2.1. Общая характеристика банка и основные показатели деятельности
ОАО “Альфа-Банк” – крупнейший частный банк России, основан в 1990 году Михаилом Фридманом и его партнерами. Банк действует на основании Генеральной лицензии ЦБ РФ №1326.
В настоящее время является финансовым ядром холдинга «Альфа-Групп», объединяющего компании в нефтегазовом секторе, телекоммуникациях, торговле, СМИ, а также на финансовом рынке с суммарными активами в 48 млрд долларов. Банк предоставляет весь спектр услуг по обслуживанию корпоративных и частных клиентов, инвестиционные банковские услуги и обладает одной из крупнейших сетей отделений в России, а также имеет дочерние банки и представительства на Кипре, в Нидерландах, США и Великобритании.
В 2010 году группа продолжила свое развитие как универсальный банк по следующим основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес (включая малый и средний бизнес (МСБ), торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (включая систему банковских филиалов, автокредитование и ипотеку). Особое внимание оказывается развитию банковских продуктов корпоративного бизнеса в массовом и МСБ сегментах, а также развитию удаленных каналов самообслуживания и интернет-эквайринга. Среди текущих стратегических приоритетов Банковской группы «Альфа-Банк» можно выделить эффективное управление активами и пассивами с целью сохранения высокой прибыльности, наращивание кредитного портфеля с ориентацией на качество заемщиков, увеличение комиссионных доходов, развитие расчетного бизнеса и дальнейшее улучшение качества обслуживания клиентов.
В течение 2010 года банковская группа «Альфа-Банк» еще раз подтвердила свои лидирующие позиции в банковском секторе России. Группа четвертый раз подряд получила награду в общем рейтинге исследования «Индекс впечатления клиента — 2010. Сектор розничных банковских услуг после финансового кризиса», проведенного компанией Senteo совместно с PricewaterhouseCoopers, которые между прочим проводят международную аудиторская проверку «Альфа-Банка» с 1993 года.
В марте 2011 года агентство Standard & Poor’s повысило кредитный рейтинг банковской группы «Альфа-Банк» с «B+» до «ВВ-», прогноз стабильный. В ноябре 2010 года агентство Moody’s подтвердило свой рейтинг на уровне «Ва1» и изменило прогноз с негативного до стабильного. В июле 2010г. агентство Fitch повысило свой кредитный рейтинг до «ВВ», прогноз стабильный. В 2010 г. “Национальное рейтинговое агентство” подтвердило индивидуальный рейтинг кредитоспособности ОАО“Альфа-банк” на уровне ААА (максимальная кредитоспособность), который был присвоен банку в 2009 году.
На сегодняшний день уровень кредитного риска банка оценивается как невысокий, политика инвестирования является взвешенной и диверсифицированной, репутация банка характеризуется максимально высокой степенью доверия со стороны клиентов и контрагентов. Позиция ликвидности банка – высокая, способность своевременно и полностью выполнять свои обязательства оценивается как максимально высокая. Качество собственных средств банка оценивается положительно, капитал первого уровня преобладает в структуре собственных средств, уровень иммобилизации капитала низкий.
По состоянию на начало 2011 года клиентская база Альфа-Банка составляла около 40 тыс. корпоративных клиентов и 5,3 млн физических лиц.
Поддержка национального искусства - одно из приоритетных направлений культурно-просветительской деятельности Альфа-Банка. При содействии Альфа-Банка Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты. При поддержке Альфа-Банка в регионах России ежегодно проходят театральные фестивали с участием лауреатов национальной премии «Золотая Маска», концерты артистов Большого театра, балетной труппы Мариинского театра, камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета, лучших джазовых коллективов страны, многочисленные выставки.
Альфа-Банк является членом Корпоративного клуба WWF России, продолжает реализацию образовательной программы для российских школьников «Альфа-Шанс», оказывает финансовую поддержку благотворительной программе спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».[1]
Альфа-Банк — универсальный банк, для которого важна работа как с корпоративными, так и с частными клиентами. Банк готов кредитовать качественных клиентов с хорошим финансовым обеспечением и понятным для него бизнесом. В планах Альфа-Банка — продолжать активное развитие, кредитовать все типы предприятий. Работать как с крупным предприятиями, так и с малым и средним бизнесом.
Структура клиентов Альфа – банка, с размером кредита от 500 млн. руб представлена в таблице ниже.
Таблица 2.1
Структура клиентов ОАО «Альфа-Банка
Наименование клиента | Размер кредита | Удельный вес |
ОАО «Авиакомпания «Сибирь» | 8,9 млрд руб | 26,6% |
ЗАО «Байкалвестком» | 900 млн руб | 2,7% |
ООО «Банана-мама» | 870 млн руб | 2,6% |
Байкальского ЦБК
| 1,5 млрд руб | 4,5% |
ОАО «Нижфарм» | 2,7 млрд | 8% |
ОАО "МОЭСК" | 14,123 млрд руб | 42% |
«Группа ГАЗ» | 3,1 млрд руб | 9,3% |
ОАО «Северо-Западный Телеком», | 950 млн руб | 2,8% |
ОАО «Сибирьтелеком» | 500 млн руб | 1,5% |
С клиентами, не исполняющими долговые обязательства. Банк действует в рамках существующего законодательства, и предпринимает все доступные меры для защиты собственных интересов. Необходимо понимать, что уровень отношения к должнику зависит от собственного отношения должника к возникшей ситуации, к его задолженности. Должники, которые идут навстречу банку и активно пытаются урегулировать задолженность, а именно изыскивают дополнительные источники средств для ее погашения, обычно находят общее понимание с сотрудниками Банка, участвующими во взыскании задолженности, и совместно с ними выстраивают план действий, конечной точкой которого становиться разрешение проблемной ситуации. Должники, которые выбирают путь конфронтации, идут по сложному и нерезультативному для них пути. Этим должникам предстоит пройти судебную процедуру, процедуру исполнительного производства, и не избежать общения со специализированным подразделением Банка и коллекторскими агентствами. Необходимо понимать, что Банк в своих действиях всегда опирается на закон, а требования банка подкреплены надлежащими документами и практически неоспоримы, поэтому любая конфронтация с банком всегда приводит должника только к дополнительным тратам и запятнанной репутации. Есть еще один вид должников, это так называемые «молчуны», которые не хотят признавать что у них возникли серьезные проблемы. Они отталкивают от себя неприятные мысли и стараются избегать контактов с Банком, однако это приводит лишь к тому, что в один прекрасный день они получают повестку из суда, а потом им приходится встречаться с судебным приставом. Очень часто должники не понимают, что Банк пойдет в деле долгов до конца, по закону банк просто обязан предпринять все фактические и юридические меры для взыскания задолженности.
Перечень банковских операций, осуществляемых ОАО «Альфа-банк» : 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) выдача банковских гарантий; 8) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 9) осуществление иных операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Альфа-Банк продолжает развиваться в пакет предложений/услуг входит абсолютно все, что современный корпоративно-инвестиционный банк может предложить клиенту. Другое дело, что одному клиенту интересен один спектр услуг, другому — совершенно другой. И Альфа-Банк старается предлагать разным клиентам разные наборы услуг.
Альфа-банк помогает клиентам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания.
Таблица 2.2
Продукты Альфа-Банка для физических лиц
Продукты Альфа-Банка для физических лиц | |||
Основные | Дополнительные | ||
Расчетные продукты | Сберегательные продукты | Кредитные продукты | |
Текущий счет | Счет «Мой Сейф» | Разрешенный овердрафт по текущему счету | Удаленные каналы доступа |
Международные пластиковые карты | Сберегательный счет | Кредитная Карта | Переводы Western Union |
| Депозиты | Персональный Кредит | Паевые инвестиционные фонды |
|
|
| Индивидуальные банковские сейфы |
Рассмотрим некоторые из основных видов продуктов.
В Альфа-Банке существуют тарифные планы в рамках линейки «Альфа-Жизнь». Тарифные планы «Альфа-Жизнь» - это пакет современных банковских услуг для людей с активным стилем жизни. Они предоставляют максимум удобства для управления деньгами клиентов:
- Текущие счета и пластиковые карты для ежедневных расчетов.
- Накопительный счет «Мой сейф» для сбережений.
- Краткосрочный кредит для непредвиденных расходов.
Тарифный план Альфа-Банка дает:
- До трех текущих счетов в разных валютах - рублях, долларах США и евро.
- До трех накопительных счетов «Мой сейф» в разных валютах - рублях, долларах США и евро.
- виртуальные карты MasterCard Virtual.
- До четырех международных пластиковых карт (как на имя клиента, так и на имя его близких).
- Возможность осуществлять платежи и получить доступ клиенту к счетам по различным каналам.
По каждому из четырех тарифных планов Альфа-Банка можно открыть до четырех карт разных категорий. Это удобно так как:
-Ежемесячный платеж за тарифный план, а не за каждый счет, получая больше возможностей за меньшие деньги.
-Клиент сам выбирает основной счет - тот, с которого будет оплачиваться тарифный план.
- Клиент может менять счет, к которому привязана карта, в зависимости от страны, в которой он находится. Экономия времени, потому что не нужно будет выпускать новую карту в нужной валюте. Чтобы поменять счет карты, достаточно позвонить в Телефонный Центр «Альфа-Консультант».
- Можно снимать наличные или пополнять все счета через банкоматы Альфа-Банка по любой из карт, то есть каждая карта дает доступ к любому счету.
-Экономия времени, совершая операции со счетами и картами с помощью интернет-банка «Альфа-Клик», Телефонного Центра «Альфа-Консультант» и услуги «Альфа-Чек».
-Можно устанавливать индивидуальные лимиты на дополнительные карты, управляя расходами средств по картам, выпущенным на имя близких.
- Любая пластиковая карта, открытая по тарифному плану, является пропуском в мир скидок и привилегий. Чем выше тарифный план, тем больше скидок.
Текущий счет физического лица.
Текущий счет – это электронный кошелек клиента, то есть счет, который позволит клиенту всегда иметь при себе безопасно хранящиеся деньги и использовать их по мере необходимости: проводить максимально полный набор различных операций, например, снимать и вносить наличные, оплачивать покупки, услуги, обменивать валюту и т.д.
Назначение текущего счета:
-
Хранение собственных (заработная плата, премии, гонорары и т.д.) и заемных средств (краткосрочный и персональный кредит).
-
Снятие наличных.
-
Оплата товаров и услуг по международным пластиковым картам.
-
Безналичные платежи.
-
Дополнительные услуги, партнерские программы (скидки, бонусы, специальные предложения).
Текущий счет открывается на условиях «до востребования», то есть срок его действия не ограничен. Клиент может им пользоваться по необходимости.
Текущий счет может быть открыт в разных валютах: рублях, долларах, евро. Если клиенту необходимо несколько счетов, то он может открыть 3 счета по одному в каждой валюте.
К текущему счету можно оформить краткосрочный и персональный кредит.
-
Разрешенный Овердрафт – краткосрочный кредит, оформляемый к текущему счету на неотложные нужды. Увидев привлекательную вещь, клиент сможет приобрести ее, даже если собственных средств на счете недостаточно. Банк «добавит» необходимую сумму средств при осуществлении покупки.
-
Если клиент обслуживается в банке или только собирается стать клиентом, он может оформить «Персональный кредит». Кредит оформляется на любые цели и на выгодных условиях.
Процедурные свойства продукта Текущий счет:
-
Открывается физическим лицам с 14 лет.
-
Возможность открытия новым и существующим клиентом, а также доверенным лицом.
-
Возможность открытия резидентом и нерезидентом.
-
Для оформления первого текущего счета достаточно ДУЛа (документа, удостоверяющего личность).
-
Возможность открытия счета через удаленные каналы доступа: «Альфа-Консультант» или в ОРП (отделении розничных продаж).
-
Счет открывается в течение 15 минут в любом ОРП.
Международные пластиковые карты.
К любому тарифному плану возможно открытие до четырех международных пластиковых карт, как на имя клиента, так и на имя его близких.
Счетом карты является Текущий счет или Счет по учету операций по Кредитной карте. Текущий счет карты можно менять. Валюта карты соответствует валюте счета, к которому она привязана. Валюта операции по международной пластиковой карте не зависит от валюты счета, то есть клиент может оплачивать покупки и снимать наличные по всему миру в той валюте, которой требует проведение конкретной операции.
Необходимая сумма денежных средств в on-line режиме автоматически конвертируется в соответствующую валюту.
Существует несколько классификаций международных пластиковых карт:
-
По схеме расчетов.
-
По международным платежным системам.
-
По режимам списания.
-
По категориям карт.
Счет «Мой Сейф».
В рамках тарифного плана может быть открыт счет «Мой Сейф». Может быть открыто 3 счета «Мой Сейф», по одному в каждой из валют (рубли, доллары, евро).
Счет «Мой Сейф» - счет по вкладу до востребования, открываемый банком клиенту, на условиях, изложенных в договоре и приложениях к договору, предназначенный для получения повышенных процентов на фактический минимальный остаток средств на счете.
Плюсы счета «Мой Сейф»:
-доход будет больше, чем по текущему счету, потому что на средства, находящиеся на накопительном счете «Мой сейф» весь месяц (то есть на минимальный остаток за месяц) начисляются повышенные проценты.
- Будет постоянный доступ к деньгам, когда бы они ни понадобились.
- «Мой сейф» обслуживается бесплатно.
- Можно пополнять счет в любое время с помощью: банкоматов с функцией приема наличных или с помощью сотрудника в любом отделении Альфа-Банка.
- Если клиент получает зарплату на свой текущий счет, часть денег он может автоматически переводиться на счет «Мой сейф» - достаточно оформить длительное поручение на перевод в любом отделении Альфа-Банка.
-можно в любой момент снять свои средства со счета «Мой Сейф» через банкомат.
Процентная ставка зависит от валюты счета, от величины минимального фактического остатка на счете за календарный месяц и тарифного плана.
Кредитная карта.
Кредитная карта – карта, для которой применяется следующая схема расчетов: клиент, кроме возможности использования остатка на счету получает от банка определенный кредитный лимит. Кредит погашается частями в определенные сроки, установленные в договоре. Полное погашение кредита осуществляется только при расторжении договорных отношений (хотя клиент может погасить полностью задолженность в любое время). На используемые заемные средства банк начисляет определенный процент.
Основные требования к субъектам кредитования – физическим лицам:
-
Резидент РФ.
-
Гражданство РФ.
-
Наличие постоянной регистрации в городе/ области нахождения дополнительного офиса/ кредитно-кассового офиса/ филиала/ дополнительного офиса филиала Банка.
-
Возраст: не менее 21 года.
-
Наличие постоянного источника дохода.
-
Наличие домашнего телефона по месту фактического проживания.
-
Отсутствие у заемщика других кредитных продуктов ОАО «Альфа-Банк».
-
Наличие непрерывного трудового стажа на последнем месте работы не менее трех месяцев.
-
Заявленный в анкете-заявлении постоянный ежемесячный доход заемщика не менее 9000 рублей РФ.
Клиент может использовать кредитную карту для оплаты повседневных расходов из средств банка и без уплаты процентов в течение беспроцентного периода, который составляет 60 дней.
Кредитной картой может стать любая из международных пластиковых карт, предлагаемых Альфа-Банком: Visa Classic, Visa Gold, Visa Platinum; MasterCard Standard, MasterCard Gold, MasterCard Platinum. Чем выше лимит кредита, тем выше категория карты, которая будет оформлена. Точный лимит кредита будет установлен Банком по результатам индивидуального кредитного анализа.
Срок рассмотрения заявки – 3-5 рабочих дней.
Повседневные операции, осуществляемые клиентами ОАО «Альфа-Банк»:
-
Снятие наличных.
-
Пополнение счета.
-
Коммунальные платежи.
-
Оплата товаров и услуг.
-
Денежные переводы.
-
Конвертация валют.
Пополнение счета можно произвести в любом отделении Альфа-Банка и в любое время. Для этого в зале круглосуточного обслуживания каждого отделения установлен банкомат с функцией внесения наличных.
Снятие наличных со счета в Альфа-Банке также не вызовет никаких затруднений. Операционист любого отделения или банкомат в зоне круглосуточного обслуживания всегда помогут.
Оплата товаров и услуг с использованием пластиковых карт Альфа-Банка экономит время. Многие покупки вы сможете оплатить на расстоянии, не выходя из дома или не покидая рабочего места.
Конвертация валют позволит вам расплачиваться по карте и снимать наличные в банкоматах в любой удобной для вас валюте. При этом не имеет значения, в какой валюте оформлен ваш счет в Альфа-Банке.
Коммунальные платежи больше не доставят вам никаких хлопот, если вы доверите их Альфа-Банку. Все регулярные платежи (за квартиру, за свет, за телефон) будут проводиться аккуратно и точно.
Денежные переводы между своими счетами в Альфа-Банке, а также переводы со своего счета на счета в другие банки можно проводить, используя каналы самообслуживания.
Альфа-Банк активно развивает дистанционные каналы обслуживания клиентов. Интернет-банк «Альфа-Клик» был запущен в апреле 2006 года. В настоящее время ежемесячно к системе подключается порядка 12-13 тысяч новых пользователей. Каждый день страничку интернет-банка «Альфа-Клик» посещают 15-20 тысяч клиентов, и в среднем совершается 4000 операций в день. Интернет-банк «Альфа-Клик» и услуга «Альфа-Чек» - позволяющие клиентам банка самостоятельно проводить операции со своими счетами. Кроме проверки состояния и управления счетами, с помощью услуги «Альфа-Клик» можно также оплатить услуги операторов сотовой связи, интернет-провайдеров, услуги коммерческого телевидения. «Альфа-Клик» доступен клиентам круглосуточно. Все операции проходят в режиме реального времени. Служба SMS-сообщений «Альфа-Чек» и мобильный банк «Альфа-Мобайл» регулярно используются клиентами банка для контроля и оперативного управления своими счетами.
Альфа-Банк регулярно совершенствует каналы дистанционного обслуживания. В частности, для повышения уровня безопасности в интернет-банке «Альфа-Клик» были введены сеансовые пароли и виртуальная клавиатура. Кроме того, пользователи «Альфа-Клика» получили возможность приобретать инвестиционные паи, а пользователи услуги «Альфа-Чек» - оплачивать мобильную связь посредством простого SMS-сообщения.[1]
В настоящее время ОАО «Альфа-Банк» в г. Санкт-Петербурге имеется 33 филиала.
Виды отделений:
Отделения для частных лиц (17)
Залы для VIP-клиентов (2)
Отделения для корпоративных клиентов (5)
Отделения для предпринимателей, среднего и малого бизнеса (9)
Дополнительные услуги в отделениях:
Отделения без выходных (6)
Оформление автокредита (12)
Отделения с VIP-менеджером (3)
Аренда индивидуальных банковских сейфов (6)
В отделении работают инвестиционные консультанты (4)
Переводы по системе Western Union (9)
Приспособлено для обслуживания людей с ограниченными возможностями (3)
В отделении работает Ипотечный менеджер (1)
Подключение услуги «Снятие наличных» для владельцев Мобильной карты (14)
Одной из главных составляющих в работе ОАО «Альфа-Банк» является состав работников отдельных дополнительных отделений, уровень их знаний и навыков работы, стаж работы, слаженность коллектива и многое другое.
В месте прохождения мною производственной практики, а именно ДО «Рижский» стандартный набор сотрудников, как и в большинстве отделений, работающих с физическими лицами:
-
Управляющий отделением.
-
Заместитель Управляющего отделением.
-
Старший операционно-кассовый работник (СОКР).
-
Менеджер-консультант.
-
Специалисты.
-
Сервис-администратор.
-
Инвестиционный консультант.
Рассмотрим, что входит в обязанности каждого из сотрудников.
Сервис-администратор:
-
Встреча клиента
-
Выявление первичных потребностей клиента
-
Работа с очередью
-
Передача клиента специалисту или менеджеру-консультанту
-
Направление клиента к банкоматам и помощь в работе с ними
-
Помощь в заполнении анкеты и бланка перевода Western Union
Специалисты делятся на:
-
Специалист, работающий с клиентами по паспорту, у которых либо нет дебетовой или кредитной карты, либо клиент ее забыл, либо забыл пин-код к карте или еще по каким-либо причинам.
-
Специалист, работающий с клиентами по пластиковым картам.
В обязанности специалиста входит: проведение различных операций со счетами клиента, выдача международных пластиковых карт, предоставление различных выписок по счетам, продажи продуктов, переводы Western Union и т.д.
Менеджер-консультант:
-
Презентация и продажи продуктов ОАО «Альфа-Банк»
-
Консультации (по кредитам, по тарифным планам и т.д.)
-
Заключение сделок
-
Помощь в заполнении анкет на открытие тарифных планов, на кредит и т.д.
Инвестиционный консультант:
-
Консультации по депозитам, вкладам, паевым инвестиционным фондам (ПИФам) и т.д.
-
Презентации
-
Заключение сделок и т.д.
СОКР выполняет все операционно-кассовые работы, ведет отчет и выдает электронные и международные пластиковые карты, может выполнять работу специалиста.
Заместитель управляющего отделением контролирует и координирует работу всего коллектива (кроме управляющего), проводит каждый день утренние линейки, помогает сотрудникам, может выполнять все виды работ сотрудников, разрешает конфликтные и спорные ситуации и т.д. Когда нет управляющего – выполняет его обязанности.
Управляющий отделением – это главный человек в отделении, контролирует и координирует работу всех сотрудников, может выполнять все виды работ, принимает все решения, связанные с работой отделения и т.д.
От работы каждого из сотрудников в отдельности зависит успешная работа всего отделения в целом. Также важным фактором является слаженность коллектива, помощь друг другу, ответственность не только за себя, но и за своих коллег.
Структура и динамика численности персонала представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Структура и динамика численности персонала ОАО «Альфа- банк» в г. Санкт-Петербурге
-
Категории персонала
2010 год
2009 год
Структура %
2010
2009
1. Руководители
66
66
19,4
21,4
2. Специалисты
127
110
37,2
35,7
3. Служащие
148
132
43,4
42,9
Итого служащих
341
308
100
100
Всего персонала
341
308
100
100
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в общей численности персонала составляют служащие (43 %), меньшую долю занимают руководители (20%) и специалисты (37%). За анализируемый период, 2009 - 2010 года, численность и структура персонала сильным изменениям не подвергались. В 2010 году произошло увеличение числа работников на 33 человека, в том числе служащих на 16 чел, а специалистов на 17 чел.
За 2010 - 2010 года численность персонала в ОАО «Альфа Банк» резко не изменялась. Политика банка по управлению персоналом направлена на привлечение высококвалифицированных кадров и на удержание их на рабочих местах.
В отделении ОАО «Альфа Банк» применяется для оплаты труда работникам повременно-премиальная система оплаты труда. Включает в себя оплату труда по часовым тарифным ставкам, установленным в соответствии с классификатором тарифной сетки и премий, выплачиваемых в соответствии с «Положением о премировании работников ОАО «Альфа Банк» , Величина заработка работника определяется его тарифной сеткой, фактически отработанным временем и премией.
В отделениях ОАО «Альфа Банк» созданы условия, позволяющие каждому сотруднику реализовать творческие способности, получить возможность повышения уровня профессиональных знаний, понимать систему оценки результатов его труда и перспективу должностного роста.
С целью закрепления перспективных кадров ОАО «Альфа Банк» поддерживает соответствующий уровень оплаты труда специалистов Банка. Действует система дифференцированной оплаты труда по конечному результату работы: премирование по результатам работы за год и премирование за особые успехи в области банковских операций.
Также деятельность в области стимулирования труда работников в отделении ОАО «Альфа Банк» направлена на создание у каждого сотрудника чувства сопричастности к достижению Банком высоких результатов, воспитание командного духа, создание коллектива единомышленников, нацеленного на достижение поставленных стратегических целей.
В ОАО «Альфа Банк» применяются материальный и социальный (моральный) виды трудовой мотивации.
Все расчетно-платежные операции проводятся по правилам, устанавливаемым законодательством (ГК РФ) и нормативными актами, издаваемые банком России. К последним следует отнести положение № 2 - П от 12.04.2001 г. «О безналичных расчетах в РФ» и положение № 56 от 25.03.1997 г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ».
Качество оказываемых услуг в ОАО «Альфа Банк» аудиторской фирмой, которая ежегодно приглашается. В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) рассматривает:
Соблюдение ОАО «Альфа Банк»
-
законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым операциям;
-
Состояние бухгалтерского учета и отчетности;
3)Выполнение экономических нормативов, приведенных в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Нормативы экономических показателей качества оказываемых банковских услуг.
Номер п/п | Наименование показателя | Нормативное значение | Фактическое значение | |
на отчетную дату | на предыдущую отчетную дату | |||
1 | Достаточность собственных средств (капитала) банка (Н1) | 10.0 | 21.1 | 10.4 |
2 | Показатель мгновенной ликвидности банка (Н2) | 15.0 | 41.3 | 93.5 |
3 | Показатель текущей ликвидности банка (Н3) | 50.0 | 76.1 | 81.1 |
4 | Показатель долгосрочной ликвидности банка (Н4) | 120.0 | 87.7 | 103.8 |
5 | Показатель максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) | 25.0 | Максимальное — 17.0 Минимальное — 0.6 | Максимальное — 23.1 Минимальное — 2.0 |
6 | Показатель максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) | 800.0 | 194.5 | 443.1 |
7 | Показатель максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1) | 50.0 | 0.0 | 0.0 |
8 | Показатель совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1) | 3.0 | 0.1 | 1.1 |
9 | Показатель использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12) | 25.0 | 13.2 | 21.8 |
10 | Показатель соотношения суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств РНКО (Н15) |
|
|
|
11 | Показатель максимальной совокупной величины кредитов клиентам - участникам расчетов на завершение расчетов (Н16) |
|
|
|
12 | Показатель предоставления РНКО от своего имени и за свой счет кредитов заемщикам, кроме клиентов - участников расчетов (Н16.1) |
|
|
|
13 | Показатель минимального соотношения размера предоставленных кредитов с ипотечным покрытием и собственных средств (капитала) (Н17) |
|
|
|
|
| |||
14 |
Показатель минимального соотношения размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций ипотечным покрытием (Н18) |
|
|
|
15 | Показатель максимального соотношения совокупной суммы обязательств кредитной организации - эмитента перед кредиторами, которые в соответствии с федеральными законами имеют приоритетное право на удовлетворение своих требований перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, и собственных средств (капитала) (Н19) |
|
|
|
Коэффициент мгновенной ликвидности (Н2) определяется как соотношение суммы высоколиквидных активов банка (ЛАМ), которые могут быть получены в течение ближайшего календарного дня, к сумме обязательств банка по счетам до востребования (ОВМ).
Этот коэффициент показывает, в какой мере ликвидная часть активов банка может быть использована для единовременного погашения обязательств банка до востребования, по которым вкладчики могут потребовать возврата средств в любое время. Минимально допустимое значение этого коэффициента (норматива) устанавливается в размере 15%. Этот норматив ограничивает риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня.
Коэффициент текущей ликвидности (Н3) рассчитывается как отношение суммы ликвидных активов (ЛАТ), которые могут быть получены в течение ближайших 30 дней, к сумме обязательств банка до востребования и сроком исполнения до 30 дней (ОВТ).
Этот норматив ограничивает риск потери ликвидности в течение ближайших 30 дней. Минимально допустимое значение коэффициента текущей ликвидности установлено в размере 50%. Выполнение этого требования означает, что банк способен исполнить свои обязательства на текущий момент времени и им соблюдаются сроки привлечения вкладов и их размещения на финансовом рынке. Расчет этого норматива позволяет оценить оптимальность соотношения между активами и пассивами в целях укрепления ликвидности банка.
Коэффициент долгосрочной ликвидности (Н4) регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяется отношением всей долгосрочной задолженности банку сроком свыше года, включая выданные кредиты (КРД) к капиталу банка и его обязательствам по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше одного года (ОД).
Максимально допустимое значение этого норматива установлено ЦБ РФ в размере 120%. Если фактическое значение постоянно превышает норматив, то банку необходимо активизировать депозитную политику. Причем приоритетными должны являться средства, привлеченные на долгосрочной основе.
Коэффициент общей ликвидности (Н5) банка определяется соотношением ликвидных активов к общей сумме активов за минусом обязательных резервов (РО).
ЦБ РФ устанавливал минимально допустимое значение этого коэффициента в размере 20% с 01.01.1998. Соблюдение этого соотношения показывало минимальную долю ликвидных активов, при которых одновременно был обеспечен достаточный уровень ликвидности банка. Значение коэффициента ниже 20% свидетельствовало о потере банком ликвидности, а при повышении коэффициента банк нес потери по доходам от активных операций.
4) Качество управления отделением, в том числе состояние внутреннего контроля:
-
адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых операций;
-
оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками (наличие кредитного комитета, процедура рассмотрения кредитной заявки, наличие необходимой достаточной информации о заемщике, обеспеченность ссуд, правильность оформления залоговых обязательств, контроль за своевременностью возврата кредита, полнота сформированного резерва на возможные потери по ссудам);
-
состояние внутреннего учета и отчетности по видам деятельности на рынке ценных бумаг;
-
организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности;
-
организация работы по проведению проверок и ревизий;
-
организация контроля за деятельностью филиалов.
На основании проведенной проверки аудиторская фирма (аудитор) составляет заключение проверки, в котором указывается степень качества оказываемых услуг ОАО «Альфа Банк» и предлагает перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков (если таковые имеются).
Комплексная система планирования отделения ОАО «Альфа Банк» представляет собой совокупность планов, предназначенных для решения стоящих перед ним задач и включающих в себя важнейшие виды работ, которые для этого необходимо выполнить. В указанную совокупность включаются:
-
Годовой план
-
Квартальные планы
-
Оперативные планы (1 месяц)
Стержнем всей системы является годовой план. В нем четко установлены цели и задачи для всех подразделений и служб на текущий год. Разрабатывается экономическим отделом и утверждается управляющим отделения ОАО «Альфа Банк». Квартальные планы позволяют обеспечить решение задач, указанных в годовом плане. Данные планы отличаются более высоким уровнем детализации работ, в качестве ответственных исполнителей называются ведущие специалисты. Оперативные планы разрабатываются внутри отделов, секторов и утверждаются их руководителями. В оперативных планах детализируются квартальные планы.
Главная задача отделения в части выполнения показателей бизнес-плана по увеличению ресурсной базы юридических лиц - сохранение достигнутых в 2010 г. результатов.
ОАО «Альфа Банк» поддерживается оптимальное соотношение между двумя основными направлениями деятельности в области размещения ресурсов:
-
Кредитование физических лиц - перспективный сегмент рынка размещения ресурсов.
-
Кредитование малого и среднего бизнеса.
-
Кредитование крупных корпоративных клиентов.
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические вопросы анализа финансового состояния банка
- 1.1. Особенности и специфика банковской деятельности
- 1.2. Методы анализа финансового состояния банка
- 2. Финансовое состояние факб «Абсолют Банк» зао в г. Санкт-Петербурге
- 2.1. Общая характеристика банка и основные показатели деятельности
- 2.2 Организационная структура Альфа – банка.
- 2.3. Анализ показателей финансового состояния банка
- 1. Коэффициент работоспособности активов, efficiency of assets (ea)
- 2. Коэффициент кредитной экспансии, loans expansion ratio.
- 1. Коэффициент клиентской базы, client base ratio (cbr).
- Уровень внешнего финансирования (external finance level) определяется как отношение нетто-займов к клиентской базе (то есть «внешнего» долга к «внутреннему»):
- 2. Коэффициент рентабельности активов roa (return on assets)
- 3. Разработка базы данных финансового состояния банка
- 3.1. Структура базы данных
- 3.2. Инструкция пользователю
- Анализ состояния и Количественная оценка условий труда экономической группы работников банка.
- Карта условий труда на рабочем месте экономиста Альфа-банка.
- Заключение
- Список Литературы
- В процессе написания работы были использованы материалы следующих Internet-сайтов: