logo
Рефераты / Учет и контроль привлеченных денежных средств в депозиты и вклады банка на примере Филиала ОАО Банк / WORK

3.1. Роль внутреннего контроля в коммерческих банках

Действующее в Российской Федерации антимонопольное законодательство не допускает единоличного владения крупными коммерческими структурами, деятельность которых связана с привлечением и использованием заемных средств в размерах, превышающих их собственный капитал. К числу таких структур относятся коммерческие банки, которые имеют право привлекать заемные средства в размерах, во много раз превышающих их собственный капитал. Именно поэтому коммерческие банки создаются в форме акционерных обществ закрытого и открытого типа.

Собственники (учредители, акционеры) банка не участвуют непосредственно в проведении банковских операций, а создают с этой целью исполнительный орган – Правление банка во главе с председателем Правления. Следовательно, качество управления банком зависит в основном от банковских специалистов, а риск потери капитала и ожидаемых доходов от его использования сказывается на собственниках и клиентах банка /2/.

Основная цель внутреннего контроля – защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и обеспечивать выполнение задач, поставленных перед нею органами управления банком /36/. Внутренний контроль осуществляет главный бухгалтер в отношении законности и правильности отражения в учете всех банковских операций, начиная с первичных документов и включая составление бухгалтерской отчетности. Каждое структурное подразделение обязано осуществлять внутренний контроль за проводимыми им операциями, причем такой контроль входит в должностные обязанности всех его сотрудников – ответственных исполнителей и начальника подразделения. Акционеры банка также осуществляют внутренний контроль через свой наблюдательный совет и ревизионную комиссию /14/.

Система внутреннего контроля создается банком в следующих целях:

  1. обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства Российской Федерации, указания Банка России, иные регулятивные требования, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка;

  2. обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности;

  3. разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности банка.

Исходя из указанных выше целей основные задачи внутреннего контроля состоят в том, чтобы обеспечить:

  1. выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;

  2. определение в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;

  3. принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;

  4. выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;

  5. сохранность активов (имущества) банка;

  6. адекватное отражение операций банка в учете;

  7. надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;

  8. эффективное функционирование внутреннего аудита банка;

  9. эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности /36/.

В действующих российских законодательных и нормативных актах достаточно полно определен порядок проведения в банках внутреннего контроля на ряде его участков, юридическая и материальная ответственность за его проведение должностных лиц, например, ответственность главного бухгалтера и председателя Правления банка за законность и правильное отражение в учете и отчетности всех проводимых операций, кассиров – за операции с наличностью.

Кроме службы внутреннего контроля, вопросами контроля может заниматься служба внутреннего аудита.

Внутренний аудит проводится с целью проверки состояния внутреннего контроля, входящего в обязанности бухгалтерии и всех других подразделений банка в пределах их полномочий, и сообщает о результатах проверок и сделанных на их основе выводах председателю Правления банка, а если проверка делается по поручению Совета банка – в своих докладных записках председателю Совета.

Следовательно, внутренний аудит выполняет в этой части своей деятельности функцию ревизии состояния внутреннего контроля во всех подразделениях банка /51/.

Изучение опыта организации внутреннего контроля в российских и зарубежных банках приводит к выводу: одной из целей внутреннего аудита является содействие эффективному функционированию всей системы внутреннего контроля, в реализации которой в той или иной мере принимают участие все структурные подразделения банка и особо ответственную роль играет бухгалтерия под руководством главного бухгалтера.

Службы внутреннего аудита в российских банках подчинены чаще всего непосредственно Председателю Правления и не зависят от бухгалтерии и других структурных подразделений. В некоторых иностранных и российских банках внутренний аудит подчиняется наблюдательному совету и общему собранию акционеров, что делает его независимым даже от Правления банка.

В работе внутреннего аудита и банках, имеющих несколько филиалов, большое место занимают проверки эффективности работы филиалов и ведение ими бухгалтерского учета.

Положением № 64 предписано аудиторам проверять не менее 40% филиалов аудитуемого банка, а проверку остальных филиалов разрешено поручать службе внутреннего контроля.

Проверяется, подтверждены ли все проводки по счетам аналитического и синтетического учета правильно оформленными первичными документами, имеются ли в юридических делах клиентов договоры на расчетно-кассовое обслуживание, подтверждения налоговой инспекции и внебюджетных фондов, нотариально заверенные учредительные документы и карточки с образцами подписей. Изучаются кредитные дела клиентов с точки зрения законности и обеспеченности ссудных операций, полноты и правильности их оформления. Проверка филиалов проводится по заранее составленному плану в течение всего года и охватывает все филиалы. Руководству банка представляются письменные заключения об эффективности работы филиалов и резервах ее повышения.

Во всех коммерческих банках, имеющих и не имеющих филиалы, служба внутреннего аудита вместе с юристом банка разрабатывает положения о структурных подразделениях, осуществляет контроль за подготовкой должностных инструкций для всего персонала. На этой основе периодически проводится проверка соответствия деятельности подразделений поставленным перед ними в этих положениях задачам.

Проверяются также компьютерные технологии ведения бухгалтерского учета, обеспечивают ли они достоверность отражения в бухгалтерском учете и отчетности банковских операций и их финансовых результатов. Особое внимание уделяется проверке правильности определения налогооблагаемой базы разных налогов исходя из действующего законодательства.

В этой своей части внутренний аудит носит ревизионный характер и преследует цель выявления и исправления ошибок в учете, а также обеспечения соответствия учетного оформления банковских операций их экономическому содержанию, плану счетов бухгалтерского учета и инструкциям по ведению учета и составлению отчетности – бухгалтерской и налоговой.

Аналитическая работа службы внутреннего аудита ограничивается оперативным анализом финансового состояния только своего банка с выявлением удельного веса доходных активов и влияния операций отдельных структурных подразделений на финансовые результаты его деятельности и ликвидность.

Такой экспресс-анализ чаще всего проводится еженедельно. Более углубленный анализ финансового состояния проводится ежемесячно. При этом определяется прибыльность отдельных направлений деятельности (кредиты юридическим и физическим лицам, операции с ценными бумагами, валютные операции, внебалансовые операции по поручению клиентов и т. д.) и рентабельность работы филиалов.

Анализируются и оцениваются отклонения от установленных Банком России экономических нормативов. При их соблюдении определяется положительное или отрицательное влияние этих отклонений на эффективность работы и финансовую устойчивость банка.

Контролируется также выполнение сметы операционных и административно-управленческих расходов, соблюдение установленных лимитов кассы, открытой валютной позиции.

При отсутствии в банке специальной службы маркетинга в обязанности внутреннего аудита включается изучение фондового рынка, рынка межбанковских кредитов, сбор и анализ информации о банках-контрагентах, об их платежеспособности и финансовой устойчивости /53/.

В некоторых банках на службу внутреннего аудита возлагается проведение анализа финансового состояния всех ссудозаемщиков – юридических и физических лиц с целью оценки банковских рисков, связанных с их кредитованием, а также эмитентов, индоссантов и авалистов векселей, которые банк намерен приобрести.

Такое расширение функций внутреннего аудита практикуется отдельными банками с целью освободить кредитных работников и дилеров от технической работы, связанной с проведением финансового анализа.

При этом сотрудники структурных подразделений, ведущих активные банковские операции, получают необходимую им информацию после ее аналитической обработки службой внутреннего аудита.

К сожалению, в большенстве мелких и средних банков внутренний аудит организационно не выделен, что затрудняет определение размеров банковских рисков, возникающих при проведении конкретных операций. Функции внутреннего аудита не ограничиваются контролем за работой всей системы внутреннего контроля /14/. Как справедливо подчеркивает Ю. Данилевский, внутренний аудит, который автор называет внутренним контролем,“имеет другую приоритетную цель – помочь найти наиболее эффективные методы работы и оценить экономичность использования выделенных средств, что особенно важно для бюджетных организаций”/15/.

Для защиты интересов акционеров и клиентов банков во всех странах с рыночной экономикой государство осуществляет разные формы контроля за деятельностью исполнительного органа – Правления банка, среди которых особое место занимают обязательные ежегодные аудиторские проверки.

Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами. Основным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, являются «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвержденные Указом Президента России № 2264 от 22 декабря 1993 г. В соответствии с ними основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. № 64 содержит аналогичное определение цели аудиторской деятельности.

Центральный банк Российской Федерации требует, чтобы в аудиторских заключениях давалось не только подтверждение (или не подтверждение) достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершаемых операций действующим законодательным и нормативным актам, но содержалась бы также оценка результатов деятельности коммерческих банков. Для такой оценки, как известно, необходимо провести анализ финансовой деятельности.

Мировой опыт банковского аудита свидетельствует, что ревизионная часть аудиторской проверки только тогда реально обеспечивает достоверность бухгалтерской отчетности и соблюдение законности проводимых банковских операций, когда внешний независимый аудит опирается на предварительно проверенный и организованный в соответствии с его требованиями внутренний аудит и когда при планировании проверки и ее проведении используется финансовый анализ /53/.

Так, с одной стороны внешний аудит – это логическое завершение внутреннего контроля, а с другой стороны – это подтверждение достоверности отчетности и финансового положения Банка.