logo
dip_2

1. Коэффициент клиентской базы, client base ratio (cbr).

CBR = CLB/Anet, (2.4)

где CLB - абсолютная величина клиентской базы (КБ), Anet - чистые активы.

Этот коэффициент показывает долю клиентских пассивов банка, харак­теризуя независимость банка от «внешних» источников финансирования -межбанковских и бюджетных средств. В клиентскую базу не включены бан­ковские займы и средства на корреспондентских счетах, как потенциально летучие. В то же время банки, активно обслуживающие значительное число банков-корреспондентов, как правило, имеют относительно стабильные ос­татки на ЛОРО-счетах, фактически входящие в их клиентские средства.

Клиентская база представляет основной источник «внутреннего» фи­нансирования, являясь условно постоянным источником ресурсов. Ее вели­чина подвержена изменениям по причинам статического, экономического и финансового характера - вариации числа клиентов и остатков на их счетах, состояния экономики, спросе на валюту, ценные бумаги, инвестиции и так далее.

Основу клиентской базы российского банка составляют расчетные счета (вклады до востребования) юридических лиц. В настоящий момент это практически бесплатные средства. Хотя преобладание счетов до востребова­ния дает экономию, но отсутствие срочной депозитной базы, достаточной для покрытия кредитов в необходимом объеме может вызвать проблемы с ликвидностью и процентным риском (в случае роста процентных ставок).

Срочные депозиты клиентов оказываются наиболее стабильной частью ресурсов, привлекаемых для финансирования ссудных операций. Срочные векселя и обращаемые долговые обязательства, в принципе, являются формой срочного депозита. Значительная доля дорогих пассивов, неадекватных структуре активов, указывает на наличие дополнительных издержек.

Средства кредиторов по расчетным операциям, в том числе по валют­ным, аккредитивным, прочим расчетам, как правило, бесплатны, но имеют высокую неустойчивость. Однако при постоянном и высоком объеме расчетных операций наблюдается постоянно поддерживаемый клиентскими платежами остаток.

Целесообразно наблюдать за динамикой абсолютных и относительных значений компонент пассивов, в том числе сравнивая текущие показатели ос­татков со средними за период наблюдения, что позволит понять причину де­фицита или избытка ресурсов.

Нормативное значение коэффициента клиентской базы 0.5-0.7. Если уровень меньше 0.4 банк недостаточно развит. Если выше 0.8 банк недоиспользует возможности роста валюты баланса за счет других операций, главным образом на межбанковском рынке.

Рассчитаем показатель клиентской базы для ОАО «Альфа Банк»

2011 год. СBR=586372770 / 714208653 = 0,8

2010 год. CBR = 402708830/ 530762925=0,7

2009 год. CBR = 351756522/613472719=0,5

Расчет показывает, что ОАО «Альфа Банк» имеет нормативное значение коэффициента клиентской базы.

Величина клиентской базы в относительном и абсолютном выражении, а также ее динамика являются очень важными показателями, так как представляют собой сводный индикатор оценки банка со стороны клиента. Аутсайдеру достаточно сложно оценить качество менеджмента. В то же время клиенты частично являются инсайдерами, обладая более полной информацией о банке. Они непосредственно производят оценку качества менеджмента и обслуживания, а по косвенной информации, например о сроках прохождения платежей, определяют степень надежности банка.

В благополучных банках остатки на счетах клиентов демонстрируют постепенный рост, в неблагополучных банках наблюдается обратная тенденция. Часто результат изменения клиентской базы носит отражение конкурентной борьбы за клиентов тех или иных отраслей. В любом случае положение банка, теряющего клиентскую базу критично, что проявляется особенно четко при недостаточном уровне привлеченных депозитов - низколиквидные активы банка, особенно кредиты, малоэластичны по сравнению с обязательствами до востребования и не подлежат адекватному сокращению. Банк подвергается риску ликвидности, выражающемуся в дефиците финансовых ресурсов для покрытия обязательств и оттока средств со счетов.

«Внешний» источник финансирования банка представляет собой рынок межбанковского кредита. Межбанковские займы являются достаточно дорогими ресурсами.

Одной из наиболее важных характеристик банка является величина нетто-займа на межбанковском рынке, Fbnet - net interbanks funds, определяемого как сальдо между занятыми и размещенными средствами, включая межбанковские кредиты, сальдо по средствам на корреспондентских счетах «ЛОРО» и «НОСТРО» и займами центрального банка. Если Fbnet>0 банк яв­ляется нетто-заемщиком, если Fbnet<0 - нетто-кредитором. С точки зрения кредитоспособности последнее является более предпочтительным.

  1. год. Fbnet = -28798339

2010 год. Fbnet = -4405485

2009 год. Fbnet = 175932892

Расчет показывает, что ОАО «Альфа Банк» в 2009 году являлся нетто-заемщиком, однако ситуация в корне изменилась в 2010 и в 2011 годах, когда ОАО «Альфа Банк» выступил нетто-кредитором.

Целесообразность ведения данного показателя вызвана тем, что величина совокупных привлеченных межбанковских займов, отсальдированные на займы выданные, является менее информативной по сравнению с чистыми займами, так как и при больших объемах привлеченных кредитов банк может быть активным донором межбанковского рынка.

Для выхода на рынок межбанковского кредита кредитная организация должна обладать хорошим балансом и безупречным имиджем. При резком ухудшении финансового положения, как правило, бланковые (непокрытые залогом) лимиты закрываются, что вызывает трудности при поддержании ликвидности. Любая негативная информация также может иметь плохие по­следствия. Отток клиентов по причинам финансового характера также приводит к тому, что их инсайдерская оценка становиться достоянием рынка.

Оценку величины межбанковского долга лучше приводить не к чистым активам, а к факторам, лимитирующим предельную величину займов с точки зрения участников рынка - размеру клиентской базы.