании соглашения о партнерстве между Россией и Европейскими Сообществами от 24 июня 1994 года, подписанного на острове Корфу, не позднее 1999 Россия должна начать либерализацию режима работы иностранных страховых компаний из государств - членов ЕС. Об этом же идет речь на переговорах о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).
Среди страховщиков существует опасение, что иностранные страховые компании, обладающие (по сравнению с российскими компаниями) огромными финансовыми возможностями, опытом, а также квалифицированными кадрами, достаточно быстро колонизируют российский страховой рынок, если им предоставить полную свободу73. В этой связи характерен пример Венгрии, где иностранным страховщикам в начале девяностых годов предоставили полную свободу. Сейчас в Венгрии оперируют 19 страховых компаний, 12 из которых на 100% принадлежат иностранному капиталу. Пять компаний имеют смешанный капитал и только две являются чисто венгерскими, в том числе специализированная государственная страховая корпорация, закрывающая экспортные риски. Эксперты высказывают подозрения, что инвестированный капитал иностранных страховщиков в действительности играет роль “помпы”, откачивающей финансовые средства из Венгрии за рубеж. Национальная экономика потеряла контроль над “длинными деньгами” населения, то есть теми значительными финансовыми средствами, которые могли бы послужить для долгосрочных инвестиций.
В связи с этим страховое сообщество и государственные органы России разрабатывают ряд мер, направленных на защиту российского страхового рынка от безудержной экспансии иностранных страховых компаний. К ним относятся:
-
запрет на осуществление иностранными страховыми компаниями операций по страхованию жизни,
-
ограничения на организационные формы иностранных страховых компаний - иностранные страховщики должны будут создавать на территории России страховые компании исключительно в виде акционерного общества, которые пройдут ту же процедуру лицензирования, что и российские страховщики,
-
сохранение ограничения максимального участия иностранцев в уставном капитале российских страховщиков, однако на уровне, превышающем нынешние 49%,
-
ограничение допуска иностранных страховщиков к обязательному страхованию, а также страхованию предприятий с государственным участием в капитале более 50%, занимающихся выполнением оборонных заказов, государственными закупками и поставками,
-
ограничения по минимальному «стажу» и капиталу иностранного страховщика на собственном национальном страховом рынке,
-
введение высокого порога для минимального уставного капитала страховой компании с иностранным участием, превышающим 50%,
-
требование оплаты уставного капитала, вносимого иностранным страховщиком, в денежной форме,
-
запрет на открытие филиалов иностранными страховщиками в первые годы их работы на российском рынке,
-
введение для иностранных страховщиков обязательного депозита в размере уставного капитала,
-
ограничения по инвестированию страховых резервов, в частности, в недвижимость,
-
ограничение доли иностранцев в руководящих органах страховых компаний и в общем числе сотрудников,
-
запрет на перестрахование за границей накопительной части по страхованию жизни,
-
ограничения на посредническую деятельность на российском страховом рынке.
Предполагаемы меры по ограничению иностранного участия на российском страховом рынке нельзя не признать обоснованными - европейское и российское страхование слишком различаются между собой по уровню развития и капиталу. Тем не менее, несмотря на многочисленные заявления иностранных страховых компаний об интересе к российскому страховому рынку, в ближайшем будущем можно не ожидать серьезной экспансии иностранных страховщиков в России. В нашей стране в ближайшие годы сохранится относительно высокая политическая нестабильность, пугающая иностранных страховщиков. А страховой бизнес, как и любая другая финансовая деятельность, нуждается в стабильном политическом, законодательном и экономическом окружении. Страховой рынок России на сегодня весьма ограничен (общий сбор премии всеми российскими страховщиками примерно равен премии, полученной одной компанией, замыкающей список из ста крупнейших мировых страховщиков), и это также снижает привлекательность нашей страны для иностранных компаний. Надо также учитывать, что ни одна серьезная иностранная страховая компания не выйдет на российский страховой рынок, не изучив его конъюнктуру и не создав соответствующую инфраструктуру, а на это потребуется не менее двух - трех лет.
Прогноз развития российского страхового рынка на ближайшую перспективу. Сегодня на российское страхование тяжелым бременем давит общеэкономический кризис, неплатежи, стагнация в промышленности, недостаточный платежный потенциал населения, нехватка инвестиционных ресурсов, отсутствие государственной поддержки развития страхования. К сожалению, псевдостраховые схемы оказались весьма живучими и страхование до сих пор довольно широко используется для выплаты заработной платы сотрудникам предприятий. Эта тенденция сохранится, скорее всего, и в ближайшем будущем. Однако винить в этом одних страховщиков было бы ошибкой. Практически во всех развитых странах страхование используется с целью снижения налогов и экономии средств. Однако там это явление не носит массового характера в силу того, что в условиях нормального развития экономики потребность в нецелевом использовании страховых операций невелика. А в нашей стране в условиях чрезмерных налогов и отсутствия традиций цивилизованного бизнеса нормальное развитие страхования затруднено. Сказывается и привычка российских предпринимателей бороться с системой, преодолевать ее сопротивление и искать всяческие лазейки для того, чтобы выжить.
К сожалению, в ближайшем будущем в России сохранятся достаточно широкие сегменты рынка, на которых конкуренция будет ограничена путем введения административных запретов или закрепления рынков за корпоративными страховщиками. Однако известно, что уровень (цена и качество) страховых услуг, предоставляемых корпоративными и монопольными страховщиками, как правило, ниже уровня страхового обслуживания, предоставляемого свободным рынком. С другой стороны, наличие корпоративных или региональных страховщиков позволяет направлять сформированные ими резервы на решение корпоративных или региональных инвестиционных задач. Удар по разделению страхового рынка на закрытые от конкуренции зоны может нанести только развитие страхового рынка, когда руководители и риск-менеджеры предприятий станут более чувствительны к качеству и цене услуг страховых компаний. При этом потери от низкого качества услуг окажутся более значительными, чем выгоды от наличия своего корпоративного страховщика. Такое положение приведет к естественному снятию региональных или корпоративных барьеров на страховом рынке, однако ожидать подобного развития событий можно ожидать не ранее чем через 5 - 7 лет.
Можно предположить, что повышение минимального размера уставного капитала страховых компаний с 01.01.99 приведет к ликвидации многих мелких «карманных» компаний, но на рынке корпоративного страхования крупных фирм ситуация изменится незначительно: крупные кэптивные страховые компании, входящие в финансово-промышленные группы, легко перешагнут этот барьер.
Страховщики связывают большие надежды на развитие страхования в России с возможным экономическим подъемом и ростом реального уровня жизни населения. Однако большинство специалистов прогнозируют на ближайшие годы состояние экономического застоя с ростом, близким к нулю или вовсе падение уровня производства. Это никак не будет стимулировать развитие российского страхового рынка. Не прибавило оптимизма страховщикам и снижение реальных доходов населения в результате кризиса.
Большое значение для прогноза развития страхования в России имеет проект Налогового Кодекса. Многие его статьи ухудшают положение страховщиков и их клиентов по сравнению с действующим законодательством, не говоря о каком-либо стимулировании этого вида деятельности74. Налоговый кодекс не стимулирует развитие страхования жизни и пенсионного страхования за счет средств работодателей. Он также ставит ряд преград на пути добровольного медицинского страхования, а также страхования от несчастных случаев, болезней и смерти. С другой стороны, Кодекс снимает ограничения по отнесению на себестоимость затрат по страхованию основных производственных фондов. Такое положение не может не привести к развитию псевдостраховых продуктов, направленных на решение нестраховых задач за счет средств, относимых на страхование основных производственных фондов.
Программа развития страхования, о которой речь шла выше, нацелена на преодоление негативных явлений на российском страховом рынке. В то же время опыт показывает, что большинство программ такого плана воплощается в жизнь лишь частично.
К сожалению, нестабильная политическая и экономическая ситуация в России не дает основания для сколько-нибудь обоснованных и достоверных прогнозов экономического развития страны на трехлетнюю перспективу, а те прогнозы, которые удается сделать, выглядят неутешительными. Высокая степень неопределенности макроэкономической ситуации объясняется целым рядом причин, к которым относится:
-
отсутствие у Президента, Правительства и Федерального собрания среднесрочной и долгосрочной экономической стратегии,
-
предвыборная специфика ближайших лет, которая сильно подрывает перспективы экономического роста и которая неизбежно будет накладывать отпечаток на решения, принимаемые законодательной и исполнительной властью.
Тем не менее, при формулировке основных параметров макроэкономического положения России на рассматриваемую перспективу, можно исходить из нескольких основных положений:
С одной стороны, сформированы основные рыночные механизмы для нормального экономического развития страны. С другой стороны, имеется ряд препятствий на пути перехода экономики страны к устойчивому росту:
-
экономика России находится в положении неустойчивого равновесия между фазами кризиса и депрессии,
-
сохраняется кризис финансовой сферы,
-
в стране по-прежнему нет обоснованной среднесрочной и долгосрочной промышленной политики, в связи с чем продолжается стагнация производства, стратегические инвестиции в корпоративные ценные бумаги на российском рынке остаются непривлекательными, на лицо стагнация институционной активности.
Кроме того, на макроэкономическую ситуацию влияют такие плохо формализуемые и непредсказуемые факторы, как
-
экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии,
-
падение мировых цен на нефть, которое приняло характер долговременного явления и резкое сокращение доходов от экспорта России по этой причине,
-
стихийные бедствия и промышленные катастрофы.
В этих условиях в течение ближайших трех лет вероятность динамичного роста основных макроэкономических показателей в России представляется достаточно малой.
Основным вопросом прогноза макроэкономической обстановки в стране является определение вероятности серьезного экономического кризиса, который может сопровождаться социальными волнениями и потрясти все основы современного экономического порядка. Хотя нельзя исключать «катастрофического», «революционного» варианта развития событий, его вероятность представляется все же небольшой. Наиболее вероятным является вариант затяжного, ступенчатого развития кризиса без разрушения основ финансовой системы, но с нанесением по ней ряда чувствительных ударов, примером которого является кризис 17 августа 1998 г. Поэтому для прогноза состояния российского страхового рынка и, соответственно, его потребности в современных маркетинговых инструментах, целесообразно использовать три варианта прогноза: пессимистический, средний и оптимистический.
Пессимистический вариант предполагает сохранение нынешнего положения на страховом рынке -
-
стагнацию страхового рынка,
-
низкий уровень страховой культуры,
-
сохранения высокой доли обязательного страхования в общем сборе страховой премии,
-
продолжение практики ограничений конкуренции на страховом рынке, проводимой региональными властями и финансово-промышленными группами,
-
недостаточное развитие рынка добровольного страхования физических лиц.
Пессимистический вариант соответствует отсутствию каких-либо усилий со стороны государственных органов, направленных на развитие рынка в неблагоприятных экономических условиях.
Оптимистический вариант развития ситуации на страховом рынке исходит из предположения, что программа развития страхования в России будет выполнена в полном объеме, в результате чего будут достигнуты следующие цели:
-
формирование группы страховщиков-лидеров, способных противостоять конкуренции со стороны иностранных страховых компаний,
-
рост страховой культуры населения и предпринимателей,
-
увеличение к 2001 году сбора премии по добровольному страхованию в 2 - 3 раза,
-
пресечение практики монополизации рынков, необоснованного и неупорядоченного обязательного страхования, а также создания различных фондов,
-
ускоренное развитие долгосрочного страхования жизни.
Средний сценарий подразумевает ограниченный прогресс рынка и частичную реализацию программы развития страхового рынка в России:
-
усиление позиций группы лидеров среди российских страховых компаний,
-
рост добровольного страхования на 10 - 15% в год,
-
сохранение ведомственных и корпоративных барьеров на страховом рынке,
-
сохранение достаточно высокого удельного веса псевдостраховых продуктов,
-
сохранение низких темпов роста и объемов добровольного страхования физических лиц,
-
медленный рост уровня страхового сознания среди физических и юридических лиц,
-
развитие системы обязательного страхования за счет физических и юридических лиц - прежде всего, введение страхования автогражданской ответственности, а также ответственности работодателя за нанесение вреда сотрудникам предприятия.
Средний вариант развития страхового рынка, как кажется, в наибольшей степени соответствует прогнозам специалистов, поэтому при анализе места маркетинга в современном российском страховании будет использоваться именно средний вариант прогноза. Такой подход в целом подтверждается результатами опроса страховщиков относительно перспектив развития рынка, которые приведены в Приложении 1.4.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: как в настоящее время, так и в рассматриваемой перспективе, экономическое положение в России не будет являться фактором, стимулирующим динамичное развитие страхования. В то же время нет оснований полагать, что при бескризисном сценарии экономического развития макроэкономические условия осуществления страхового бизнеса будут существенно хуже, чем в 1992 - 1997 гг. Иными словами, в качестве базисной прогнозной посылки основные экономические условия развития страховых операций можно принять как неизменные. Такой прогноз не исключает, однако, возможности опережающих темпов роста в отдельных отраслях промышленности и в некоторых регионах России. Предполагается серьезное ужесточение конкурентной борьбы за право страхового обслуживания платежеспособных клиентов, усиление влияния внеэкономических факторов конкурентной борьбы, активизация попыток операторов рынка «застолбить» за собой его отдельные участки, диверсификация форм и путей сбыта страховой продукции и т.д. При этом среднегодовой темп роста суммарной страховой премии в ближайшие два года может составить 5 - 7% (без учета инфляции), а в 2000 году возможен скачкообразный рост суммы страховых взносов в связи со вступлением в силу Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Страховщики настаивают на его принятии, учитывая размер ежегодных людских и материальных потерь на дорогах - общероссийский автопарк составляет сегодня около 30 тыс. машин, и ежегодно на дорогах гибнет 30 - 35 тыс. чел. 75
При прогнозе развития страхового рынка следует учитывать, что он состоит из нескольких сегментов, относительно слабо связанных между собой. Это
-
классическое страхование за счет юридических лиц (страхование имущества, ответственности, персонала предприятий от н/с, пенсионное страхование сотрудников и т.д.),
-
классическое страхование за счет физических лиц (страхование недвижимости, автотранспорта, жизни и здоровья),
-
финансовые схемы с использованием страховых инструментов, основной из которых является «зарплатное» страхование,
-
обязательное страхование.
Влияние кризиса на каждый из этих сегментов различно, поэтому и прогноз развития различных страховых рынков надо делать раздельно.
В наибольшей степени, как представляется, будет развиваться страхование отраслей, связанных с замещением импортных товаров, ставших недоступными для населения из-за роста курса доллара. Это, прежде всего,
-
пищевая и перерабатывающая промышленность,
-
производство товаров широкого потребления, включая легкую промышленность,
-
производство товаров длительного пользования (холодильники, пылесосы и т.д.),
-
автомобильная промышленность.
В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры финансовых рынков, развития инфляционных процессов, а также ужесточающегося фискального давления на предприятия, спрос на псевдостраховые схемы - прежде всего, на «зарплатное» страхование - будет неизбежно расти.
Перспективы развития различных видов страхования в 1999 году и факторы, определяющие их развитие, представлены в следующей таблице.
Таблица 1.3.1.
Перспективы различных видов страхования на российском рынке
Плательщики страховой премии | Вид страхования | Перспективы развития | Основные причины и влияющие факторы |
| Страхование жизни персонала (зарплатные схемы) | Доля этого вида страхования будет расти быстрее инфляции | Фискальное давление на предприятия |
| Добровольное медицинское страхование | Предполагается снижение объема премии в реальном исчислении при росте абсолютном выражении | С одной стороны, падение платежеспособности предприятий, с другой стороны, высокая социальная значимость этого вида страхования |
| Страхование от несчастного случая и болезней | Предполагается снижение объема реальной премии при росте премии в абсолютном выражении | С одной стороны, падение платежеспособности предприятий, с другой стороны, высокая социальная значимость страхования и его невысокая стоимость |
Юр. лица | Страхование автотранспорта | Ожидается некоторое снижение объема реальной премии при росте премии в абсолютном выражении | С одной стороны, снижение платежеспособности предприятий, с другой стороны, сохранение реальной необходимости страхования автотранспорта в сочетании с инфляцией |
| Страхование грузов | Снижение премии как в абсолютном, так и реальном исчислении | Значительное снижение товарооборота |
| Страхование имущества | Снижение реальной премии при росте премии в абсолютном выражении | С одной стороны, падение платежеспособности предприятий, с другой стороны, инфляция и использование этого вида страхования в «зарплатных» схемах |
| Страхование ответственности | Рост как в реальном, так и в абсолютном выражении | Использование этого вида страхования в различных финансовых и «зарплатных» схемах |
| Страхование жизни | Падение как реального, так и абсолютного объема операций | Снижение платежеспособности населения в сочетании с недоверием к финансовым институтам |
| Страхование от несчастного случая | Падение как реального, так и абсолютного объема операций | Снижение платежеспособности населения. |
Физ. лица | Добровольное медицинское страхование | Падение как реального, так и абсолютного объема операций | Резкий рост стоимости страхового полиса в сочетании с размыванием «среднего класса», основного потребителя этого вида страхования |
| Страхование автотранспорта | Падение реального объема операций в сочетании с ростом премии в абсолютном выражении | С одной стороны, снижение платежеспособности населения, с другой стороны, инфляция и сохранение интереса к страхованию автотранспорта |
| Страхование автогражданской ответственности | Сохранение реального объема операций и рост операций в абсолютном исчислении | С одной стороны, снижение платежеспособности населения, с другой стороны, пробуждение заинтересованности к этому виду страхования в сочетании с невысокой стоимостью покрытия |
| Страхование имущества граждан | Падение реального объема операций в сочетании с ростом премии в абсолютном выражении | С одной стороны, снижение платежеспособности населения, с другой стороны, инфляция и сохранение интереса к страхованию имущества |
Для анализа перспектив развития различных видов страхования имеет значение оценка, которая содержится в обзоре "Российский страховой рынок в 1998 году", подготовленном Швейцарским перестраховочным обществом (Swiss Re Life & Health)76. Добровольное медицинское страхование может стать одним из самых перспективных видов страхования в России. "Покупка полисов медицинского страхования в условия высокой инфляции предоставляет привлекательные инвестиционные возможности для частных лиц, поскольку премии остаются неизменными в течение года, в то время как цены на медицинские услуги растут", отмечается в обзоре. Перспективы развития таких видов страхования как обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев или ответственности работодателей пока неясны.
В целом, по мнению представителей Швейцарского перестраховочного общества, углубление финансового кризиса и общее ухудшение макроэкономических условий будут оказывать негативное влияние на развитие страхового бизнеса. Тем не менее, страховой рынок в России будет существовать, поскольку сохраняются потребности в социальной защите населения, диверсификации риска, страховании риска прерывания производства, транспортном страховании.
- Введение
- Часть I. Рыночный страховой маркетинг Глава 1. Страховой рынок России
- 1.1. Этапы становления российского страхования.
- 1.2. Современное состояние российского страхового рынка
- 1.3. Направления развития и перспективы российского страхового рынка в 1999 - 2001 годах.
- 1.4. Оценка экономической эффективности страхования