2. Структура и задачи банковского менеджмента
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (см. таблицу 1).
Банк — это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным и заемным.
Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в таблице 2.
Банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.
Как известно, основное назначение банка — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.
Как я отметил выше, экономические интересы коммерческого банка и клиента не совпадают полностью — имеются лишь отдельные точки их пересечения. Поэтому для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка - потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.
Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.
Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:
финансово-экономических показателей (ФЭ);
организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);
функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).
Если отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ – ОП – ФТ.
Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".
Таблица 1
Финансовый менеджмент |
|
|
|
|
|
|
|
Управление персоналом |
|
|
|
|
Таблица 2
Задачи | Содержание решаемых задач |
Банковская политика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Банковский маркетинг |
|
|
|
|
|
|
|
Создание банковских продуктов |
|
|
|
Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг |
|
|
|
|
|
|
|
Экономика и финансы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информационно-аналитическое обеспечение |
|
Администрирование |
|
- Конспект лекций
- "Банковский менеджмент" Специальность: 080507 «Менеджмент организации»
- Зав. Кафедрой _______________________Белоцерковский в.И.
- Зав. Кафедрой _______________________Белоцерковский в.И.
- Тема 1. Понятие банковского менеджмента.
- 1. Введение в предмет.
- 2. Структура и задачи банковского менеджмента
- 3. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке
- 4. Понятие кредитной организации. Понятие коммерческого банка.
- 5. Виды банковских операций.
- 6. Типичная структура управления коммерческим банком.
- 2. Подбор руководителей.
- 3. Создание комитетов.
- 6. Расширение масштабов операций.
- Тема 2. Пассивные операции коммерческих банков.
- 1. Ресурсы кредитной организации.
- Организация сберегательных операций в коммерческом банке.
- 3. Виды привлеченных средств.
- 4. Особенности привлечения средств во вклады и депозиты.
- 5. Собственные средства кредитной организации.
- Тема 3. Активные операции коммерческого банка.
- 1. Виды активных операций коммерческого банка.
- 2. Ссудные операции кредитных организаций.
- 3. Инвестиции в ценные бумаги.
- 4. Валютные операции банков.
- 5. Расчетные операции коммерческих банков.
- 6. Кассовые операции коммерческих банков.
- Тема 4. Управление коммерческим банком в условиях нестабильности.
- 1. Понятие ликвидности баланса кредитной организации.
- 2. Понятие платежеспособности кредитной организации.
- 3. Риски в банковской деятельности.
- 4. Методы снижения банковских рисков.
- 1. Оценка кредитоспособности заемщика.
- 3. Страхование кредитов.
- 4. Привлечение достаточного обеспечения.
- 5. Выдача дисконтных ссуд.